Запасное питание
Запасное питание
Супруга Карла Бенца, пионера авто промышленности, в схожей ситуации просто купила в аптеке горючее средство от мышей и, залив его в бачок, благополучно продолжила поездку. Опытный же шофер на неизведанном маршруте положит в багажник хоть пластиковую бутылку с бензином – на всякий случай. Но и на опытного бывает проруха, когда в баке пусто, а до заправки еще пилить и пилить.
Бутан из баллончика через сопло газовой горелки поступает конкретно во впускной коллектор.
Отлично, если до очага авто цивилизации неподалеку походить с канистрой. Но, представим, не подфартило – к услугам бедняги только керосиновая лавка либо сельпо да полуживой трактор в богом позабытой деревне. Сценарий может быть и другим, сущность одна – что можно залить в бак, когда нет бензина? Да так, чтоб, худо-бедно, про-ехать несколько км. Это и стало целью нашего опыта.
Для чистоты опыта и удобства работы мы использовали «порционный» топливный бачок.
Чем можно поживиться на прилавке виртуального магазина? Лаки, краски, средства от насекомых и олифу исключили сходу – у нас не многотопливный танковый дизель. А вот керосин, дизтопливо, уайт-спирит, скипидар, пару видов растворителей, ацетон и «незамерзайку» для стекол проверим. Последняя, кстати, на открытом воздухе пылает замечательно, потому тушить пожар под капотом (а такие пробы нам известны) ею не стоит. Ну и, естественно, главный продукт русской глубинки – незапятнанный, как слеза, самогон.
Если с собой баллон с пропаном – вам подфартило, подводите газ во впускной коллектор и можете хорошо ехать.
Только где его в Москве приобретешь за деньги! Потому заранее затерли брагу, из которой спустя положенный срок добыли реальный первач. На вкус и букет – та еще сивуха, но пылает исправно, а бытовой спиртометр уверенно указывает 70°. А чтоб «подсластить» горьковатое питье, заготовили чистейшего мед спирта и – гулять так гулять – две бутылки абсента Tunel – 70-градусного, как убеждают знатоки, «лекарства». Забегая вперед, заметим, что все, что ниже градусом – водка, коньяк, портвейн – для мотора все равно что вода, на их он даже не чихнул.
И в конце концов, спецтест для дачников. Все, наверняка, знают, что авто движок охотно работает на сжиженном газе. Том самом, что продают в бардовых баллонах. Только для газа необходимо особое оборудование – редуктор, испаритель, смеситель и т.д. А нельзя ли обойтись минимумом – бытовым редуктором и шлангом, подающим газ из баллона прямо во впускной коллектор? Результаты наших опытов – на последующем развороте.
* * *
Наш опыт подошел к концу. За его рамками осталось много горючих жидкостей, потенциально применимых для авто мотора. К примеру, гептил (ракетное горючее), нитроглицерин, водянистый водород, но навряд ли эта страшная экзотика доступна обычному смертному. Да и те, что мы испытали, позволяют прийти к выводу: автомобиль, оказывается, способен ездить не только лишь на бензине, а проглотит практически все, что пылает.
Тестовым автомобилем стала впрысковая «Нива». Измерительная аппаратура – мотор-тестер «Автоасс», косвенный показатель оптимальности горючего – длительность впрыска, а мощности – время раскрутки мотора до 3000 об/мин (см. табл.). Но более увлекательными оказались все таки не числа, а личные чувства. Проверить, как автомобиль поведет себя под нагрузкой, поможет пробный километровый пробег на каждом горючем. В опыте использовали и карбюраторный автомобиль. Кстати, спирт ему приглянулся куда больше, чем впрысковому.
Лить очертя голову в бензобак нашей впрысковой «Нивы» первую попавшуюся горючую жидкость было бы легкомысленно: а ну как не заработает? Потому установили на место запаски маленький бачок со своим электробензонасосом и параллельную систему питания с 2-мя трехходовыми кранами. На чистоту опыта это не воздействует, зато при беде здорово сэкономим время на промывке штатной системы. А чтоб исключить смешивание нетрадиционного горючего с остатками бензина в рампе, предусмотрели подготовительную прокачку этого коктейля в бак через «родную» магистраль «обратки». При каждой смене горючего рампу промывали новым прототипом.
