НАМ К ВОЗНЕ НЕ ПРИВЫКАТЬ
НАМ К ВОЗНЕ НЕ ПРИВЫКАТЬ
фото создателя
Прогуливаясь годом ранее с 12-летней дщерью Анастасией, в одном из столичных мотосалонов набрел на китайский аппаратец FYM 125EY-6. Он направил на себя внимание в ряду внедорожных мини-кроссачей (их именуют "пит-байками") петушиным боевым видом и безмерно широкими шинами от детского ATV. Обычный 4-тактный клон "хондовской" модели Super Сub "раздут" до 124 кубов, а чтоб мотор не перенагрелся от наращенных до 8,5 л.с. (при 8500 об/мин), в нем, я увидел, скооперировано воздушно-масляное остывание с радиатором над фронтальным крылом.
Энтузиазм к аппаратам такового рода был совсем не академический - фанатом мотовездеходов на сверхшироких шинах я стал после удачных экспедиций на верхушки Эльбруса в 2003 году и Говерлы в 2005-м (к ним был причастен) на подобного рода самодельном аппарате, построенным журнальчиком "Мото". В тот редакционный аппарат ("Баксан-80") воткнуть бы таковой мотор - и на Эверест можно замахнуться. Но стоимость 1-го только полного тюнингового кита от Polini, Kitaco либо Takegawa на "кубовский" клон тянет под $2500!.. А здесь весь аппарат стоит в два раза меньше. Как было не соблазниться на покупку, тем паче что молодая гонщица тоже имела на него виды. Но торопиться не стал - нужно же все обсмотреть...
Пристрастное исследование объекта показало вот что. Байк оборудован "обычным" (не автоматическим) сцеплением, передачи врубаются "по-нашему", другими словами 1-ая - вниз, другие три - ввысь. Означает, поменять привычки и путаться не придется - практически у всех "китайцев" с схожими моторами все передачи при разгоне врубаются "в одну сторону". Электростартера нет, оба тормоза - барабанные. Мелочь тоже ничего: лапка рычага переключения передач складывается, подножки - зубастые, облегченные. Концы тросиков на руле закрыты резиновыми пыльниками. Крепежный элемент на траверсах вилки - с потайными головками. С "подбрюшья" мотор защищен поддоном. Дорожный просвет очень впечатляющий - аж 270 мм!
Торговцы салона, разгадав наш энтузиазм, кинулись его разогревать: с блеском в очах ведали о собственном опыте езды, полученном на коллективных пригородных пирушках. Предупредили, что при неделикатном воззвании с ручкой газа аппарат переворачивается на первых 2-ух передачах. Хорошо, проверим. Ну и приобрели...
Умудренный опытом (в большинстве случаев приходится-таки устранять "косяки" предпродажной подготовки), перетянул крепежный элемент и поменял масло. С маслом, может, и погорячился: оно было незапятнанное, приятное на запах (опытные усвоют, о чем это я), в подходящем количестве, без опилок и стружек. А вот с крепежом не прогадал: наши собратья по недостроенному коммунизму перестарались - захромировали все болты прямо поверх резьбы и тем сделали их практически разовыми. Что ж, плашку в руки - и впередѕ Через полчаса все привел в норму. На этом шаге ознакомления с техникой ничего преступного не отыскал - можно было применить байк по прямому предназначению.
Морковкина к тому времени уже заполучила некий мотоциклетный опыт и знала, что кик дергать никчемно, если не откроешь бензокран. И вот здесь ее подстерегало разочарование - девичьи пальчики не способен были повернуть как будто зафиксированный рычаг крана. Ну и на уникальность неловко он размещен - за воздушным фильтром. Чего уж - посодействовал грубой мужской силой. И жать на кик девчушке было в наслаждение - это вам не "Иж-Планета Подвеска"! (Забегая вперед скажу, что за год общения с FYM'ом не появилось оснований предъявлять претензии к мотору.) С серьезной компрессией в "осьмушечном" цилиндре она совладала, все 33 кг девичьего веса использовала в наивысшем динамическом режиме, другими словами в прыжке.
Для малыша 12-15 лет этот мотоциклик по размерам - в самый раз, но подвески рассчитаны на взрослого: передняя срабатывала только после взлета и приземления с ударом колесом о грунт, а задняя совсем в хоть какой ситуации стояла колом! Задумывался, отрегулирую - ведь на моноамортизаторе регулировочные гайки и длинноватая резьба на корпусе. Не тут-то было: и гайки, и резьба оказались бутафорией, а амортизатор - неразборным и нерегулируемым. "Задница" - ценная часть организма человека, в особенности детского. Так что поменял амортизатор - установил работающий российский Plaza. Он газонаполненный, с пружиной переменного шага и широким спектром регулировок. Таким макаром, "зад" привел в норму. А вот с неработающей вилкой до поры пришлось смириться. Так же, как и с не в меру "ленивым" фронтальным барабанным тормозом. Благо, работал задний, ну и мотор помогал большим тормозным моментом при сброшенном газе.
Пришлось заниматься и обеспечением грязезащиты. Вобщем, этот, условно говоря, узел - слабенькое место не только лишь FYM'а. У всех пит-байков, даже у модели-родоначальнице класса - Honda XR50 и современном CRF50 фронтальное крыло очень короткое, и грязь из-под колеса летит прямиком на мотор. Ну и задний "лопушок" способен защитить спину в наилучшем случае от десятой части грязевого потока. Гонщикам отлично - у их портативная мойка заходит в список возимого оборудования. У нас мойки не было и не будетѕ Понимаю, что поступил "по-колхозному" - навесил брызговики и нарастил фронтальное крыло. Зато сейчас всегда и сами незапятнанные, и мотор не перегревается под слоем грязевой "шубы"... А еще я нарастил площадь "пятачка" на оконечности бокового упора - чтоб он не зарывался в землю под весом стоящего байка.