Зоопаркинг
Зоопаркинг
В СТИЛЕ БЭТМЕНА
Факт: излучая звуки частотой 50–60 тыс. герц, летучие мыши обнаруживают в мгле мелкие объекты, к примеру натянутую проволоку шириной всего 0,05 мм.
Компания «Ауди» может гордиться: ее фирменное обозначение ультразвукового парковочного радара – «Парктроник» – издавна стало нарицательным для всех схожих устройств. Конкретно они на сегодня получили самое обширное распространение. Решение, разумеется, взяли в долг у крыланов, ушанов и иных летучих мышей. Само по себе оно довольно обычное – в задний бампер встроено от 2-ух до 4 ультразвуковых датчиков. Когда шофер включает реверс, система начинает «сканировать» место за автомобилем. Если детекторы улавливают отразившийся от препятствия сигнал, в салоне раздается зуммер (у продвинутых моделей звук идет из динамиков штатной аудиосистемы). Некие модификации парктроника дают к тому же визуальную информацию: цветные опасности на маленьком мониторе обозначают степень угрозы, а цифровое табло довольно точно указывает расстояние до «контакта».
Восемь ультразвуковых датчиков (по четыре впереди и сзади) осязаемо упрощают парковку. Но даже самая совершенная система может не увидеть торчащий столбик либо высочайший бордюр. Все почаще встречаются устройства, смотрящие не только лишь вспять, да и вперед. Конструктивно они отличаются только 2-мя либо 4-мя «глазами» в фронтальном бампере, только работают повсевременно. Естественно, систему можно отключить, но в толчее городских пробок ее подсказки добавляют убежденности, ну и маневрировать при парковке еще легче.
Искажение – основной недочет парковочной камеры. Полосы на дисплее, обозначающие линию движения машины, исправляют ситуацию, да и такое решение – не совершенно. Кстати, авто, не имеющие встроенного ассистента, можно оснастить без помощи других; много сервисных центров предлагают такую услугу. Соблазнившись, не обращайтесь в 1-ый попавшийся сервис – криво установленный датчик может «смотреть» совершенно не туда, куда необходимо. Ну и за дешевизной гнаться тоже не стоит: наши тесты проявили, что парктроник с 2-мя «ушами» остротой слуха не отличается (ЗР, 2007, № 6).
Современные парковочные помощники не только лишь передают картину с камеры, да и рассчитывают лучшую линию движения, выдавая советы на приборный щиток. В США очень популярен другой вариант использования ультразвука – гаражные помощники. Владелец открывает ворота, и здесь же врубается датчик-излучатель, закрепленный на далекой стенке бокса, который замеряет расстояние до бампера машины. Воспользоваться им максимально просто: в зеркале заднего вида отражается обыденный светофор. Правила те же, что и на перекрестке: «желтый» – замедляйся, «красный» – стой!
«А глаз, как у сокола!» – это про «Ниссан-AVM». Вид со стороны и сверху, сложенный из 4 изображений, делает эффект компьютерной игры. ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ
Факт: маленькая подвижность глаза совы компенсируется гибкостью шейки – угол обзора в горизонтальной плоскости доходит до 180°, а в вертикальной – до 270°. Не считая того, зрение пернатых хищников чувствительнее людского к свету в 4 раза.
То, что некие птицы могут поглядеть для себя за спину, не оставило флегмантичными автопроизводителей. Но воплотить это удалось относительно не так давно. Размер видеокамер не позволял устанавливать их на кузов машины, ну и изображение они давали не самое точное. Но сейчас возможность воочию узреть, что творится за спиной, многим доступна.
Автоматический ассистент при помощи боковых датчиков находит свободное место. А вот заруливать в тесное место придется все таки водителю. На данный момент оснастить камерой, как и парктроником, можно хоть какой автомобиль. Правда, придется брать еще монитор (либо ресивер с огромным экраном). Интегрированные штатные системы еще практичнее. Обычно, встроенный в «торпедо» экран указывает картину с маленького глазка, спрятанного на корме. Но маленькие размеры камеры сыграли злую шуточку – сферическая линза очень очень искажает изображение. Сориентироваться помогают цветные полосы, обозначающие траекторию перемещения. При этом компьютер «рисует» их в режиме реального времени, зависимо от положения руля (для этого на колонку устанавливают особый датчик).
