НЮХАЧИ
НЮХАЧИ
АВТОКЛУБ
ДИАГНОСТИКА: ГАЗОАНАЛИЗАТОРЫ
НЮХАЧИ
СЕРГЕЙ ВОЛОШЕНКО, НПП "АСЕ"
В прошлых материалах (ЗР, 2003, № 11, 2004, № 2) мы поведали о массивных средствах диагностики - сканерах и мотор-тестерах, позволяющих спецам выявлять многие неисправности. Но не все! Очень нередко для принятия правильного решения мастеру нужна не только лишь информация от датчиков и контроллера, да и данные о фактическом составе выхлопных газов. В почти всех случаях только этот конечный итог позволяет сделать заключение о состоянии мотора и его систем.
Так появился целый класс специализированных устройств - газоанализаторов. Самые 1-ые определяли только концентрацию оксида углерода СО, делая упор на эффект конфигурации электропроводности платиновой нити при содействии с этим газом. Таковой прибор облегчал регулировку карбюратора, но для оценки полноты сгорания топливовоздушной консистенции 1-го только измерения СО недостаточно. Требования экологов к чистоте выхлопа повсевременно ужесточались. В ответ был разработан двухкомпонентный газоанализатор, измеряющий, не считая СО, к тому же содержание СН - несгоревших углеводородов (в главном, бензина и частично масла). В новеньком газоанализаторе отработавшие газы подвергаются инфракрасному облучению, а интересующие нас СО и СН поглощают его по-разному. Оба вещества, хотя и в разной степени, токсичны, потому их концентрацию в выхлопе строго ограничивают.
О том, какие нормы действуют для автомобилей зависимо от года выпуска и комплектации, как определяют регламентированные характеристики, вы могли прочесть в январском номере журнальчика. Заметим только, что для таких измерений обсуждены рабочая температура мотора и частота вращения коленчатого вала, потому в набор прибора входят надлежащие датчики.
Но роль газоанализатора не сводится к проверке токсичности. Состав отработавших газов отражает состояние систем зажигания, топливоподачи и в некий степени - механическую исправность мотора. К примеру, завышенные уровни СО и СН в купе с непостоянностью холостого хода свидетельствуют о очень богатой консистенции. Если же уровень СН велик, а СО низок - смесь бедная. В обоих случаях ее воспламенение становится нестабильным, с пропусками, и пары несгоревшего бензина попадают в выброс. Очередной вариант: СО в норме, а СН завышен, в выхлопе сизый дым - в камеру сгорания подсасывается масло, движок просит ремонта.
Внедрение электрических систем управления движком с каталитическим нейтрализатором и датчиком кислорода в отработавших газах содействовало возникновению прибора, измеряющего концентрацию 4 компонент: СО, СН, СО2 и кислорода О2 (фото 1). На базе этих данных прибор вычисляет коэффициент излишка воздуха l. Напомним: данная величина выражает отношение массы воздуха, реально поступающего в цилиндры, к массе воздуха, на теоретическом уровне нужного для полного сгорания горючего.
Ряд моделей газоанализаторов может рассчитывать "корректировочное" значение СО - на базе других характеристик сгорания (см. выше). Если измеренное значение значительно ниже корректировочного, следует проверить, нет ли в системе выпуска неплотностей, через которые подсасывается воздух. Подтверждает это и высочайшее содержание кислорода - около 6%. До того как проводить последующую диагностику, необходимо отремонтировать систему выпуска.
Параметр СО2 позволяет оценить полноту сгорания горючего. У исправного мотора с нейтрализатором он приближается к 14-16%.
Практически у всех моделей газоанализаторов есть разъем для подключения к компьютеру (фото 2). Последний позволяет обрабатывать и ассоциировать результаты, строить приятные диаграммы в цвете, проводить испытания, хранить подсказки для диагноста, распечатывать данные (фото 3). Таким макаром, современные газоанализаторы отлично дополняют хоть какой диагностический комплекс на базе компьютера (фото 4).
К примеру, мотор-тестер прерывает попеременно искрообразование в цилиндрах мотора - и газоанализатор фиксирует рост концентрации СН в отработавших газах. В итоге удается оценить не только лишь вклад каждого цилиндра в работу мотора, да и выявить понижение производительности той либо другой форсунки (фото 5). Последний случай - когда при выключении цилиндра ни частота вращения коленчатого вала, ни содержание СН не изменяются: означает, в этот цилиндр горючее вообщем не поступает. Форсунка засорена либо не получает управляющего сигнала.
Анализ выхлопных газов помогает и при поиске дефектов зажигания. При пропусках воспламенения консистенции понижается концентрация СО и СО2, вырастает СН и О2. Хоть какой, кто смотрит за нашими публикациями, просто усвоит логику.
Потому что в атмосферном воздухе всего 21% кислорода, тогда как азота 78%, нужно держать в голове и о "побочных" продуктах сгорания. Вступая в реакцию с кислородом, азот образует ядовитые оксиды NOx. Сейчас их концентрация еще не нормируется (в главном, из-за технических проблем измерения). И все таки разработчики исследовательских устройств уже освоили пятикомпонентный газоанализатор (СО, СН, СО2, О2, NOx). Будучи существенно дороже четырехкомпонентного, он пока не получил широкого распространения. Разумеется, что сейчас сбалансированный вариант для диагностики движков - четырехкомпонентный газоанализатор.
Желаете приобрести? Выбирайте. Цены российских устройств - от $1000 до 2700, завезенные из других стран - раза в два дороже.
Сейчас вся команда в сборе - сканер, мотор-тестер, газоанализатор. Приступим к работе?
1- Четырехкомпонентный газоанализатор "Инфракар".
2- Разъем для подключения к компу (показан стрелкой).
3- Результаты замеров на дисплее цветного монитора.
4- Газоанализатор успешно дополняет мотор-тестер.
5- Показания газоанализатора при последовательном выключении цилиндров.