Секрет титула
Секрет титула
Современный европейский автомобиль, обычно, рассчитан на хоть какой современный же бензин. Понятно, что владелец БМВ либо «Мерседеса» свежайшего модельного года не свернет на глухую заправку – он поедет на заранее «правильную» АЗС с звучным именованием. Скажем, на ВР либо «Лукойл». И окажется перед неувязкой выбора.
Движок после обыденного 95-го
Стоит переплачивать за горючее с приставками «Ультимэйт» либо «Экто»? Что предпочесть: обыденный 98-й либо «навороченный» 95-й? И конечно, как обусловлены маркетинговые зазывалки? Скажем, тот же «Бритиш Петролеум» на собственном фирменном веб-сайте оперирует ну очень «вкусными» данными: рост мощности – до 14,7%, надбавка ускорения – до 9,9%. Ну и «Лукойл» гласит про 100% мощности и 0% коррозии. А каковой процент правдивости в таких высказываниях?
Для ответа на подобные вопросы мы заполучили на фирменных столичных АЗС эталоны бензинов ВР и «Лукойл» с октановыми числами 95 и 98 – всего 6 образцов. Подробности – на фото.
…и «Ультимэйта». Моющая присадка понижает массу отложений.
Эталон ВЫДЕРЖАН
Приобретенные бензины, по определению, должны были оказаться подабающего свойства – по другому всякие сопоставления «Экто» и «не Экто» теряют смысл. Вправду, проверка физико-химических характеристик горючего никаких неожиданностей не выявила. Все в порядке, действующие ГОСТы удовлетворены. Октановые числа – даже с превышением нормы, смол – не достаточно.
Правда, ринулась в глаза странность: у обычного BP смол нет совершенно, а у фирменных – пожалуйста, вот они! Все разъясняется просто – конкретно так на этом тесте часто индицируются некие моющие ингредиенты. У «Лукойла», видимо, присадка другая, а поэтому и результаты смотрятся по другому.
Ароматики в бензинах BP совершенно не достаточно – они тянут на Евро IV! В «лукойловских» – побольше, но приблизительно в зоне Евро III, зато сера на пределе определяемости: приятно! А по общей совокупы – даже очень отличные бензины исходя из убеждений «физико-химиков». Вобщем, другого и не ждали – сейчас можно с незапятанной совестью начинать моторную серию испытаний.
А Сейчас – МОТОРЫ!
Как обычно, тесты проводим на 2-ух типах моторов – впрысковом и карбюраторном. Предвидим ехидный вопрос: а для чего 98-й лить в карбюраторный мотор? Так никто и не предлагает ездить на нем обладателям ВАЗов: мы просто сравниваем реакцию мотора на горючее! «Тупой» карбюраторный мотор поточнее отследит особенности сгорания определенного горючего – там нет «мозгов» и всяких оборотных связей. К тому же откроем небольшой секрет… Понимаете, как одна фирма бензина определяет эффективность понижения содержания в выхлопных газах углеводородов, окиси азота и иной мерзости? Оказывается, при сопоставлении 98-го «Ультимэйта» в сопоставлении с «обычным» 95-м! Как здесь не проверить – любопытно же! Но главные испытания – конечно, на впрысковом движке, ведь конкретно его собратья – главные потребители бензинов с звучными именами.
СГОРЯТ ЛИ КЛАПАНЫ?
Эта страшилка известна всем: дескать, залил высокооктановый бензин – готовься к капремонту. Специально для апологетов схожей древности мы добавили к списку замеряемых характеристик температуру отработавших газов. Если на 98-м она значительно вырастет – означает, опасность реальна.
Но никаких заморочек с ростом температуры отработавших газов аппаратура не зафиксировала. Означает, и клапаны останутся живые – не прогорят ни при штатном опережении зажигания, ни при сдвинутом вперед, чтобы выявить все способности высокооктановых бензинов. Но об этом – далее.
Форсированные турбомоторы тоже могут облегченно вздохнуть – ведь для их завышенные температуры на выпуске дополнительно осложняют и так нелегкую жизнь турбонагнетателя. Вобщем, чему здесь удивляться – 98-е конкретно для таких моторов, сначала, и предусмотрены. И едят этот бензин без тяжких последствий для собственного здоровья.
А вообщем, отчего могут расти температуры на выпуске? Такое бывает, когда процесс горения горючего замедляется и оно продолжает догорать аж до самого открытия выпускных клапанов. Ранее, когда для увеличения октанового числа использовали всякие металлосодержащие присадки, тетраэтилсвинец (ТЭС) сначала, так оно и было – ведь само их действие основано на торможении реакций горения. А сейчас эти присадки строжайше запрещены – вот и померла старая страшилка.
Опять Лжет РЕКЛАМА?
Начали с базисного цикла испытаний – попеременно залили все бензины в баки моторов и прогнали их по 25 режимам с различными оборотами и нагрузками, замерив при всем этом мощность, расход горючего, токсичность и температуру отработавших газов. Результаты обработали, сравнили – никаких чудес, все в границах погрешностей.
Стало даже скучно: обыденные 95-е оказались фактически неразличимы. «Лукойл» приблизительно на 1% опередил ВР по мощности и расходу горючего, зато «Бритиш» отыграл несколько процентов на экологии. Что касается бензинов с моющими присадками, также 98-х, то на 1-ый взор ничего особенного они мотору не добавили, тем паче – обещанных 14,7% прироста мощности.