Более совершенные устройства не только лишь рассчитывают траекторию перемещения, да и без помощи других крутят руль. Основная неувязка водителя – пересилить свой ужас и не хвататься за «баранку», чтоб не мешать автоматике. Одинокая камера на заднем бампере не может соревноваться с очами пернатых. Поменять ситуацию попробовали инженеры компании «Ниссан», создав устройство AVM (around view monitor – монитор радиального обзора). Четыре камеры с высочайшим разрешением осматривают место вокруг машины. Приобретенные данные попадают в компьютер, который соединяет воединыжды их и выдает на экран картину, как будто снятую с высоты… нет, не птичьего полета, а нескольких метров над землей. Пока устройство числят экспериментальным, но жители страны восходящего солнца серьезно рассчитывают запустить его в серийное создание в последнее время.
Другое свойство совиного зрения употребляют спецы БМВ – на неких автомобилях этой марки появились камеры ночного видения. Совершенно не никчемно на черных дорогах и плохо освещенных стоянках.
СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ
Факт: тело медузы лишено скелета и на 98% состоит из воды. Этим и разъясняется ее желеобразная смесь.
Работает автопилот! Воспользоваться парковочным помощником на БМВ не так жутко – ведь в машине находиться не непременно. Что произойдет, если положить медузу на неровную поверхность? Она умеренно заполнит собой все впадинки. Схожим образом ведут себя и… некие авто. Вы медлительно едете повдоль ряда припаркованных машин. В это время автоматика при помощи боковых ультразвуковых датчиков отыскивает просвет меж ними. Как она определяет, что места для нее довольно, звучит зуммер: сюда можно причалить. Подобные устройства сделали, а именно, компании «Бош» и «Хелла». Автоматика не только лишь отыщет свободное место и укажет лучшую линию движения маневра, да и повернет руль на подходящий угол – водителю остается только давить на педали.
До недавнешнего времени такие помощники встречались только на концепт-карах, к примеру «Ситроен-С3 Сити Парк». Но на данный момент уже и некие серийные авто могут похвастать парковочной автоматикой. К примеру, в перечне опций «Фольксвагена-Туран» есть PSA (parking steering assistant – ассистент руления при парковке). 1-ое нажатие на кнопку с эмблемой PSA включает по два ультразвуковых датчика с каждой стороны в режим поиска свободного места (скорость не должна превосходить 30 км/ч). Чтоб припарковаться в один заход, нужен просвет на 1,4 м длиннее автомобиля. Если все условия выполнены, на приборной панели зажигается знак: можно останавливаться. Последующее действие – отпустить руль и педали (если машина с автоматом). И последнее – впору затормозить. В этом поможет маленькая камера на заднем бампере.
Еще далее пошли спецы БМВ, которые показали многообещающий RPA (remote park assist – дистанционный парковочный помощник). Автомобилю с таким устройством при парковке совсем не будет нужен… шофер! Можно выйти из машины, надавить кнопку на брелоке – и она без помощи других заедет в гараж. Правда, сначала придется заложить «маршрут» в память, другими словами один раз заехать без помощи других. Для корректировки отклонений RPA употребляет камеру, ориентирующуюся по отражателю на далекой стенке гаража. Пока таковой ассистент – всего только макет. Но прогресс не стоит на месте; может быть, через пару лет уже многие машины получат подобные устройства.
Человек разумный
Развитие систем, помогающих водителю парковаться, идет очень быстро. Похоже, в ближнем будущем распространение получат автоматические и стопроцентно автоматические устройства. Но, полагаясь на электронику, всегда следует держать в голове: человека отличает от другой фауны эпитет «разумный», а компьютер – только вспомогательное средство. Не осознавшие этого, могут утратить высочайшее звание «sapiens» и занять место не на парковке, а в зоопарке.
ИСТОРИЯ ПОДГЛЯДЫВАНИЯ
1-ые парковочные устройства сейчас кажутся музейными экспонатами. К примеру, чтоб лучше ощущать габариты машины, прямо до 1950-х на бампер устанавливали штырь из светоотражающего материала, а позднее в него стали вставлять небольшую лампочку. Делали это, правда, в главном на грузовиках. Другую конструкцию нередко использовали для микроавтобусов – на заднее стекло наклеивали пластиковую линзу, которая расширяла угол зрения. Была и кандидатура: сферическое зеркало на длинноватой ножке (как глаз улитки), закрепленное на крышке багажного отсека, позволяло водителю практически заглянуть под задний бампер. С развитием электрических помощников эти приспособления утратили популярность и сейчас встречаются изредка.