КЕРОСИН
На холостом «керосиновом» ходу движок никакого неудовольствия не выказывает – не дымит и достаточно быстро откликается на подачу газа. Разгон сопровождается легким детонационным гулом. Не угрожающим, но все таки ясным – будто бы в баке 92-й бензин, разбодяженный 80-м приблизительно на четверть. Но если не злоупотреблять динамикой, ехать можно, и не так плохо. По последней мере, 4-ая передача в коробке остается нужной. Что ж, утрата мощности видна, но не так, чтоб отрешаться от керосина как запасного горючего. Заметим только, что после получасового остывания (на улице +22°С) повторный запуск на чистом керосине несколько затруднен, и полностью может быть, зимой этот фокус пройдет не настолько гладко.
СКИПИДАР
На производной хвойной смолы мотор работает очень мягко – на детонацию нет и намека, запуск даже прохладный, легкий и уверенный, а выброс пахнет… елкой. Забегая вперед, заметим, что по этим характеристикам скипидар – пожалуй, наилучшее жидкое горючее из нашего набора. Но тяга мотора приметно слабее, по личным ощущениям процентов на 20. Все же как подмена бензину скипидар полностью сгодится, а некая накладность по сопоставлению с бутилированным керосином и уайт-спиритом навряд ли сыграет роль при форс-мажоре.
РАСТВОРИТЕЛИ 646 и 650
В качестве заменителя бензина пригодны только условно. Резко свалились обороты холостого хода – чтоб провести замеры, их пришлось поднять, подкрутив упор троса дроссельной заслонки. Продолжительность впрыска превосходит 3,2 мс, а 3000 об/мин движок и совсем не набирает. Разгоняется машина очень вяло и на III передаче уже чуть тянет при газе «в пол». Выброс – густой бело-голубой дым. К счастью, детонации нет, но каковой расход! Кажется, горючее из бачка уходит на очах – чуть не в два раза резвее керосина.
АЦЕТОН
Ацетон показал себя чуток лучше, и хоть «холостые» как и раньше чуть держатся на мало устойчивом уровне, выставленном для предшествующего горючего, едет «Нива» приемлимо. На горизонтальном участке уже можно включить IV передачу. Детонации нет, мотор работает мягко, практически не дымит. Но, видимо, из-за высочайшей летучести ацетон интенсивно испаряется в жаркой рампе, образуя паровые пробки. Движок временами приходится глушить и поливать рампу прохладной водой. Ехать выходит маленькими перебежками. Движок раскручивается без охоты, а наибольшие обороты чуть добиваются 4000. Расход настолько же высок, как и растворителей. Вобщем, если других вариантов нет, то двигаться, худо-бедно, можно.
ДИЗТОПЛИВО
В чистом виде никчемно – нет даже отдельных вспышек. После нескольких попыток запуска вывернули свечки: обильно залиты соляркой. Повторную попытку делаем на консистенции ДТ и 20% бензина – итог тот же. Поочередными приближениями находим работоспособную пропорцию – 1:1. Полностью приемлемо, беря во внимание, что даже в «пустом» баке плещется пара л. бензина. На этой консистенции удается, в конце концов, пустить мотор и более-менее приемлимо проехать контрольный круг. Холостой ход – на «ацетоновом» уровне. По опыту знаем: после принужденной работы мотора на таковой консистенции необходимо непременно проверить уровень масла в картере. Вероятнее всего, он вырастет за счет просочившейся в поддон несгоревшей солярки. Такое масло подлежит подмене.
ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ
Вопреки ожиданиям, в впрысковом движке этот продукт ничем не прославился. Приемлимо можно ехать на передаче не выше третьей. Сказывается низкая теплотворная способность горючего и высочайшая сокрытая теплота парообразования. Система впрыска, рассчитанная на более калорийное горючее, не в состоянии покрыть недостаток повышением цикловой подачи, потому «газ в пол» противопоказан. В карбюраторном же моторе спирт полностью работоспособен. Отвернув бензопровод от карбюратора, выработали бензин из поплавковой камеры и подвели спирт из бутылки. Довольно обогатить смесь удалось, прикрыв воздушную заслонку: еще лучше было бы установить жиклеры главной дозирующей системы наполовину большей производительности. Вобщем, этот прием издавна известен.