Самое время обвалиться с критикой на рекламу – снова она лжет! Но подождем делать подобные выводы – поищем лучше зарытую собаку.
1-ое, что лежит на поверхности – различие в октановых числах взятых нами бензинов. Ведь понятно, что детонационная стойкость 95-х и 98-х выше, чем 92-х. Потому можно поиграть углом опережения, чтоб настроить движок персонально для каждого бензина, выведя его на порог детонации (подробнее об этом – в «Нашей справке»). И сравним результаты при этих настройках с теми, что получаются на обыкновенном 92-м бензине.
Вот здесь все стало понятно. Рост мощности составил в среднем 4,0…4,5% для 95-х и до 7% – для 98-х. По расходу горючего – улучшение соответственно на 4…7%. Зато с токсичностью совершенно напротив: ухудшение по сопоставлению со штатной регулировкой и по остаточным углеводородам, и по оксидам азота. Оно и понятно – всегда, когда начало сгорания двигается в сторону более ранешних УОЗ, характеристики токсичности портятся.
Все это интересно, но в чем достоинства «Экто» и «Ультимэйта» перед «коллегами» без схожих титулов? В основном резерве!
ГЛАВНЫЙ РЕЗЕРВ
Судя по заявлениям нефтепереработчиков, бензины «Экто» и «Ультимэйт» содержат моющие присадки. О их – в очередной «Нашей справке». Итак, как отлично работают моющие присадки в бензинах «Экто» и «Ультимэйт», и какую пользу можно ожидать?
Стандартный тест на моющую способность бензинов очень долог и трудоемок, но мы пойдем своим методом. Попробуем оценить саму тенденцию в изменении количества отложений при работе мотора на бензинах с моющими присадками, а заодно проверить, как на это отреагирует мотор. Метод испытаний описан в «Нашей справке».
Эту функцию сделали на каждом бензине – результат же оказался прост. Обыденные горючего, которые мы брали для сопоставления, немного прирастили массу отложений. А вот горючего с моющими присадками дали оборотный эффект – масса отложений стала уменьшаться. При этом итог и по «Ультимэйтам», и по «Экто» был близким. И хотя точность таких замеров невысока, принципиальна тенденция!
Кстати, выявилось, что на 98-х бензинах моющие присадки чуток наименее эффективны. В очередной раз удостоверились: облагораживать не плохое всегда труднее.
Как же поменялись характеристики мотора, который довольно долгое время «кормили» каждым из бензинов? Для обыденных топлив – все снова в границах погрешности; наметилась тенденция к «подсадке» характеристик, но практически неприметная.
Для «моющих» бензинов картина куда более оптимистичная. Сначала, зафиксирован некий рост расхода воздуха. Означает, впускные каналы и клапаны стали пропускать в движок больше консистенции. Результат – рост мощности, понижение расхода горючего. Приметно снизилась токсичность по СН, но содержание оксидов азота малость возросло: сгорание пошло более отлично, температуры поднялись – вот и итог. Вобщем, «конфликт интересов» меж оксидами азота и остаточными углеводородами спецам известен издавна.
РЕАНИМАЦИЯ МОТОРА
Сущность воздействия современных «титулованных» топлив на мотор мы уяснили, но несчастных маркетинговых 14,7% опять не отыскали. Что ж, поставим очередной, итоговый опыт, при этом за пределами самой экспертизы – факультативно, так сказать…
Модельный опыт с искусственным загрязнением, который мы практиковали ранее, указал на тенденцию и отдал возможность сопоставления, да и только! А для выяснения реальных способностей нужно брать эталон мотора с живой, «натуральной» грязюкой. Этого добра за время прошлых испытаний накопилось много – им и пользовались. Взяли 100 л 1-го из бензинов с моющей присадкой – «Лукойл-95 Экто» и выработали его на этом моторе, сняв за ранее исходные свойства. По ходу испытаний замерили динамику конфигурации характеристик. При этом по мере чистки порог детонации двигался в сторону роста мощности – мы это тоже выслеживали.
Вот здесь эффективность присадки проявилась более приметно. К концу цикла испытаний мощность подросла на 7,5%, а расход уменьшился в среднем на 8,4%. Токсичность свалилась только по остаточным углеводородам, оставаясь по остальным компонентам в границах погрешности измерения. А если взять мотор еще больше грязный и бензина выработать побольше? Полагаем, что при всем этом маркетинговые числа могут стать досягаемыми.
ПЕРЕДОЗИРОВКА?
Но вот что любопытно! На исходном шаге работы нашего, ну очень грязного мотора на неплохом бензине с моющей присадкой были увидены некие проблемы: и подергиваться стал, и токсичность приметно возросла. В чем дело? Мы полагаем, что загрязнения, смываемые со стен топливной системы, попали в ее дозирующие элементы. Это и породило отрицательный эффект. А когда движок немного помыли, проявилась точная тенденция к улучшению всех характеристик. Ах так все тяжело! И снова подтвердилась древняя правда – не нужно запускать болячки, другими словами незапятнанное всегда лучше грязного.
