Возьмем красненького!
Возьмем красненького!
«КСЕРОКС» ДЛЯ КОРОБКИ
Время от времени новенькому изделию удается придумать настолько удачное заглавие, что оно становится именованием нарицательным для целой группы продуктов. К примеру, слово «ксерокс» используют ко всем копировальным аппаратам и даже самим копиям, «джипами» стали именовать любые внедорожники... Так и Dexron – бренд, выдуманный «Дженерал моторс» в 1967 году, утвердился в качестве обозначения всех жидкостей для автоматических коробок передач. Правда, «Форд» тоже попробовал дать громкое имя своим ATF (Automatic Transmission Fluid) – Mercon, но нередко ли вы слышали этот термин?
Вобщем, важнее не филологические тонкости, а тот факт, что с 1993 года воды «Джи-Эм» и «Форда» стали взаимозаменяемыми. По мере развития конструкций автоматических коробок передач (речь – о традиционных «автоматах» с гидротранформатором) изменялась римская цифра после слова Dexron. Сейчас большим спросом пользуются воды по спецификации Dexron III, введенной в 1993 году. Это и обусловило наш выбор образцов для экспертизы. Ведь большая часть хозяев машин с коробками, разработанными после 1999 года (когда появилась спецификация Dexron IV), меняют масло на сервисе.
И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ
В отличие от механической коробки, масло в «автоматах» берет на себя еще больше задач. Во-1-х, там есть зубчатые передачи, так что от важной функции смазывать ATF никто не высвобождал. Во-2-х, масло должно обеспечивать правильную работу фрикционных сцеплений. В-3-х, оно же передает вращающий момент в гидротрансформаторе, двигаясь при всем этом с высочайшей скоростью (80–100 м/с) в узеньких каналах меж лопатками колес. В конце концов, оно должно охлаждать Ремонт и эксплуатация коробки: конструкция последней такая, что излишек мощности мотора тут преобразуется в тепло, нагревая масло в жару до 150°С, тогда как 95°С – обычный «крейсерский» режим.
Эти задачки обусловливают обратные требования к ATF. Для смазки шестерен нужна вязкость побольше, а вот для работы гидротрансформатора она должна быть маленький (4–8 сСт). Но если вязкость свалится ниже 3–5 сСт, появляется опасность кавитации и течей через уплотнения.
Отыскать компромисс помогают присадки, но в присутствии разнородных металлов (к примеру, сталь и бронза) они могут активизировать химическую коррозию. В общем, обыденную трансмиссионку в автоматические коробки лить нельзя, а чтоб шофер случаем не спутал банки, ATF окрашивают в броский, обычно, красноватый, цвет. Что, кстати, отражено в спецификациях.
АРШИНОМ НАШИМ НЕ ИЗМЕРИТЬ
Так как автоматические коробки для легковых автомобилей в нашей стране не выпускают (если не считать старых правительственных лимузинов), то на воды для их нет ни ГОСТа (это половина беды), ни оборудования для испытаний. А поэтому из огромного количества характеристик, данных забугорными спецификациями, мы решили измерить вязкость, температуру вспышки, смазывающие характеристики, пенообразование и коррозионную активность.
Важные свойства смазывающих параметров должны измеряться на оборудовании, которого нет в Рф, – только при всем этом условии результаты дали бы повод к отбраковке того либо другого эталона. В нашем случае применение четырехшариковой машины трения позволило только сопоставить эталоны вместе и расставить их по местам, ориентируясь на так именуемый индекс забияка. Его рассчитывают на основании нескольких трибологических черт. Чем он выше, тем лучше. Зато мы смогли беспристрастно оценить коррозию медной пластинки в баллах (где цифра охарактеризовывает степень коррозии, буковка – цвет окисла) после трехчасового купания в жарком (+150°С) масле.
ЛЕЙТЕ МАСЛО ПЕННОЕ…
Итоги испытаний сведены в таблицу, аспекты отмечены в подписях к фото. Отметим, что «почти бесплатная» российская ATF Luxoil отличилась прямо-таки пивной пеной, но это, согласно спецификации Dexron III, допустимо! А вот запредельная злость к меди сдвинула на последние места такие звучные бренды, как Elf, Castrol, Mannol и примкнувший к ним ХАДО.
Спецы поведали, что используемые в автоматических коробках втулки с бронзовым (сплав меди!) покрытием очень чувствительны к коррозии, а повреждение узкого слоя приводит в конечном итоге к дорогостоящему ремонту всего «автомата»!
10-е место
Elf Elfmatic G3
Заявленный изготовитель –
T.Lubrifiants, Франция
Приблизительная стоимость за 1 л –
180 руб.
Минеральное масло именитой компании с допусками «Мерседес-Бенц», БМВ оказалось неприемлимо брутальным по отношению к медным сплавам. Умеренный индекс забияка привел его в конечном итоге на последнее место.
+ Очень низкое пенообразование.
