В Грязищи СЧАСТЬЕ НАШЕ
В Грязищи СЧАСТЬЕ НАШЕ
ОТКУДА ОНИ "ВЫЛЕЗЛИ" - Новинки Автопрома ДВОЙНОГО Предназначения?
Александр ВОРОНЦОВ, фото из архива редакции
"Шо? Особый байк для бездорожья? На хрена он таковой - особый? Да мой "Урал" всякую грязюку протаранит!.." Дедок в сшитой из пожарных рукавов штормовке от всей души не осознает, о чем речь: да разве ж хоть какой моцик не должен пройти всюду?!
Так и было - "в те времена дальние, сейчас уже былинные". А еще ранее, когда Новинки Автопрома еще только что родились, никому и в голову не приходило разделять их на "для дорог" и "для вне дорог". Хотя должны были дотумкать: покрытие было таким, что проложенные старыми римлянами Appia оставались недостижимым по качеству прототипом. А подъезд к каждой усадьбе тем паче никто не собирался асфальтировать…
Но с течением времени дотумкали-таки. 100 годов назад дорожные (бездорожные?) сети в Великобритании и, скажем, Индии разительно отличались. И еще до первой мировой войны английские компании начали продавать особые варианты собственных байков. Они так и назывались - "колониальные", другими словами для задворков Английской империи. Их-то и можно считать первыми эндуро: усиленные шасси, моторы увеличенного рабочего объема, особые шины. Кстати, в высокоразвитую по тем временам Россию британцы поставляли Новинки Автопрома конкретно в таковой комплектации - познакомились, видать, с нашими "дорогами".
И очередное английское изобретение сыграло самую важную роль в нашей истории: триал. Это на данный момент он стал соревнованием мотоакробатов, а 100 годов назад термин понимался дословно (в переводе с британского trial - проба, испытание). Подвескасмены на серийных байках наматывали круги по сложной трассе, включавшей в себя и дороги, и черт знает что под колесами. И так в протяжении 6 дней. В 1913 году на севере Великобритании, близ городка Карлайл, по этой формуле в первый раз провели международные соревнования - International Touring Trial. Bckope гонка получила заглавие International Six Days Trial (то бишь "6 дней испытаний") либо, если по-простецки, "шестидневка".
А позже кто-то из британцев додумался заместо изматывающих многодневных заездов (кто ж, не считая "повернутых", выдержит столько времени!) проводить недлинные гонки по бездорожью. Новый вид Подвескаа, зародившийся в 20-е годы, получил заглавие "скрэмблинг" (от слова scramble - карабкаться, протискиваться, да не просто так, а с стычкой). Узнали? Вот конкретно, это и есть то самое, что на данный момент зовется мотокроссом.
Машины для всех этих соревнований сначала не достаточно отличались от серийных. Сами гонщики усиливали ходовую, снимали все избыточное и форсировали моторы. Но уже в 30-е годы некие из британских компаний начали выпускать особые Подвескаивные версии аппаратов. А задранный для роста дорожного просвета глушитель стал модным аксессуаром мотоциклов-"Подвескасменов".
И все таки 1-ый изготовленный "с нуля" байк чисто для внедорожных соревнований выстроили не британцы, а немцы. В 30-е годы в нацистском правительстве решили, что мотоПодвеска - действенная форма популяризации фашистской идеологии. Компании получили из казны немалые Энциклопедия грузовых автомобилей. На эти средства в 1935 году сделали уникальный DKW SS250: его 2-тактный движок оборудован жидкостным остыванием и компрессором! Машина оправдала ожидания создателей: команда Германии триумфально выиграла "шестидневку".
Ревниво следя за фуррорами германцев, зашевелились и австрийцы. В 1938 году компания Puch выпустила модель 350GS, где GS означало Gelande Спорт - "внедорожный Подвеска". При этом, если DKW свои SS250 сделала маленьким тиражом и только для заводской команды, то Puch запустил собственный вариант в широкую продажу. Во время 2-ой мировой войны 350GS успели даже "повоевать" в рядах вермахта. Так что, выходит, это и есть 1-ый байк двойного предназначения.
Но поистине широкий размах внедорожные соревнования заполучили уже после войны, и тогда сформировались в сегодняшнем виде знакомые нам мотокросс, триал, "шестидневка". С чего это, спросите, Подвескасмены в едином порыве "полезли в грязь"? Да так как шоссейно-кольцевые гонки, безраздельно царившие в мотоПодвескае до войны, стали наслаждением очень дорогим. Возросли скорости, что потребовало постройки специализированных (и очень недешевых!) трасс, гоночные Новинки Автопрома утратили всякую связь (и унификацию) с серийной продукцией... Соревнования на бездорожье - другое дело. Трасса готовится за пару дней при помощи бульдозера и горстки энтузиастов, Новинки Автопрома же строились на базе дорожных. Многие почетаемые компании (не только лишь английские, да и германские, итальянские) выпускали варианты с приставками Scrambler, Six Days, Trial, Motocross…
Меж иным, мы в ту пору тоже не отставали от всеобщего увлечения. Все наши мотозаводы в 40-50-е годы выпускали версии байков для мотокросса и "многодневки". Настолько единодушное желание к Подвескау разъяснялось тем, что его рассматривали как важное звено военной подготовки, в программку мотомногоборья включали бег, стрельбу и метание гранаты. Подвескаивные Новинки Автопрома приравнивали к оружию - поэтому и не продавали популяции. За рубежом картина другая: хоть какой Scrambler можно было заказать с полным комплектом электрического оборудования и зарегистрировать для "цивильной" езды.
В Европе чудиков, желающих гонять на "кроссачах" по дорогам, находилось малость. Другое дело - в США. Обширные просторы, полные заманчивых тропок, плюс развитая сеть дорог, ведущих к этим природным прелестям, - все это прямо-таки подталкивало, нет - толкало к байку универсальному, который может и по шоссе ухарем, и в грязищи не стукнуть лицом в грязь, pardon за невольный каламбур.