Так заливать моющее горючее в «грязный» мотор либо нет? Мы советуем перебегать на не плохое равномерно. Поначалу к обыкновенному горючему добавить полбака бензина с моющей присадкой, потом, выработав бак на 3/4, опять долить бензин с присадкой. А позже уже заправляться только фирменным бензином. На каком-то шаге придется поменять топливный фильтр, но это будет нужно только для особо запущенных моторов.
НЕ РЕКЛАМА!!!
Так что все-таки, как говорится, в сухом остатке?
Во-1-х, брендовые горючего вправду имеют определенные достоинства перед обыкновенными – в главном за счет усовершенствованных моющих параметров. Но узреть это удается не сходу, а при неизменном их применении. Но отметим: если бензин заявлен как соответственный Евро III и выше, то содержать моющие присадки он просто должен.
Во-2-х, главные достоинства таких бензинов появляются все-же на современных впрысковых моторах, но ведь они для их и создавались! Дело в том, что струя горючего из форсунки позволяет лучше использовать моющие характеристики присадок, чем в карбюраторном моторе. Потому ожидать эффекта для «старичка» придется существенно подольше.
В-3-х, заявленных 14,7% прироста мощности мы не достигнули. Но если использовать все способности бензинов с более высочайшими ОЧ и неплохой моющей способностью, а в качестве подопытного мотора взять очень грязный, то такие числа возможно окажутся реальными. Правда, речь быстрее не об увеличении мощности, а ее восстановлении.
И в конце концов, в-4-х: титулованные бензины уж не так дороже обыденных – что значат 50 копеек на литр на фоне сегодняшних цен, да к тому же неуклонного удорожания самых обычных топлив?
Результат исследования такой: мы избираем 95-й с прекрасной приставкой в конце. Какой конкретно – «Ультимэйт» либо «Экто» – непринципиально: ведь, на самом деле, приобретенные результаты зафиксировали, так сказать, боевую ничью. Что касается 98-го, к нему ни мельчайших претензий нет, но заливать его, только теша собственное самолюбие, не стоит. Его ниша – высокофорсированные моторы и стритрейсерские заезды.
ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Запад-нефтепродукт»
ИНН 007825439514
Место и время заправки: С.-Петербург, пр. Науки, 52А, АЗС-157, 27.03.2008, 11 ч 11 мин
Марка бензина (по чеку) Aи-95
Стоимость, руб./л 22,40
Самый дешевенький из всех купленных бензинов стал базой для сопоставления всех других «лукойлов». База оказалась полностью солидной. По самым умеренным оценкам – Евро III, вот только моющих присадок нет – из-за этого не попал в лагерь «великих». Но использовать можно совсем расслабленно.
+ Самая малая стоимость посреди всей закупки при очень достойных параметрах. Низкое содержание серы.
- Отсутствие моющих присадок.
ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Запад-нефтепродукт»
ИНН 007825439514
Место и время заправки: С.-Петербург, Пискаревский пр., д. 30, АЗС-41, 27.03.2008, 10 ч 48 мин
НАШ ВЫБОР
Марка бензина (по чеку) A95Е
Стоимость, руб./л 22,90
Горючее «Экто» подтвердило высочайший статус – ведь оно уже было посреди фаворитов прошлых экспертиз. Много ароматики для современных топлив, но это не сказывается на его качестве. А моющий эффект присадки выражен довольно очень, вот только ожидать эффекта придется некое время.
+ Сравнимо низкая стоимость для топлив подобного класса. Самое низкое содержание серы и смол, высочайшая моющая способность.
- Самое высочайшее содержание ароматичных углеводородов посреди всех испытанных топлив.
ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Запад-нефтепродукт»
ИНН 007825439514
Место и время заправки: С.-Петербург, Пискаревский пр., д. 30, АЗС-41, 27.03.2008, 10 ч 50 мин
Марка бензина (по чеку) Aи-98
Стоимость, руб./л 24,50
Высокооктановое горючее для форсированных моторов и продвинутых драйверов. Мыть не умеет – жалко, да и отложений при работе много не даст – смол не достаточно. Ну и сера на пределе определения. Но использовать его – наслаждение не из дешевеньких.
+ Высочайшие моторные характеристики, получаемые после адаптации мотора под этот бензин. Низкое содержание серы и смол.
- Отсутствие моющих присадок, сравнимо высочайшая стоимость.
ЗАО ПЕТРОЛ КОМПЛЕКС, «ВР Щелковская»
ИНН 007707126064
Место и время заправки: Москва, Щелковское ш., д. 2, корп. 1, 20.03.2008, 22 ч 09 мин
Марка бензина (по чеку) Бензин 95
Стоимость, руб./л 22,59
Базисный бензин для исследования топлив BP. Если б не отсутствие моющей присадки, отнесли бы к классу Евро IV по европейской систематизации (наша держит этот параметр в необязательных). Стопроцентно отсутствуют смолы, сера – в границах допустимого. И октановое число – с неплохим припасом. При всем этом – сравнимо дешево.
+ Низкое содержание ароматики, отсутствие смол, отменная детонационная стойкость. Сравнимо низкая стоимость.
- Отсутствие моющей присадки.
