Стоять! Страшиться!
Стоять! Страшиться!
Полицейские Новинки Автопрома: 100 лет в строю Можно только восторгаться мужеством (либо дивиться тупости?) тех копов начала XX века, которые отважились поменять обычную лошадка на новоявленное техническое чудо – байк. Сами посудите: его еще попробуй заведи – ни сцепления, ни коробки, тогда даже кикстартера для него еще не предусмотрели. Ну и побегай–выищи для него бензин – пощипать траву у салуна он категорически отрешается. То свечки «забрасывает», то приводной ремень рвется, то еще какую подлюку этот механический конь подкинет... На разум приходит только один аргумент в пользу «железной кобылы»: видать, это волшебство техники повлияло на слабеньких разумом нарушителей порядка – вводило их в ступор. Точно так же были ошеломлены инки да ацтеки пятьюстами годами ранее, в первый раз столкнувшись с поразительным гибридом – наездником на лошадки.
Вроде бы то ни было, но отдельные полицейские в США, Германии либо Великобритании уже больше 100 годов назад отваживались выезжать на патрулирование на собственных собственных байках. (Откуда у их такие средства? Ведь байк в те времена стоил совсем неимоверные бабки! Ох, ручки волосатыѕ) Инициатива пришлась ко двору, и в 1908 году в первый раз были произведены официальные закупки байков для милиции. Это вышло в США, в городках Детройт и Портленд. Выбор пал на самые пользующиеся популярностью в ту пору марки – Harley-Davidson и Indian.
Полицейские Новинки Автопрома: 100 лет в строю Сначала полицейские Новинки Автопрома ничем не отличались от обыденных, разве что на службу старались подбирать модели бравые, то бишь массивные и крепкие. Очередное условие – они должны были происходить из массовых серий, чтоб не появлялись трудности с запчастями и обслуживанием. Так в Европе постепенно возлюбленным байком местных полицейских стал Бмв, а в США – Harley. Они остаются самыми всераспространенными «марками на службе» до сего времени! При этом, если H-D популярен в главном у американских копов, то Бмв – в мире. На данный момент 80 000 байков германской марки служат в 150 странах, да что там – их употребляют 140 подразделений даже в США!
С течением времени полицейские нашли, что на байке можно возить огромное количество нужных вещей – от наручников до вооружения, от напарника до радиостанции (при этом в те знаменитые времена радио иногда весило поболе человека). Так стали нужны Новинки Автопрома с коляской, также более экзотические модификации – такие, как грузовой трайк Harley-Davidson Servicar. Хотя машину сделали с прицелом не на полицейских, а на маленьких торговцев, конкретно в милиции она обрела себя. Что подтверждает рекорд долгожительства: ее выпускали с 1932 аж по 1974 годы.
Полицейские Новинки Автопрома: 100 лет в строю Вобщем, не всегда у служителей правопорядка воспользовались спросом только томные массивные Новинки Автопрома. К примеру, в Англии в 50-е и 60-е годы возлюбленным аппаратом полицейских-патрульных был Velocette LE – машина, о которой, если откровенно, не скажешь, что у нее выдающаяся динамика: всего-то 8 л.с. и 90 км/ч. За что все-таки ее обожали? А ах так раз за мотор: 2-цилиндровый нижнеклапанный оппозит жидкостного остывания, феноменально жизнестойкий, не тряский и бесшумный. К тому же LE оснащали подножками-платформами, наколенными щитками и ветровым стеклом. Полицейский мог провести всю смену в движении, нисколечко не утомившись, а «шепот» мотора был так тих, что другой раз, молвят, удавалось застать преступников врасплох.
Отсюда пошло разделение: огромные, массивные Новинки Автопрома – для патрулирования автострад и хайвеев, также эскортной службы, и юркие дешевые аппараты – для службы в городке. Посреди «больших» в 60-е годы разгорелась серьезная война: Бмв начал вытеснять Harley даже на его родине, в США! В битву ввязался очередной выходец из Европы – Moto Guzzi. Итальянская компания, его производящая, во 2-ой половине 60-х развернула создание машин с большенными V-образными «двойками», которые так полюбились полицейским, что их приняли на вооружение даже в Калифорнии.
Тогда же на сцене появились и модели из Стране восходящего солнца. Другими словами у себя-то дома они издавна захватили рынок байков для милиции, но в 60-е прорвались и на мировой. А в последующем десятилетии прошлого века, когда в Стране восходящего солнца начали создание массивных 4-цилиндровых аппаратов, позиции обычных поставщиков из Европы и США зашатались.
Так что на данный момент вместе с Бмв R1200RT и Harley-Davidson Electra Glide (самые пользующиеся популярностью патрульные Новинки Автопрома на всех материках) несут службу Yamaha FJR1300, Honda ST1300 Pan European и VFR. Это на трассах. А в городках все почаще полицейские отдают предпочтение скутерам и даже таким аппаратам, как Segway.
Но это для богатых. У бедных – свои заморочки. В почти всех странах Латинской Америки, Азии и Африки популярны легкие Новинки Автопрома двойного предназначения. С автострадами в этих странах не густо, шоссе – как после бомбежки, в городках не многим лучше. А в последние годы в страны третьего мира хлынул поток полицейских байков из Китая. Обычно, это «классики» либо «чоппероиды» с 250-кубовыми моторами.
Наша полиция серьезно освоила байк только после Величавой Российскей войны. Первыми массовыми двухколесными машинами «на службе» стали поставлявшиеся по ленд-лизу Harley-Davidson WLA – их завезли практически 30 000, так что и на мирное время хватило. В 50-е и 60-е годы на замену «американцам» пришли российские М-72 и К-750.
Но наш климат не слишком-то содействует мотоциклетной патрульной службе, даже на 3-х колесах, и в конце прошедшего века полиция с наслаждением пересела на авто. Помнится, когда столичных «гаишников» желали было перевооружить «Иж-Юнкерами», те восприняли такую инициативу начальства как кару небесную. Но то Москва, а в бедных селах и «Уралу» с коляской рады – и завод выпустил специальную модификацию.
Полицейские Новинки Автопрома: 100 лет в строю Есть у байка еще одна служба – эскортная. Обычно ее несут такие же полицейские машины, но в СССР серийные оказались очень тихоходными. Так в 70-е годы на свет появилась программка «Эскорт». Фактически, ее предшественником можно считать построенную еще в 1967 году небольшую серию 50-сильных (очень круто по тем временам, и не только лишь для нас) М-100. Позже три мотозавода – в Ирбите, Киеве, Ижевске – вместе с ВНИИМотопромом разработали огромное количество прототипов – как форсированных вариантов оппозитов, так и совершенно экзотичных аппаратов с роторными движками либо 2-тактной 700-кубовой V-образной «двойкой». В конечном итогеѕ предпочли Бмв.
Из недавнешних новостей: три взвода инспекторов-мотоциклистов выйдут в этом году на патрулирование подмосковных автотрасс. Так что у каждого из нас растут шансы услышать: «Стоять! Страшиться!».