- Не соответствует требованиям заявленных спецификаций по коррозии.
9-е место
Mannol Dexron III Automatic Plus
Заявленный изготовитель –
Wolf Oil Corporation, Бельгия
Приблизительная стоимость за 1 л – 190 руб.
Синтетическая жидкость с допусками «Мерседес-Бенц», «Форд», «Эллисон» и «Катерпиллер» навряд ли обеспечит обещанную долговечность деталей из медных сплавов.
+ Очень маленькое содержание механических примесей.
- Не соответствует требованиям заявленных спецификаций по коррозии.
8-е место
Castrol Automatic TQ Dexron III
Заявленный изготовитель –
Castrol UK Limited, Великобритания
Приблизительная стоимость за 1 л – 240 руб.
Минеральное масло по умопомрачительно высочайшей стоимости – возможно, за самую наилучшую чистку от примесей. Допуски «Дженерал моторс», «Форд», «Эллисон», «Мерседес-Бенц» и МАН не могут уверить, что это – верный выбор. Ибо – снова прокол по коррозии!
+ Самое незапятнанное масло.
- Не соответствует требованиям заявленных спецификаций по коррозии.
7-е место
ХАДО ATF III
Заявленный изготовитель – «ХАДО-Технологии», Харьков, Украина
Приблизительная стоимость за 1 л – 320 руб.
«Минеральное масло высшего класса. Наилучшее на сегодня. Противокоррозионное. На базе нефти с шельфа Северного моря». Это все – цитаты с упаковки. Навряд ли, но, ревитализант восстановит съеденную коррозией бронзу.
+ Фактически не пенится, хорошие смазывающие характеристики.
- Не соответствует требованиям заявленных спецификаций по коррозии.
6-е место
Luxoil ATF Dexron III
Заявленный изготовитель –
ЗАО «Делфин Индастри», Москва
Приблизительная стоимость за 1 л – 80 руб.
Единственное масло (минеральное) российского производства, которое мы смогли отыскать. Его стоимость – наилучшая реклама, пусть и не указаны допуски автопроизводителей. Должно отлично работать на свирепом морозе – температура застывания -48°С!
+ Умопомрачительно малая стоимость.
- Не соответствует требованиям спецификации Mercon по пенообразованию, завышенная зольность.
5-е место
BP Autran DX III
Заявленный изготовитель –
BP Lubricants, Бельгия
Приблизительная стоимость за 1 л – 230 руб.
Допуски «Дженерал моторс», «Форд», «Эллисон», «Мерседес-Бенц» и МАН на этот раз не вызывают колебаний. И морозостойкость такая же, как у предшествующего эталона.
+ Хорошая морозостойкость, очень низкая зольность.
- Не самые наилучшие смазывающие характеристики, высочайшая стоимость.
4-е место
Mobil ATF D/M
Заявленный изготовитель –
ExxonMobil Oil Corporation, США
Приблизительная стоимость за 1 л – 130 руб.
Определенные допуски не указаны, но заявленным спецификациям Dexron III и Mercon непременно соответствует. Стоимость полностью демократичная.
+ Очень отменная чистка от примесей, хорошая морозостойкость.
- Температура вспышки на грани требований спецификации Dexron III.
3-е место
Bizol ATF III
Заявленный изготовитель –
BITA Trading GmbH, Германия
Приблизительная стоимость за 1 л – 200 руб.
Указаны допуски «Мерседес-Бенц» и МАН. Хорошая морозостойкость (-47°С), низкое пенообразование. Но почему-либо… желтоватый цвет, тогда как спецификации Dexron и Mercon требуют красноватую расцветку. Разъяснения этому факту мы не отыскали. Не было красителя?
+ Отличные характеристики, низкое пенообразование.
- Неверный цвет, завышенная стоимость.
2-е место
ZIC Dexron III
Заявленный изготовитель –
SK Corporation, Южная Корея
Приблизительная стоимость за 1 л – 150 руб.
Полусинтетическое масло и взаправду делает все обещанное, в том числе противокоррозионную защиту. А вот с «Очень Высочайшим Индексом Вязкости» (та разрекламированная разработка VHVI) вышла промашка: он тут самый маленький из всех образцов.
+ Отличные смазывающие возможности, низкая стоимость.
- Температура застывания -40°С – самая высочайшая из всех образцов.
1-е место
ENEOS ATF III
Заявленный изготовитель –
Nippon Oil Corporation, Япония
Приблизительная стоимость за 1 л – 190 руб.
«Масло № 1 в Японии» оказалось первым и в нашем тесте! По смазывающим свойствам с ним посоперничало бы только украинское ХАДО, но оно, как досадно бы это не звучало, нетерпимо к бронзовым деталям. Морозостойкость «японца» (-46°С) тоже на уровне.
+ Самые наилучшие смазывающие характеристики.
- Как и положено победителю, «минусов» не нашлось!