ЗАО ПЕТРОЛ КОМПЛЕКС, «ВР Щелковская»
ИНН 007707126064
Место и время заправки: Москва, Щелковское ш., д. 2, корп. 1, 20.03.2008, 21 ч 59 мин
НАШ ВЫБОР
Марка бензина (по чеку) 95 ULT
Стоимость, руб./л 23,99
По всем категориям подходит под класс Евро IV. Верно фиксируется схожая связь с базисным BP 95. Пусть не стращает наличие смол – так идентифицируется присутствие моющей присадки. Но эффекта тоже придется подождать, и перебегать на него, равно как и на другие горючего аналогичного класса, нужно равномерно.
+ Одни из наилучших физико-химических характеристик по всем характеристикам, не считая содержания серы. Отменная моющая способность.
- Серу было надо бы уменьшить.
ЗАО ПЕТРОЛ КОМПЛЕКС, «ВР Щелковская»
ИНН 007707126064
Место и время заправки: Москва, Щелковское ш., д. 2, корп. 1, 20.03.2008, 22 ч 15 мин
Марка бензина (по чеку) 98 ULT
Стоимость, руб./л 24,99
Лучший выбор для любителей Подвескаивной езды. Если использовать все его способности и по октановому числу, и по моющей возможности, можно почти все выиграть. Дорого для неизменного потребления, но за радости платить положено. Жалко, что по новенькому Техническому регламенту жить ему осталось недолго…
+ Самая высочайшая детонационная стойкость, как следствие – самые большие резервы в повышении моторных характеристик мотора.
- Сравнимо высочайшая стоимость.
Разработанная и применяемая ЗР методика тесты бензинов положена в базу одной из принятых федеральных «Систем добровольческой сертификации горюче-смазочных материалов».
Достоинства «титулованных» бензинов пропорциональны степени запущенности мотора, в который их заливают.
Заявленные компанией количественные достоинства бензинов «Ультимэйт» перед обыкновенными оцениваются ею при сопоставлении бензина ВР 98 «Ультимэйт» с «обычным» 95-м.
Наш выбор – 95-й бензин с моющей присадкой. «Ультимэйт» либо «Экто» – непринципиально.
НАША СПРАВКА
Лучший УГОЛ ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ
В штатной настройке системы управления современным движком угол опережения зажигания (УОЗ) подбирают так, чтоб при данном составе консистенции мотор «облизывал» порог детонации. Вспомните старенькые, еще карбюраторные советы по регулировке УОЗ без стробоскопа – чтоб при резком увеличении нагрузки детонация пару-тройку раз «щелкнула» в цилиндрах. Для чего? Чтоб обеспечить малый расход горючего и самую большую мощность. Зависимость этих характеристик от УОЗ точная и конкретная – при определенном данном значении этого параметра мощность на режиме будет максимальна, а удельный расход горючего – мал. Так почему нельзя заблаговременно настроить матрицу управления движком так, чтоб во всех точках УОЗ был бы хорошим? Мешает этому та детонация. Ведь неминуемым следствием роста УОЗ станет рост давлений в цилиндрах – горючее начинает пылать ранее, еще на такте сжатия. А явление детонации как раз и провоцируется волной давления: чем оно больше, тем поближе порог детонации. Потому чем выше детонационная стойкость бензина, тем поближе рациональные опции мотора.
Меж ЗАМЕРАМИ…
БЕНЗИН – ЭТО…
«Жидкость, получаемая от перегонки каменного угля, растворяющая жировые и смолистые вещества». Толковый словарь Даля
«Франц. benzine – смесь легких углеводородов с tкип 30-205°C; прозрачная жидкость, плотность 0,70– 0,78 г/см3. Получают приемущественно перегонкой либо крекингом нефти». Большой Энциклопедический словарь (БЭС)
«Смесь легких углеводородов – тусклая горючая жидкость, продукт переработки нефти». Толковый словарь Ожегова
«(От араб. lubangavi – яванская смола). Просто воспламеняющаяся горючая жидкость, один из товаров перегонки нефти». Новый словарь российского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой
«Из франц. benzine – то же от ср.-лат. benzoe, которое заимств. из араб. luban-javi «яванское благовоние». Фасмер М. Этимологический словарь российского языка.
НАША СПРАВКА
МОЮЩИЕ ПРИСАДКИ
Еще создатели первых впрысковых моторов узнали, что при работе на обыденных бензинах впускные клапаны и каналы стремительно зарастают грязюкой. А это усугубляет заполнение цилиндров – проходные сечения клапанных щелей уменьшаются, ну и аэродинамическое сопротивление на впуске резко вырастает. Причина – в самом принципе подачи бензина в движок. Струя из форсунки лупила на внутреннюю поверхность тарелки клапана, отлетала от нее и оседала на стенах впускного канала. Когда мотор жаркий – ничего ужасного не происходило, бензин испарялся и с воздухом шел в цилиндры. А вот в прохладном движке начинались процессы низкотемпературного разложения бензинов, в процессе которых и создавались эти отложения. Мотор с течением времени терял мощность, росли токсичность отработавших газов и аппетит. Потребовалось создание присадок, препятствующих росту отложений. В требованиях к топливам класса Евро III и выше наличие таких присадок стало неотклонимым.
Принципиальный момент: по собственной сущности моющие присадки должны не мыть, а препятствовать образованию грязищи. Уж вот вправду – «чисто не там, где убирают, а где не сорят»! Но как выяснилось в предстоящем, реальный моющий эффект тут также находится.
