ИЗОБРЕТАТЕЛЬ КОПЕЙКИН, НЕ КИТАЕЦ
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ КОПЕЙКИН, НЕ КИТАЕЦ
фото создателя
ИЗ 2-ух ТАКТОВ - ЧЕТЫРЕ
Для затравки спросим: чем отличается 2-тактный движок от 4-тактного? Простецки возмутимся: "Да всем - это все равно, что ассоциировать помидор с жирафомѕ" А что скажете об изобретении питерца Владимира Павловича Копейкина: он, представьте для себя, сделал 4-тактный движок из... 2-тактного?
Стоило ли заморачиваться и устраивать 2-тактнику "генетическую" трансформацию? Вопрос глупый - в какой-то момент трансформация должна была произойти, ибо Владимир Павлович - изобретатель. Никто до него ничего подобного не пробовал сконструировать? Тем лучше!
Собственный 1-ый 4-тактник он выстроил еще в 1962-м. Его вдохновил мотор с фото британского байка AJS, возлюбленной Копейкиным "классики". За базу взял движок от "Иж-56", в то время очень совершенной машины. Сам сделал новый цилиндр, головку, распредвал. Стопроцентно изменил систему смазки: установил в картер маслонасос, который крутится от той же цепи, что идет на распредвал. Подвел смазку к подшипникам коленвала (они смазываются под давлением) и в головку цилиндра к системе газораспределения. Два клапана и распредвал расположил вверху, привод - цепью с коленвала. Отфрезеровал новый шатун и установил ролики подшипника нижней головки с увеличенным поперечником (заместо 4х6 - 5х6), сам сделал сепаратор. Рабочий ход поршня остался таким же, как на "Иже", - 85 мм. За счет самодельного поршня объем мотора возрос до 450 "кубиков" (немножко не дотянул до "классики"-"пятисотки", как у AJS). Байк вышел малогабаритным, надежным, обычным в обслуживании, ездить мог на низкооктановом бензине, начиная с 56-гоѕ И это уже в 1962-м!
А что все-таки наш мотопром? Исключительно в 80-х годах на заводе "Ижмаш" занялись внедрением лицензионного 4-тактного мотора на базе Yamaha XT550. Но что-то там не заладилось...
Пока завод крючился в муках рождения "велика", Копейкин вовсю рассекал на собственном "Иже": в Москву, на юг к морю, в выходные - на дачу. Аппарат не подводил, разве что из-за высочайшей мощности движка время от времени дурачилось сцепление да раз в сезон "летела" цепь. В 1997-м байк у Копейкина угнали. Конструктор соорудил за два месяца таковой же движок. Ну а "добавить" к нему байк - плевое дело. Раму взял от Pannonia. В системе зажигания использовал коммутатор от ВАЗ-2108 с датчиком Холла. Показал аппарат ижевцам, и те уговорили его дать движок заводу на тесты.
Да пренебрегли предостережениями конструктора, касающимися эксплуатации, - сломали мотор, и в создание он, естественно, не пошел. Ижевский завод так и не собрал собственный 4-тактный движок. А сейчас подбирает подходящий из китайских, собирается закупать, да все никак не подберет. А изобретатель Копейкин в свои 66 лет ездит на собственном революционном байке по Питеру и делегатов от росмотопрома уже не ожидает. Сообразил, почему не приедут: он же не Китай..