Молва о движущей силе самогона на поверку оказалась очень гиперболизированной, но если выбора нет – доедете, в особенности на карбюраторной машине.
Абсент, невзирая на заоблачную для горючего стоимость 1050 руб. за 0,7 л и 70%-ную крепость, движку не приглянулся. Какое-то время мотор поработал и как бы нашел желание ехать, но заглох, и вновь пустить его удалось лишь на бензине. Подозреваем, что находящиеся в напитке добавки, образующие липкие потеки при высыхании, не очень полезны форсункам. Вобщем, на зеленоватого змия как горючее мы не очень рассчитывали.
А вот «незамерзайка» для стекол, бодро горевшая в банке при отборочных испытаниях, оказалась и совсем никчемна: мотор на ней не заработал.
ПРОПАН-БУТАН
Газ подаем во впускной коллектор через отверстие для шланга вентиляции картера. Оно как будто специально для этого предвидено – поперечник чуток больше «кислородного» шланга.
Оказывается, вынудить мотор работать на пропане – не неувязка. Баллон с бытовым редуктором ставим в салон, шланг через окно заводим под капот, открываем вентиль, и мотор схватывает с первой пробы. Особенность одна – производительность редуктора невелика, потому при стопроцентно открытом дросселе мотор беднит и мощности не развивает. На маленький же нагрузке работает полностью приемлемо и обеспечивает уверенное движение на III передаче.
Приблизительно тот же итог дает корейский бутан в жестяных баллончиках (для походных газовых плиток), но есть тут одна особенность. Невзирая на то, что баллончик с газом находился в жаре под капотом, корпус горелки, через которую бутан поступал в движок, покрылся инеем. Отметим, что забирали водянистую фазу (баллончик располагали ввысь дном, а сам расход регулировали вентилем горелки) – газообразной для работы мотора было недостаточно. По другому говоря, езда на бутане просит нередких, через 200 метров остановок для согрева этого импровизированного редуктора, либо придется выдумывать метод его подогреть. 2-ое ограничение – масса газа в таком баллоне всего 220 граммов – этого хватит от силы на два километра. Все же как запасной вариант езда на бытовом газе имеет право на существование.
Супруга Карла Бенца, пионера авто промышленности, в схожей ситуации просто купила в аптеке горючее средство от мышей и, залив его в бачок, благополучно продолжила поездку. Опытный же шофер на неизведанном маршруте положит в багажник хоть пластиковую бутылку с бензином – на всякий случай. Но и на опытного бывает проруха, когда в баке пусто, а до заправки еще пилить и пилить.
Бутан из баллончика через сопло газовой горелки поступает конкретно во впускной коллектор.
Отлично, если до очага авто цивилизации неподалеку походить с канистрой. Но, представим, не подфартило – к услугам бедняги только керосиновая лавка либо сельпо да полуживой трактор в богом позабытой деревне. Сценарий может быть и другим, сущность одна – что можно залить в бак, когда нет бензина? Да так, чтоб, худо-бедно, про-ехать несколько км. Это и стало целью нашего опыта.
Для чистоты опыта и удобства работы мы использовали «порционный» топливный бачок.
Чем можно поживиться на прилавке виртуального магазина? Лаки, краски, средства от насекомых и олифу исключили сходу – у нас не многотопливный танковый дизель. А вот керосин, дизтопливо, уайт-спирит, скипидар, пару видов растворителей, ацетон и «незамерзайку» для стекол проверим. Последняя, кстати, на открытом воздухе пылает замечательно, потому тушить пожар под капотом (а такие пробы нам известны) ею не стоит. Ну и, естественно, главный продукт русской глубинки – незапятнанный, как слеза, самогон.
Если с собой баллон с пропаном – вам подфартило, подводите газ во впускной коллектор и можете хорошо ехать.