НАША СПРАВКА
КАК Инспектировали МОЮЩУЮ СПОСОБНОСТЬ
Разобрали движок, очистили механическим методом поверхности камеры сгорания и впускной системы от отложений и на электрических весах взвесили клапаны и свечки зажигания. Конкретно эти Ремонт и эксплуатация станут работать в качестве контрольных весовых частей, по изменению массы которых предстоит судить о моющей возможности бензинов. Мотор собрали, поставили на щит и принудили «скушать» порцию месива, состоящего из бензина, дизельного горючего и моторного масла, подобранных в определенной пропорции. Режимы – холостого хода и малых нагрузок, чтоб температуры деталей были пониже. Цель – стремительно нарастить на всех поверхностях приметный слой отложений. Понятно, что обыденных коксов, соответствующих для внутренних поверхностей клапанов, длительно и отлично поработавших на слабых бензинах, мы не получим, но уж хлопья органики на деталях непременно образуются! Далее – опять разборка и взвешивание: чтоб найти начальную массу отложений. Аккуратненько собрали мотор и выработали на нем все остатки топлив после основного цикла. Опять разобрали, взвесили, оценили, в какую сторону поменялась масса отложений – продолжает ли горючее марать либо же моет? А еще – сначала и конце испытаний снимаем характеристики мотора, чтоб отследить эффект чистки.


Для ответа на подобные вопросы мы заполучили на фирменных столичных АЗС эталоны бензинов ВР и «Лукойл» с октановыми числами 95 и 98 – всего 6 образцов. Подробности – на фото.

Приобретенные бензины, по определению, должны были оказаться подабающего свойства – по другому всякие сопоставления «Экто» и «не Экто» теряют смысл. Вправду, проверка физико-химических характеристик горючего никаких неожиданностей не выявила. Все в порядке, действующие ГОСТы удовлетворены. Октановые числа – даже с превышением нормы, смол – не достаточно.



Как обычно, тесты проводим на 2-ух типах моторов – впрысковом и карбюраторном. Предвидим ехидный вопрос: а для чего 98-й лить в карбюраторный мотор? Так никто и не предлагает ездить на нем обладателям ВАЗов: мы просто сравниваем реакцию мотора на горючее! «Тупой» карбюраторный мотор поточнее отследит особенности сгорания определенного горючего – там нет «мозгов» и всяких оборотных связей. К тому же откроем небольшой секрет… Понимаете, как одна фирма бензина определяет эффективность понижения содержания в выхлопных газах углеводородов, окиси азота и иной мерзости? Оказывается, при сопоставлении 98-го «Ультимэйта» в сопоставлении с «обычным» 95-м! Как здесь не проверить – любопытно же! Но главные испытания – конечно, на впрысковом движке, ведь конкретно его собратья – главные потребители бензинов с звучными именами.

Эта страшилка известна всем: дескать, залил высокооктановый бензин – готовься к капремонту. Специально для апологетов схожей древности мы добавили к списку замеряемых характеристик температуру отработавших газов. Если на 98-м она значительно вырастет – означает, опасность реальна.

Форсированные турбомоторы тоже могут облегченно вздохнуть – ведь для их завышенные температуры на выпуске дополнительно осложняют и так нелегкую жизнь турбонагнетателя. Вобщем, чему здесь удивляться – 98-е конкретно для таких моторов, сначала, и предусмотрены. И едят этот бензин без тяжких последствий для собственного здоровья.
А вообщем, отчего могут расти температуры на выпуске? Такое бывает, когда процесс горения горючего замедляется и оно продолжает догорать аж до самого открытия выпускных клапанов. Ранее, когда для увеличения октанового числа использовали всякие металлосодержащие присадки, тетраэтилсвинец (ТЭС) сначала, так оно и было – ведь само их действие основано на торможении реакций горения. А сейчас эти присадки строжайше запрещены – вот и померла старая страшилка.
Опять Лжет РЕКЛАМА?
Начали с базисного цикла испытаний – попеременно залили все бензины в баки моторов и прогнали их по 25 режимам с различными оборотами и нагрузками, замерив при всем этом мощность, расход горючего, токсичность и температуру отработавших газов. Результаты обработали, сравнили – никаких чудес, все в границах погрешностей.
Стало даже скучно: обыденные 95-е оказались фактически неразличимы. «Лукойл» приблизительно на 1% опередил ВР по мощности и расходу горючего, зато «Бритиш» отыграл несколько процентов на экологии. Что касается бензинов с моющими присадками, также 98-х, то на 1-ый взор ничего особенного они мотору не добавили, тем паче – обещанных 14,7% прироста мощности.
Самое время обвалиться с критикой на рекламу – снова она лжет! Но подождем делать подобные выводы – поищем лучше зарытую собаку.
1-ое, что лежит на поверхности – различие в октановых числах взятых нами бензинов. Ведь понятно, что детонационная стойкость 95-х и 98-х выше, чем 92-х. Потому можно поиграть углом опережения, чтоб настроить движок персонально для каждого бензина, выведя его на порог детонации (подробнее об этом – в «Нашей справке»). И сравним результаты при этих настройках с теми, что получаются на обыкновенном 92-м бензине.
