На заре ты ее не буди!
На заре ты ее не буди!
Даже если в картере красивое, по погоде, масло, если стартер отменно проворачивает коленвал, система зажигания со свечками в полном ажуре, это еще не гарантия, что мотор оживится. Ведь нужно заполнить цилиндры рабочей консистенцией, способной возгореться от искры – тут-то обычно и скрываются подводные камешки. Другой раз и к прошивке электрического блока управления нет претензий – форсунки работают верно, горючего подают сколько нужно, а смесь в цилиндрах очень бедная… просто оттого, что горе-бензин не вожделеет испаряться! Итог – залитые им свечки. Приехали…
Для нашей страны тридцатиградусный мороз не в диковинку. Как быть автомобилисту? Проще тем, кто ставит жаркую машину на ночевку в гараж – даже под утро температура мотора (в особенности если его дополнительно укрыть) будет на несколько драгоценных градусов выше критичной. Есть шанс завести! Другой вариант: перед запуском прогреть движок от наружного источника тепла. Бывало, ветераны заливали в радиатор принесенный в ведрах кипяточек – хлопотно, ну и не очень полезно для стремительно нагретой «механики». Но заводились и ездили!
Обычный «истопник». Рядом фильтр. Сейчас у любителя зимних поездок другие способности. На фото 1 – автономный предпусковой подогреватель. Есть такие и для бензиновых агрегатов, и для дизелей – зависимо от объема системы остывания их делают разной мощности, оснащают электрическим управлением. Естественно, и тут случаются проблемы. Об их диагностике и устранении побеседуем в собственный черед, а поначалу, обыкновенно, познакомьтесь с устройством и схемами подключения «автономок».
Рис. 1. Схема подогревателя: 1 – нагнетатель воздуха; 2 – главный предохранитель; 3 – дозировочный насос; 4 – водяной насос;
5 – датчик температуры; 6 – датчик перегрева; 7 – камера сгорания; 8 – теплообменник; 9 – глушитель; 10 – свеча накаливания;
1 На рис. 1 – схема подогревателя. При включении отопителя подается питание на свечу накаливания 10, которая разогревается до рабочей температуры. Сразу начинают работать интегрированный жидкостный насос 4 и нагнетатель воздуха 1. Потом врубается дозировочный насос 3 и горючее подается в камеру сгорания 7. Блок управления плавненько увеличивает обороты нагнетателя воздуха. Как пламя в горелке стабилизируется, индикатор 11 скажет об этом блоку управления и тот отключит свечу накаливания. Отопитель вышел на рабочий режим. Жидкость, протекая через теплообменник 8, греется и поступает в рубаху остывания мотора. Блок смотрит за процессом не только лишь по индикатору пламени, да и делая упор на сигналы датчиков температуры 5 и перегрева 6. Когда жидкость нагреется до 30°С, блок включит вентилятор отопителя – начнется прогрев салона. По достижении жидкостью 86°С дозировочный топливный насос 3 отключается, а жидкостный насос и вентилятор отопителя продолжают работать. Эта фаза продлится до того времени, пока температура воды не свалится до 70°С, после этого блок вновь включит свечу накаливания и топливный насос. Цикл замкнулся. Все это будет повторяться столько времени, сколько запрограммирует шофер – но менее 2-ух часов.
Если движок не был очень выстужен, то после запуска подогревателя блок управления переводит его в экономный режим, снижая потребление электроэнергии и расход бензина практически в два раза.
Предвидено четыре варианта включения подогревателя. Самый обычный – при помощи кнопки. После включения система работает до того времени, пока владелец опять не нажмет на кнопку – значимый недочет.
Управление подогревателем: 1 – мини-таймер; 2 – модульный таймер; 3 – телестарт. 2-ой вариант – с мини-таймером (фото 2, поз. 1). Тут, как и во всех других вариантах, шофер может принудительно включить подогреватель столько раз, сколько захотит, но у него есть возможность задать время автоматического пуска и длительность работы этой системы. Временной интервал ограничен 24 часами – запрограммировать на послезавтра не получится. Но если вы часто, в одно и то же время (к примеру, днем либо вечерком) заводите мотор, то метод упрощается: довольно ввести время включения, но менее 3-х раз в течение суток. У подогревателя всего три будильника. Вобщем, это не означает, что подогреватель три раза без помощи других включится. После первого включения нужно подтвердить последующий пуск, нажав на кнопку таймера, по другому цепочка прерывается – следующих включений не будет.
Для тех, кого мини-таймер не устраивает, предусмотрен 3-ий вариант автоматического включения – модульный таймер (фото 2, поз. 2). У него расширенный временной интервал включения подогревателя – целая неделя! Тут в памяти блока тоже три будильника, но уже на всю неделю, при этом блок можно проверить на наличие ошибок – и заодно его разблокировать. Но об этих тонкостях поведаем позже.
4-ый вариант пуска самый совершенный, но, правда, и самый дорогой – дистанционный, с брелока (телестарт). Брелок – на фото 2, поз. 3. Он позволяет воскресить подогреватель на дистанции до полутора км (!) при условии прямой видимости и отсутствия помех. В городских критериях радиус деяния сокращается до 300 м, но если путь сигналу преградит здание – подогреватель не включится.
Особенность телестарта в том, что он обеспечивает постоянную связь с блоком управления: смотря на экран брелока, шофер смотрит за температурой в салоне (датчик – в комплекте с брелоком), держит под контролем время работы подогревателя до его выключения. Шофер может включить только вентилятор отопителя, не запуская подогреватель, – это так именуемый летний режим.
Оборотный клапан. Рис. 2. Простая схема включения подогревателя в систему остывания: 1 – движок; В заключение разглядим схемы встраивания подогревателей в систему остывания. Более всераспространенная и обычная на рис. 2 – в разрыв патрубка, идущего от мотора к радиатору отопителя салона. Жидкость циркулирует по малому контуру системы остывания. Когда она нагреется до 30°С, включится вентилятор отопителя. На неких автомобилях подогреватель приходится располагать далеко от подводящего шланга салонного отопителя. Из-за этого объем циркулирующей воды возрастает, а на работающем движке, когда подогреватель отключен, усугубляется работа системы остывания, потому что жидкость преодолевает дополнительное гидросопротивление. Чтоб избежать этого, поставили оборотный клапан (фото 3, рис. 3). Тут резиновый шарик клапана 4 при включенном подогревателе 2 сдвигается на лево – вся жидкость идет через подогреватель. Когда же последний выключен, а мотор запустился, шарик сдвигается на право до ограничителя – жидкость свободно обходит его по пути меньшего сопротивления, в подогреватель фактически не поступая.
Рис. 4. Схема включения подогревателя с дополнительным термостатом: 1 – движок;
2 – подогреватель; 3 – отопитель салона; 4 – оборотный клапан; 5 – термостат.
Рис. 5. Схема включения подогревателя с термостатом, объединенным с оборотным клапаном: Если шофер предпочитает прогреть салон, а только после чего движок, то можно установить дополнительный термостат (рис. 4) – выходит очередной малый контур, где теплая жидкость из подогревателя 2 поступает в радиатор отопителя 3, обходя движок. И так длится до того времени, пока температура воды не достигнет 45°С. Потом клапан термостата сдвигается и нагретая жидкость поступает в рубаху мотора. Потом термостат соединили с оборотным клапаном, как это показано на рис. 5. Благодарим фирму «КЛИМА-СЕРВИС» за содействие в подготовке материала.