Только где его в Москве приобретешь за деньги! Потому заранее затерли брагу, из которой спустя положенный срок добыли реальный первач. На вкус и букет – та еще сивуха, но пылает исправно, а бытовой спиртометр уверенно указывает 70°. А чтоб «подсластить» горьковатое питье, заготовили чистейшего мед спирта и – гулять так гулять – две бутылки абсента Tunel – 70-градусного, как убеждают знатоки, «лекарства». Забегая вперед, заметим, что все, что ниже градусом – водка, коньяк, портвейн – для мотора все равно что вода, на их он даже не чихнул.И в конце концов, спецтест для дачников. Все, наверняка, знают, что авто движок охотно работает на сжиженном газе. Том самом, что продают в бардовых баллонах. Только для газа необходимо особое оборудование – редуктор, испаритель, смеситель и т.д. А нельзя ли обойтись минимумом – бытовым редуктором и шлангом, подающим газ из баллона прямо во впускной коллектор? Результаты наших опытов – на последующем развороте.
* * *
Наш опыт подошел к концу. За его рамками осталось много горючих жидкостей, потенциально применимых для авто мотора. К примеру, гептил (ракетное горючее), нитроглицерин, водянистый водород, но навряд ли эта страшная экзотика доступна обычному смертному. Да и те, что мы испытали, позволяют прийти к выводу: автомобиль, оказывается, способен ездить не только лишь на бензине, а проглотит практически все, что пылает.
Тестовым автомобилем стала впрысковая «Нива». Измерительная аппаратура – мотор-тестер «Автоасс», косвенный показатель оптимальности горючего – длительность впрыска, а мощности – время раскрутки мотора до 3000 об/мин (см. табл.). Но более увлекательными оказались все таки не числа, а личные чувства. Проверить, как автомобиль поведет себя под нагрузкой, поможет пробный километровый пробег на каждом горючем. В опыте использовали и карбюраторный автомобиль. Кстати, спирт ему приглянулся куда больше, чем впрысковому.
Лить очертя голову в бензобак нашей впрысковой «Нивы» первую попавшуюся горючую жидкость было бы легкомысленно: а ну как не заработает? Потому установили на место запаски маленький бачок со своим электробензонасосом и параллельную систему питания с 2-мя трехходовыми кранами. На чистоту опыта это не воздействует, зато при беде здорово сэкономим время на промывке штатной системы. А чтоб исключить смешивание нетрадиционного горючего с остатками бензина в рампе, предусмотрели подготовительную прокачку этого коктейля в бак через «родную» магистраль «обратки». При каждой смене горючего рампу промывали новым прототипом.
КЕРОСИННа холостом «керосиновом» ходу движок никакого неудовольствия не выказывает – не дымит и достаточно быстро откликается на подачу газа. Разгон сопровождается легким детонационным гулом. Не угрожающим, но все таки ясным – будто бы в баке 92-й бензин, разбодяженный 80-м приблизительно на четверть. Но если не злоупотреблять динамикой, ехать можно, и не так плохо. По последней мере, 4-ая передача в коробке остается нужной. Что ж, утрата мощности видна, но не так, чтоб отрешаться от керосина как запасного горючего. Заметим только, что после получасового остывания (на улице +22°С) повторный запуск на чистом керосине несколько затруднен, и полностью может быть, зимой этот фокус пройдет не настолько гладко.
СКИПИДАРНа производной хвойной смолы мотор работает очень мягко – на детонацию нет и намека, запуск даже прохладный, легкий и уверенный, а выброс пахнет… елкой. Забегая вперед, заметим, что по этим характеристикам скипидар – пожалуй, наилучшее жидкое горючее из нашего набора. Но тяга мотора приметно слабее, по личным ощущениям процентов на 20. Все же как подмена бензину скипидар полностью сгодится, а некая накладность по сопоставлению с бутилированным керосином и уайт-спиритом навряд ли сыграет роль при форс-мажоре.
РАСТВОРИТЕЛИ 646 и 650В качестве заменителя бензина пригодны только условно. Резко свалились обороты холостого хода – чтоб провести замеры, их пришлось поднять, подкрутив упор троса дроссельной заслонки. Продолжительность впрыска превосходит 3,2 мс, а 3000 об/мин движок и совсем не набирает. Разгоняется машина очень вяло и на III передаче уже чуть тянет при газе «в пол». Выброс – густой бело-голубой дым. К счастью, детонации нет, но каковой расход! Кажется, горючее из бачка уходит на очах – чуть не в два раза резвее керосина.