Вот здесь все стало понятно. Рост мощности составил в среднем 4,0…4,5% для 95-х и до 7% – для 98-х. По расходу горючего – улучшение соответственно на 4…7%. Зато с токсичностью совершенно напротив: ухудшение по сопоставлению со штатной регулировкой и по остаточным углеводородам, и по оксидам азота. Оно и понятно – всегда, когда начало сгорания двигается в сторону более ранешних УОЗ, характеристики токсичности портятся.
Все это интересно, но в чем достоинства «Экто» и «Ультимэйта» перед «коллегами» без схожих титулов? В основном резерве!
ГЛАВНЫЙ РЕЗЕРВ
Судя по заявлениям нефтепереработчиков, бензины «Экто» и «Ультимэйт» содержат моющие присадки. О их – в очередной «Нашей справке». Итак, как отлично работают моющие присадки в бензинах «Экто» и «Ультимэйт», и какую пользу можно ожидать?
Стандартный тест на моющую способность бензинов очень долог и трудоемок, но мы пойдем своим методом. Попробуем оценить саму тенденцию в изменении количества отложений при работе мотора на бензинах с моющими присадками, а заодно проверить, как на это отреагирует мотор. Метод испытаний описан в «Нашей справке».
Эту функцию сделали на каждом бензине – результат же оказался прост. Обыденные горючего, которые мы брали для сопоставления, немного прирастили массу отложений. А вот горючего с моющими присадками дали оборотный эффект – масса отложений стала уменьшаться. При этом итог и по «Ультимэйтам», и по «Экто» был близким. И хотя точность таких замеров невысока, принципиальна тенденция!
Кстати, выявилось, что на 98-х бензинах моющие присадки чуток наименее эффективны. В очередной раз удостоверились: облагораживать не плохое всегда труднее.
Как же поменялись характеристики мотора, который довольно долгое время «кормили» каждым из бензинов? Для обыденных топлив – все снова в границах погрешности; наметилась тенденция к «подсадке» характеристик, но практически неприметная.
Для «моющих» бензинов картина куда более оптимистичная. Сначала, зафиксирован некий рост расхода воздуха. Означает, впускные каналы и клапаны стали пропускать в движок больше консистенции. Результат – рост мощности, понижение расхода горючего. Приметно снизилась токсичность по СН, но содержание оксидов азота малость возросло: сгорание пошло более отлично, температуры поднялись – вот и итог. Вобщем, «конфликт интересов» меж оксидами азота и остаточными углеводородами спецам известен издавна.
РЕАНИМАЦИЯ МОТОРА
Сущность воздействия современных «титулованных» топлив на мотор мы уяснили, но несчастных маркетинговых 14,7% опять не отыскали. Что ж, поставим очередной, итоговый опыт, при этом за пределами самой экспертизы – факультативно, так сказать…
Модельный опыт с искусственным загрязнением, который мы практиковали ранее, указал на тенденцию и отдал возможность сопоставления, да и только! А для выяснения реальных способностей нужно брать эталон мотора с живой, «натуральной» грязюкой. Этого добра за время прошлых испытаний накопилось много – им и пользовались. Взяли 100 л 1-го из бензинов с моющей присадкой – «Лукойл-95 Экто» и выработали его на этом моторе, сняв за ранее исходные свойства. По ходу испытаний замерили динамику конфигурации характеристик. При этом по мере чистки порог детонации двигался в сторону роста мощности – мы это тоже выслеживали.
Вот здесь эффективность присадки проявилась более приметно. К концу цикла испытаний мощность подросла на 7,5%, а расход уменьшился в среднем на 8,4%. Токсичность свалилась только по остаточным углеводородам, оставаясь по остальным компонентам в границах погрешности измерения. А если взять мотор еще больше грязный и бензина выработать побольше? Полагаем, что при всем этом маркетинговые числа могут стать досягаемыми.
ПЕРЕДОЗИРОВКА?
Но вот что любопытно! На исходном шаге работы нашего, ну очень грязного мотора на неплохом бензине с моющей присадкой были увидены некие проблемы: и подергиваться стал, и токсичность приметно возросла. В чем дело? Мы полагаем, что загрязнения, смываемые со стен топливной системы, попали в ее дозирующие элементы. Это и породило отрицательный эффект. А когда движок немного помыли, проявилась точная тенденция к улучшению всех характеристик. Ах так все тяжело! И снова подтвердилась древняя правда – не нужно запускать болячки, другими словами незапятнанное всегда лучше грязного.
Так заливать моющее горючее в «грязный» мотор либо нет? Мы советуем перебегать на не плохое равномерно. Поначалу к обыкновенному горючему добавить полбака бензина с моющей присадкой, потом, выработав бак на 3/4, опять долить бензин с присадкой. А позже уже заправляться только фирменным бензином. На каком-то шаге придется поменять топливный фильтр, но это будет нужно только для особо запущенных моторов.
НЕ РЕКЛАМА!!!
Так что все-таки, как говорится, в сухом остатке?
Во-1-х, брендовые горючего вправду имеют определенные достоинства перед обыкновенными – в главном за счет усовершенствованных моющих параметров. Но узреть это удается не сходу, а при неизменном их применении. Но отметим: если бензин заявлен как соответственный Евро III и выше, то содержать моющие присадки он просто должен.
Во-2-х, главные достоинства таких бензинов появляются все-же на современных впрысковых моторах, но ведь они для их и создавались! Дело в том, что струя горючего из форсунки позволяет лучше использовать моющие характеристики присадок, чем в карбюраторном моторе. Потому ожидать эффекта для «старичка» придется существенно подольше.
