Надуманная величина
Надуманная величина
Многие убеждены, что вид автомобиля так же находится в зависимости от колес, как стиль хозяйки от цвета помады. Краса – ужасная сила. Известной «Антилопе» наверное пошли бы литые диски, но приобрести их Козлевичу было негде – вот и ездил черт знает на чем.
Но только ли в красе дело? Напомним условие майской задачки. В ней приведен список рекламируемых плюсов легкосплавных колес и задан вопрос: если все это правда, то почему автоконцерны не торопятся отрешиться от обычных железных?
Конкурсанты рассудили правильно – дело, дескать, в экономике производства. Автозаводам привычней и выгодней иметь дело со сталью – штамповать, сваривать, красить «железяки». Технологии ординарны, отработаны до мелочей, производительность большая, себестоимость малая. А за литые и тем паче кованые колеса из цветных сплавов автозаводы обычно платят, и много, посторонним производителям. Краса влетает в копеечку! Материалы неоднократно дороже, технологии сложней, а тиражи меньше. Читатели, кстати, напоминают: «Не стоит судить о издержек автозаводов на обыденные либо дюралевые колеса по их розничным ценам. Последние зависят от спроса, так что в реальности очень недешево требуют не за дюралевые либо магниевые колеса, а за «железяки», в особенности завезенные из других стран. Железные колеса позволяют заводу благопристойно сберегать, так что на дешевеньких моделях авто либо просто в базисных комплектациях они будут жить еще длительно…»
Но, не считая ответа на основной вопрос, мы, естественно, ждали от читателей реакции на маркетинговые дифирамбы легким колесам. Подкола многие даже не увидели – неуж-то всему веруют? Оказывается, веруют не все: «Удивляюсь наивности потребителей рекламы. Как можно довериться сказкам о том, что машина лучше разгоняется, быстрей едет, меньше ест горючего?»
С сердитым мужиком не спорим – но задачка рекламы в том и состоит, чтоб ей верили. Если спрос рождает предложение, то продукт – его продажу. А в «сказках» давайте разбираться.
ЛЕГЕНДЫ И Легенды АВТОРЫНКА
Итак, о красе спорить не будем – за колесами из эбенового дерева с бриллиантами в два счета выстроится очередь. Ну как насчет улучшения разгонной динамики обещанного изготовителями «легких колес»?
Она ведь и взаправду увеличивается – но как? Нам пишут: «При схожих толщинах алюминиевое колесо практически в три раза легче железного. Но литейный сплав хрупок, тонкое колесо при ударе треснет – неминуема катастрофа. Потому в колесо закладывают много металла, оно становится очень жестким и при ударах не деформируется. Некие варианты немногим легче стальных».
Ну как разгон смотрится в цифрах? Допустим, 5 легких колес снизили массу машины с 1500 до 1490 кг. Это сделает лучше разгон автомобиля на 0,67%. Но уменьшатся и издержки мощности на «раскрутку» 4 – еще около 0,3%. Итак, можно считать, что ускорение машины при разгоне возрастет практически на процент – много ли? Нам пишут: «С одной стороны, это ерунда. С другой – в гонках от светофора и т.п. важны и толики процента. Правда, большая часть из нас любители пива – а оно заносит в жизнь свои коррективы!» Правильно сказано. Фанатично облегчая машину на килограммы, можно все свести на нет излишним грузом, неотрегулированным зажиганием и т.п. Что касается экономии горючего либо увеличения «максималки», мы читаем: «Расход горючего и наибольшая скорость от материала колес фактически не зависят». Вправду, только при городской езде с неизменными разгонами и торможениями воздействие колес на расход горючего можно «отловить» хотя бы на теоретическом уровне.
БОЛЬШЕ СКОРОСТЬ – МЕНЬШЕ ЯМ
На неровной дороге колесо испытывает вертикальные ускорения, зависящие от конфигурации колдобин, скорости движения и работы подвески. Чем массивней колесо и выше скорость, тем сложней подвеске отрабатывать выпуклости – машину сильней трясет, больше времени колеса проводят в воздухе, вне контакта с дорогой – автомобиль вносит, им тяжело управлять. Как следует, если понижение массы колеса реально делает подвеску чувствительнее к неровностям дороги, то переход от стали к алюминию имеет смысл. Более ощутим эффект при легкой, независящей подвеске. Правда, кое-кто иронизирует: «Даже при независящей подвеске эффекты от легкосплавных дисков увидит не каждый. А в зависимой – тем паче!» В письме фаворита – Виталия Ляшко сказано: «...легкое колесо лучше копирует профиль дороги, не нарушая контакта с покрытием – означает, выигрывают маневренность и активная Законодательство». Естественно, Законодательство выиграет еще более, если не гнать по камням и колдобинам. Но хоть какой возможно окажется в критичной ситуации не по собственной воле – и вылететь с дороги из-за капризов подвески, так что «запас кармашек не тяготит!» Вывод? Наша родина – страна нехороших дорог, где железные диски более оправданы. Но это и родина лихих автовладельцев, поступки которых не всегда рациональны.
Вновь слово победителю: «Некоторые водители… быстрее Различное чувственные, чем прагматики, и готовы мириться с недочетами легкосплавных колес в угоду красоте». О более крепких кованых колесах: «…Они дороже, потому что требуют огромного объема механообработки, и 50–75% материала идет в отходы». О самых дорогих титановых: «Это уж совершенно экзотика!» Мы же заметим, что по надежности знаменитые титановые сплавы не всегда лучше стали – и нужно очень очень обожать свою «Самару» либо «Нексию», чтоб баловать такими подарками.
Задачка № 8
ВЫХОДНОЕ ПОСОБИЕ
На лесной дороге Аллочка желала о собственном, о девичьем, но в особенности – о воздуш-но-десантных войсках. Не Коленькин ли голубой берет только-только мелькнул за теми елочками? Вглядываясь в зеленоватый сумрак леса, на миг забыла о коварстве местных дорог, но удар и скрежет под капотом принудили придти в себя. Показалось облачко пара.
Тормознула, вышла – и увидела, что из решетки на передке «Нексии» торчит палка, по которой стекает дымящаяся жидкость. Рискуя обжечься, палку выдернула! Жидкость побежала веселей, собираясь в зловонную лужу. Вспомнив жуткие рассказы умных людей, женщина серьезно забеспокоилась: как далее ехать? Не кидать же машину среди леса?
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 сентября 2008 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 либо по e-mail: exp@zr.ru. Укажите ваш контактный телефон либо другой удачный вам метод резвой связи.