АЦЕТОНАцетон показал себя чуток лучше, и хоть «холостые» как и раньше чуть держатся на мало устойчивом уровне, выставленном для предшествующего горючего, едет «Нива» приемлимо. На горизонтальном участке уже можно включить IV передачу. Детонации нет, мотор работает мягко, практически не дымит. Но, видимо, из-за высочайшей летучести ацетон интенсивно испаряется в жаркой рампе, образуя паровые пробки. Движок временами приходится глушить и поливать рампу прохладной водой. Ехать выходит маленькими перебежками. Движок раскручивается без охоты, а наибольшие обороты чуть добиваются 4000. Расход настолько же высок, как и растворителей. Вобщем, если других вариантов нет, то двигаться, худо-бедно, можно.
ДИЗТОПЛИВОВ чистом виде никчемно – нет даже отдельных вспышек. После нескольких попыток запуска вывернули свечки: обильно залиты соляркой. Повторную попытку делаем на консистенции ДТ и 20% бензина – итог тот же. Поочередными приближениями находим работоспособную пропорцию – 1:1. Полностью приемлемо, беря во внимание, что даже в «пустом» баке плещется пара л. бензина. На этой консистенции удается, в конце концов, пустить мотор и более-менее приемлимо проехать контрольный круг. Холостой ход – на «ацетоновом» уровне. По опыту знаем: после принужденной работы мотора на таковой консистенции необходимо непременно проверить уровень масла в картере. Вероятнее всего, он вырастет за счет просочившейся в поддон несгоревшей солярки. Такое масло подлежит подмене.
ЭТИЛОВЫЙ СПИРТВопреки ожиданиям, в впрысковом движке этот продукт ничем не прославился. Приемлимо можно ехать на передаче не выше третьей. Сказывается низкая теплотворная способность горючего и высочайшая сокрытая теплота парообразования. Система впрыска, рассчитанная на более калорийное горючее, не в состоянии покрыть недостаток повышением цикловой подачи, потому «газ в пол» противопоказан. В карбюраторном же моторе спирт полностью работоспособен. Отвернув бензопровод от карбюратора, выработали бензин из поплавковой камеры и подвели спирт из бутылки. Довольно обогатить смесь удалось, прикрыв воздушную заслонку: еще лучше было бы установить жиклеры главной дозирующей системы наполовину большей производительности. Вобщем, этот прием издавна известен.
Молва о движущей силе самогона на поверку оказалась очень гиперболизированной, но если выбора нет – доедете, в особенности на карбюраторной машине.
Абсент, невзирая на заоблачную для горючего стоимость 1050 руб. за 0,7 л и 70%-ную крепость, движку не приглянулся. Какое-то время мотор поработал и как бы нашел желание ехать, но заглох, и вновь пустить его удалось лишь на бензине. Подозреваем, что находящиеся в напитке добавки, образующие липкие потеки при высыхании, не очень полезны форсункам. Вобщем, на зеленоватого змия как горючее мы не очень рассчитывали.А вот «незамерзайка» для стекол, бодро горевшая в банке при отборочных испытаниях, оказалась и совсем никчемна: мотор на ней не заработал.
ПРОПАН-БУТАНГаз подаем во впускной коллектор через отверстие для шланга вентиляции картера. Оно как будто специально для этого предвидено – поперечник чуток больше «кислородного» шланга.
Оказывается, вынудить мотор работать на пропане – не неувязка. Баллон с бытовым редуктором ставим в салон, шланг через окно заводим под капот, открываем вентиль, и мотор схватывает с первой пробы. Особенность одна – производительность редуктора невелика, потому при стопроцентно открытом дросселе мотор беднит и мощности не развивает. На маленький же нагрузке работает полностью приемлемо и обеспечивает уверенное движение на III передаче.
Приблизительно тот же итог дает корейский бутан в жестяных баллончиках (для походных газовых плиток), но есть тут одна особенность. Невзирая на то, что баллончик с газом находился в жаре под капотом, корпус горелки, через которую бутан поступал в движок, покрылся инеем. Отметим, что забирали водянистую фазу (баллончик располагали ввысь дном, а сам расход регулировали вентилем горелки) – газообразной для работы мотора было недостаточно. По другому говоря, езда на бутане просит нередких, через 200 метров остановок для согрева этого импровизированного редуктора, либо придется выдумывать метод его подогреть. 2-ое ограничение – масса газа в таком баллоне всего 220 граммов – этого хватит от силы на два километра. Все же как запасной вариант езда на бытовом газе имеет право на существование.