В-3-х, заявленных 14,7% прироста мощности мы не достигнули. Но если использовать все способности бензинов с более высочайшими ОЧ и неплохой моющей способностью, а в качестве подопытного мотора взять очень грязный, то такие числа возможно окажутся реальными. Правда, речь быстрее не об увеличении мощности, а ее восстановлении.
И в конце концов, в-4-х: титулованные бензины уж не так дороже обыденных – что значат 50 копеек на литр на фоне сегодняшних цен, да к тому же неуклонного удорожания самых обычных топлив?
Результат исследования такой: мы избираем 95-й с прекрасной приставкой в конце. Какой конкретно – «Ультимэйт» либо «Экто» – непринципиально: ведь, на самом деле, приобретенные результаты зафиксировали, так сказать, боевую ничью. Что касается 98-го, к нему ни мельчайших претензий нет, но заливать его, только теша собственное самолюбие, не стоит. Его ниша – высокофорсированные моторы и стритрейсерские заезды.

ИНН 007825439514
Место и время заправки: С.-Петербург, пр. Науки, 52А, АЗС-157, 27.03.2008, 11 ч 11 мин
Марка бензина (по чеку) Aи-95
Стоимость, руб./л 22,40
Самый дешевенький из всех купленных бензинов стал базой для сопоставления всех других «лукойлов». База оказалась полностью солидной. По самым умеренным оценкам – Евро III, вот только моющих присадок нет – из-за этого не попал в лагерь «великих». Но использовать можно совсем расслабленно.
+ Самая малая стоимость посреди всей закупки при очень достойных параметрах. Низкое содержание серы.
- Отсутствие моющих присадок.

ИНН 007825439514
Место и время заправки: С.-Петербург, Пискаревский пр., д. 30, АЗС-41, 27.03.2008, 10 ч 48 мин
НАШ ВЫБОР
Марка бензина (по чеку) A95Е
Стоимость, руб./л 22,90
Горючее «Экто» подтвердило высочайший статус – ведь оно уже было посреди фаворитов прошлых экспертиз. Много ароматики для современных топлив, но это не сказывается на его качестве. А моющий эффект присадки выражен довольно очень, вот только ожидать эффекта придется некое время.
+ Сравнимо низкая стоимость для топлив подобного класса. Самое низкое содержание серы и смол, высочайшая моющая способность.
- Самое высочайшее содержание ароматичных углеводородов посреди всех испытанных топлив.

ИНН 007825439514
Место и время заправки: С.-Петербург, Пискаревский пр., д. 30, АЗС-41, 27.03.2008, 10 ч 50 мин
Марка бензина (по чеку) Aи-98
Стоимость, руб./л 24,50
Высокооктановое горючее для форсированных моторов и продвинутых драйверов. Мыть не умеет – жалко, да и отложений при работе много не даст – смол не достаточно. Ну и сера на пределе определения. Но использовать его – наслаждение не из дешевеньких.
+ Высочайшие моторные характеристики, получаемые после адаптации мотора под этот бензин. Низкое содержание серы и смол.
- Отсутствие моющих присадок, сравнимо высочайшая стоимость.

ИНН 007707126064
Место и время заправки: Москва, Щелковское ш., д. 2, корп. 1, 20.03.2008, 22 ч 09 мин
Марка бензина (по чеку) Бензин 95
Стоимость, руб./л 22,59
Базисный бензин для исследования топлив BP. Если б не отсутствие моющей присадки, отнесли бы к классу Евро IV по европейской систематизации (наша держит этот параметр в необязательных). Стопроцентно отсутствуют смолы, сера – в границах допустимого. И октановое число – с неплохим припасом. При всем этом – сравнимо дешево.
+ Низкое содержание ароматики, отсутствие смол, отменная детонационная стойкость. Сравнимо низкая стоимость.
- Отсутствие моющей присадки.

ИНН 007707126064
Место и время заправки: Москва, Щелковское ш., д. 2, корп. 1, 20.03.2008, 21 ч 59 мин
НАШ ВЫБОР
Марка бензина (по чеку) 95 ULT
Стоимость, руб./л 23,99
По всем категориям подходит под класс Евро IV. Верно фиксируется схожая связь с базисным BP 95. Пусть не стращает наличие смол – так идентифицируется присутствие моющей присадки. Но эффекта тоже придется подождать, и перебегать на него, равно как и на другие горючего аналогичного класса, нужно равномерно.
+ Одни из наилучших физико-химических характеристик по всем характеристикам, не считая содержания серы. Отменная моющая способность.
- Серу было надо бы уменьшить.

ИНН 007707126064
Место и время заправки: Москва, Щелковское ш., д. 2, корп. 1, 20.03.2008, 22 ч 15 мин
Марка бензина (по чеку) 98 ULT
Стоимость, руб./л 24,99
Лучший выбор для любителей Подвескаивной езды. Если использовать все его способности и по октановому числу, и по моющей возможности, можно почти все выиграть. Дорого для неизменного потребления, но за радости платить положено. Жалко, что по новенькому Техническому регламенту жить ему осталось недолго…
+ Самая высочайшая детонационная стойкость, как следствие – самые большие резервы в повышении моторных характеристик мотора.
