Сцепление на ВАЗах

Сцепление на «ВАЗах»

Сцепление ВАЗ-2109, как и практически у всех импортных машин, сухое, однодисковое, с центральной нажимной пружиной...

Кожух сцепления крепится к маховику шестью болтами, а с нажимным диском соединяется 3-мя парами упругих пластинок. Такая упругая связь обеспечивает передачу вращающего момента от кожуха сцепления на нажимной диск, также осевое перемещение нажимного диска в кожухе при выключении сцепления. Не считая того, соединительные пластинки за счет собственной упругости отводят нажимной диск от ведомого диска при выключении сцепления. Ведомый диск в сборе с демпфером размещен на шлицах первичного вала коробки.

Привод выключения сцепления механический с пружинным усилителем (сервомеханизмом). Педали сцепления и тормоза подвешены на общей оси к кронштейну. К педали сцепления приварен рычаг усилителя, который шарнирно соединяется с толкателем. Конец толкателя закреплен скобой. На конце толкателя меж опорной шайбой и опорой установлена за ранее сжатая пружина. Опора упирается в гнездо кронштейна, приваренного к кронштейну педалей. Высшая часть педали соединяется с серьгой троса привода сцепления. Нижний наконечник оболочки троса зажат в гнезде кронштейна 2-мя регулировочными гайками с шайбами. На нижнем конце троса крепится поводок, который пальцем соединяется с рычагом вилки выключения сцепления. Нижний конец троса закрыт чехлом. Верхний наконечник оболочки троса размещен в резиновом буфере, который торцом упирается в гнездо передка кузова.

Для понижения уровня шума в автомобиле в приводе сцепления употребляются резиновые детали, не допускающие вибрации. В то же время они обеспечивают упругость привода сцепления. Потому по усилию на педали время от времени тяжело поймать конец ее свободного хода.

Вследствие этого свободный ход инспектируйте на рычаге вилки выключения сцепления.

Снятие сцепления и его привода

За ранее снимите коробку. Потом открутите болты крепления кожуха (плетенки) сцепления к маховику и снимите кожух сцепления в сборе с нажимным диском. При всем этом освобождается ведомый диск сцепления.

Для снятия привода выключения сцепления ослабьте регулировочные гайки и вытащите нижнюю часть троса из гнезда кронштейна крепления оболочки троса. Потом отсоедините поводок от рычага вилки выключения сцепления. Снимите с педали серьгу троса. Вытащите трос в сборе с буфером из щита передка кузова.

Для снятия педали сцепления зафиксируйте пружину на толкателе шплинтом либо проволокой поперечником 2 мм, установив их в отверстие толкателя под опорой. Для поиска отверстия в подходящем положении поверните педаль сцепления на оси. Потом снимите оттяжную пружину педали тормоза и ось педалей, вынув за ранее скобу из канавки оси педалей. Снимите педаль сцепления в сборе с пружинным усилителем.

По мере надобности подмены вилки выключения сцепления выпрессуйте внешную втулку из картера сцепления, вытащите вилку, потом установите новейшую вилку и запрессуйте втулку, за ранее заложив в нее смазку. Проверка технического состояния и контроль сцепления

Проверьте состояние ведомого диска. Фрикционные накладки поменяйте новыми при возникновении растрескиваний, уменьшении расстояния меж заклепкой и рабочей поверхностью до 0,2 мм, также при неравномерном износе и однобоких забияках. При ремонте ведомого диска (подмене накладок) нужно использовать приспособление для подмены фрикционных накладок ведомого диска. Торцовое биение рабочей поверхности фрикционных накладок не должно превосходить 0,5 мм. Если оно больше, то диск выправьте, используя ключ для правки ведомого диска, либо поменяйте новым.

Для проверки состояния ведущей части сцепления установите кожух сцепления в сборе с нажимным диском на приспособление с промежным кольцом шириной 8,3 мм. Это приспособление имитирует маховик с ведомым диском. Закрепив кожух сцепления, сделайте три хода выключения, прикладывая на лепестки нажимной пружины нагрузку менее 137,8 кгс, и замерьте величину отхода нажимного диска. Ходу выключения (7+0,1) мм концов лепестков должен соответствовать ход диска более 1,4 мм.

Замерьте расстояние от основания приспособления до плоскости концов лепестков пружины. Оно должно быть 32,6—34,6 мм для нового сцепления. В процессе работы сцепления за счет износа дисков сцепления этот размер возрастает. Если он достигнет 43 мм либо перемещение нажимного диска будет меньше 1,4 мм, — поменяйте кожух сцепления в сборе с нажимным диском.

Проверьте упругость пружин. Оттяжная пружина вилки выключения сцепления обязана иметь длину: 102 мм под усилием 23,5+2,4 кгс; 91 мм под усилием 12,3+1,2 кгс; 81 мм — в свободном состоянии.

Длина пружины усилителя привода выключения сцепления должна быть 30,6 мм под усилием 54,9+0,6 кгс; 44 мм под усилием (31,5+0,7) кгс; 62 мм в свободном состоянии.

Проверьте состояние троса. Сначала удостоверьтесь в крепком креплении наконечников троса, поводка и серьги, также в том, что трос свободно перемещается снутри оболочки. Проверьте состояние оболочки троса, резиновых буферов и втулок, защитного чехла, серьги и поводка. При повреждении троса и других его частей, при ослаблении наконечников поменяйте трос новым.

Установка сцепления и его привода

Ведется в последовательности, оборотной снятию. При всем этом: проверьте состояние шлицев на ступице ведомого диска и на первичном валу коробки, шлицы очистите и смажьте узким слоем молибденовой (голубой) смазки; установите сцепление, расположив ведомый диск выступающей частью ступицы в сторону нажимного диска и перед затягиванием крепежных винтов плетенки сцепления к маховику отцентрируйте положение диска в плетенке относительно маховика, вставив в шлицевое отверстие оправку, имитирующую конец первичного вала коробки; смажьте втулки педалей и места соединения пружинного усилителя с педалью и кронштейном консистентной смазкой.

Пружинный усилитель привода сцепления разбирайте и собирайте только по мере надобности в приспособлении для сборки пружинного механизма (сервомеханизма). При сборке смажьте толкатель в отверстии опоры и втулку толкателя смазкой. После установки педали сцепления на автомобиль нужно удалить технологический шплинт, фиксирующий пружину усилителя на толкателе.

Регулировка свободного хода рычага вилки выключения сцепления

Свободный ход на рычаге в начальном положении привода должен составлять 3,5—4,0 мм. Его регулируйте гайками, изменяя положение нижней ветки троса относительно кронштейна.

Порядок регулировки последующий. Ослабьте гайки и установите щуп Ж1,5 мм в окошко поводка троса так, чтоб он расположился меж кромкой поводка и гнездом рычага вилки выключения сцепления. Потом затяните гайки до устранения зазоров в приводе выключения сцепления. Вынув щуп, проверьте величину свободного хода рычага вилки выключения сцепления.