ВСПЫХНЕТ ДАЖЕ ВОЗДУХ!
ВСПЫХНЕТ ДАЖЕ ВОЗДУХ!
Чем все-таки она так провинилась, что уже серьезно толкуют о подмене копеечного и нехитрого изделия куда более дорогим и сложным лазером? Все это – «происки» экологов, повсевременно требующих сделать выброс еще чище.
Экспериментальный мотор AVL «наматывает километры» с «гиперболоидом» в цилиндре. Электронной искрой удается поджечь смесь, обедненную менее чем до значения l=1,35, тогда как неодимовый лазер совладевает с еще более бедной (до l=1,55). (Напомним, l=1 соответствует так именуемому стехиометрическому составу, когда одна часть горючего приходится на 14,7 части воздуха.) Новенькая лазерная «свеча» стала существенно компактнее предшествующего варианта, она имеет наибольший поперечник 50 мм и длину 85 мм и выдает энергию 30 мДж в течение 4 нс. При всем этом частота импульсов может достигать 150 Гц, что соответствует… 18 000 об/мин коленчатого вала!
Лазерная «свеча» первого поколения была еще очень велика для практического внедрения. Сейчас она стала существенно компактнее. Очевидно, настолько бедная смесь нужна разве что на холостом ходу, но как раз в этом режиме и выделяются обычно вредные окислы азота. Но при l=1,55 их не появляется совсем! Как утверждает управляющий проекта со стороны CTR Герхард Кроупа, лазерная «свеча» готова к практическому использованию в движках и может быть сделана малыми партиями для последующих исследовательских работ. Новинка позволяет освободить камеру сгорания от каких-то выступающих деталей, а вспышку можно выполнить в хоть какой ее точке. По оценкам AVL, над этой неувязкой сейчас работают в мире до 10-ка лабораторий – обогнать соперников очень интригующе.