- Сравнимо высочайшая стоимость.
Разработанная и применяемая ЗР методика тесты бензинов положена в базу одной из принятых федеральных «Систем добровольческой сертификации горюче-смазочных материалов».
Достоинства «титулованных» бензинов пропорциональны степени запущенности мотора, в который их заливают.
Заявленные компанией количественные достоинства бензинов «Ультимэйт» перед обыкновенными оцениваются ею при сопоставлении бензина ВР 98 «Ультимэйт» с «обычным» 95-м.
Наш выбор – 95-й бензин с моющей присадкой. «Ультимэйт» либо «Экто» – непринципиально.
НАША СПРАВКА
Лучший УГОЛ ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ
В штатной настройке системы управления современным движком угол опережения зажигания (УОЗ) подбирают так, чтоб при данном составе консистенции мотор «облизывал» порог детонации. Вспомните старенькые, еще карбюраторные советы по регулировке УОЗ без стробоскопа – чтоб при резком увеличении нагрузки детонация пару-тройку раз «щелкнула» в цилиндрах. Для чего? Чтоб обеспечить малый расход горючего и самую большую мощность. Зависимость этих характеристик от УОЗ точная и конкретная – при определенном данном значении этого параметра мощность на режиме будет максимальна, а удельный расход горючего – мал. Так почему нельзя заблаговременно настроить матрицу управления движком так, чтоб во всех точках УОЗ был бы хорошим? Мешает этому та детонация. Ведь неминуемым следствием роста УОЗ станет рост давлений в цилиндрах – горючее начинает пылать ранее, еще на такте сжатия. А явление детонации как раз и провоцируется волной давления: чем оно больше, тем поближе порог детонации. Потому чем выше детонационная стойкость бензина, тем поближе рациональные опции мотора.
Меж ЗАМЕРАМИ…
БЕНЗИН – ЭТО…
«Жидкость, получаемая от перегонки каменного угля, растворяющая жировые и смолистые вещества». Толковый словарь Даля
«Франц. benzine – смесь легких углеводородов с tкип 30-205°C; прозрачная жидкость, плотность 0,70– 0,78 г/см3. Получают приемущественно перегонкой либо крекингом нефти». Большой Энциклопедический словарь (БЭС)
«Смесь легких углеводородов – тусклая горючая жидкость, продукт переработки нефти». Толковый словарь Ожегова
«(От араб. lubangavi – яванская смола). Просто воспламеняющаяся горючая жидкость, один из товаров перегонки нефти». Новый словарь российского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой
«Из франц. benzine – то же от ср.-лат. benzoe, которое заимств. из араб. luban-javi «яванское благовоние». Фасмер М. Этимологический словарь российского языка.
НАША СПРАВКА
МОЮЩИЕ ПРИСАДКИ
Еще создатели первых впрысковых моторов узнали, что при работе на обыденных бензинах впускные клапаны и каналы стремительно зарастают грязюкой. А это усугубляет заполнение цилиндров – проходные сечения клапанных щелей уменьшаются, ну и аэродинамическое сопротивление на впуске резко вырастает. Причина – в самом принципе подачи бензина в движок. Струя из форсунки лупила на внутреннюю поверхность тарелки клапана, отлетала от нее и оседала на стенах впускного канала. Когда мотор жаркий – ничего ужасного не происходило, бензин испарялся и с воздухом шел в цилиндры. А вот в прохладном движке начинались процессы низкотемпературного разложения бензинов, в процессе которых и создавались эти отложения. Мотор с течением времени терял мощность, росли токсичность отработавших газов и аппетит. Потребовалось создание присадок, препятствующих росту отложений. В требованиях к топливам класса Евро III и выше наличие таких присадок стало неотклонимым.
Принципиальный момент: по собственной сущности моющие присадки должны не мыть, а препятствовать образованию грязищи. Уж вот вправду – «чисто не там, где убирают, а где не сорят»! Но как выяснилось в предстоящем, реальный моющий эффект тут также находится.
НАША СПРАВКА
КАК Инспектировали МОЮЩУЮ СПОСОБНОСТЬ
Разобрали движок, очистили механическим методом поверхности камеры сгорания и впускной системы от отложений и на электрических весах взвесили клапаны и свечки зажигания. Конкретно эти Ремонт и эксплуатация станут работать в качестве контрольных весовых частей, по изменению массы которых предстоит судить о моющей возможности бензинов. Мотор собрали, поставили на щит и принудили «скушать» порцию месива, состоящего из бензина, дизельного горючего и моторного масла, подобранных в определенной пропорции. Режимы – холостого хода и малых нагрузок, чтоб температуры деталей были пониже. Цель – стремительно нарастить на всех поверхностях приметный слой отложений. Понятно, что обыденных коксов, соответствующих для внутренних поверхностей клапанов, длительно и отлично поработавших на слабых бензинах, мы не получим, но уж хлопья органики на деталях непременно образуются! Далее – опять разборка и взвешивание: чтоб найти начальную массу отложений. Аккуратненько собрали мотор и выработали на нем все остатки топлив после основного цикла. Опять разобрали, взвесили, оценили, в какую сторону поменялась масса отложений – продолжает ли горючее марать либо же моет? А еще – сначала и конце испытаний снимаем характеристики мотора, чтоб отследить эффект чистки.