НЕ ДОСТУЧАЛИСЬ
НЕ ДОСТУЧАЛИСЬ
Достигнули оборотного. «Сексот» (что вообще-то расшифровывается как «секретный сотрудник») стало одним из самых досадных ругательств. Но без последствий другого рода тоже не обошлось: человек, который пробует направить внимание властей на нарушение правопорядка, в очах многих не достоин ни почтения, ни поддержки. В развитых же странах Запада схожее поведение не что другое, как штатская обязанность каждого.
В Германии нет ничего унизительного в том, чтоб, скажем, позвонить в полицию и сказать, что шофер зеленоватого БМВ номер такой-то нелегально занимает место на парковке для инвалидов. Машину нарушителя здесь же утащит эвакуатор, а герру Мюллеру от соседей – почет и почтение. Не случаем в Европе на улицах не так много полицейских автомобилей, но стоит проехать «не туда» либо «не так», здесь же полицейский патруль! И не непременно с карательными функциями: может, вы заплутались либо вам плохо, да не достаточно ли что?
В ежедневной жизни не то что патрульную машину – живого полицейского можно узреть разве что в аэропорту, при заезде в страну. Так откуда же они возникают вдруг, если нарушение правил случилось, допустим, в семь утра? Понятно – законопослушные граждане доложили… И это совсем нормально для германцев, французов, янки и иных шведов.
Сейчас вернемся в нашу действительность. Признаемся: любой из нас, видя еще одного нахала, мчащегося по встречной либо на «красный», грезит, чтоб в один момент появился принципный инспектор и наказал нарушителя по полной программке. Как досадно бы это не звучало, обычно, принципный гаишник в это время находится кое-где далековато. А если попробовать посодействовать нашей ГИБДД ловить этих самых небезопасных нарушителей ПДД? Таковой великодушной целью мы и задались, отправляясь в очередной рейд. Чтобы придать ему огромную значимость, в состав журналистской «бригады резвого реагирования» вошли фотограф и юрист.
ДОЖДИТЕСЬ ОТВЕТА ОПЕРАТОРА…
Ранешным осенним днем мы начали выяснять, как будут реагировать охраны правопорядка на наши «подсказки». За нехорошим примером дело не стало. Не успели отъехать от редакции, как неподалеку от известного Уголка Дурова нас опередил по «встречке» (естественно, через две сплошные) темный « Ниссан Максима». Куда сетовать? Набираю с мобильного телефона общий номер милиции «02». Это в кино в трубке здесь же откликается заинтересованный глас, в жизни все по другому – приблизительно только через семь гудков трубка оживает и механическим голосом докладывает: «ждите ответа…» Ничего, подождем. В конце концов оператор отвечает. Ну что, опыт начался.
– Женщина, только-только меня по встречной полосе опередил автомобиль « Ниссан Максима», темного цвета. Я его при всем этом даже сфотографировал! Меня зовут Максим Приходько, и я могу выступить очевидцем. С кем мне связаться?
На том конце провода – легкое замешательство:
– Я не сообразила, что у вас случилось?
– Женщина, шофер автомобиля «Ниссан» грубо нарушил правила дорожного движения, сделал аварийную ситуацию на дороге…
– Правила дорожного движения? Ясно, тогда это не к нам, – облегченно отвечает оператор. – Я попробую переключить вас на ГАИ Центрального окрестность, это по их части.
Снова считаю гудки в телефонной трубке, щелчок – и опять на полосы «моя» дежурная; видимо, не удалось выйти на ГИБДД:
– Давайте, юноша, я запишу номер и марку машины, где вышло нарушение, а информацию передам в ГАИ. Вы не беспокойтесь, примем меры!
Мы же решили продолжить собственный опыт и направились на «фотоохоту» в реальный «заповедник нарушителей» – на Новый Арбат и Кутузовский проспект. По этим магистралям бесконечным потоком движутся министры, депутаты, бизнесмены, сотрудники администрации Президента и он сам лично. Дорогой пользуются представители власти, так что внимание к ней особенное. Инспекторов порядком и вообщем – контроль! Но контроль выборочный: по разделительной полосе то и дело проносятся темные лимузины с «триколором», мигалками и внедорожниками охраны. На их «стучать» никчемно, они, как понятно, у нас вне закона. Но, следуя примеру «неприкасаемых», по Кутузовскому так и норовят «прохватить» с ветерком обыденные граждане. Некие при всем этом ожидают «спонсора», чтоб пристроиться сзади. Совершенно для таких дел подходят кареты «скорой помощи» и… милицейские патрульные машины. Другие лихачат «в наглую».
Мы едем по правилам и пытаемся для начала просто подсчитать число нарушителей. Стремительно сбиваемся со счета. За какие-то три минутки посреди денька (не днем, в часы пик, когда Кутузовский «стоит», а деньком, когда движение обычное!) по разделительной полосе (что является бесспорным нарушением!) на скорости выше 100 км/ч промчались: « Audi А8», «Мерседес» S-класса (2 штуки), « Форд Фокус», «Тойота-Ленд Крузер», «Форд-Рейнджер» (пикап), GAZ 31105, «Вольво-ХС90», « Хёндэ Гетц» и рядовая «девятка» с подмосковными номерами. Это – показательный срез, так сказать, «средневзвешенный курс». У «мерседесов», «Тойоты» и «Ауди» номера были с «триколором», у «Форда» – голубий, милицейский. Что ж, у всех их водителей «жизнь удалась». А другие, выходит, простые нарушители. Попробуем на их «настучать» по телефону.
Попытка номер два (после обычных 10 (!) длительных гудков):
– Оператор Игорькова, слушаю, что у вас случилось?
– Женщина, здрасти! Только-только на улице Новый Арбат на моих очах грубо нарушил правила дорожного движения целый ряд автомобилей. Их номера и фото у меня есть. Я готов предоставить их и выступить очевидцем. Давайте биться с бесчинством на дорогах!..
Снова легкое замешательство на том конце провода:
– Означает, у вас записаны номера и марки этих автомобилей?
– Да, есть! – и я начинаю перечислять, что «в 13 часов 50 минут автомобиль «Вольво-ХС90»…» и т.д.. После «Ауди» оператор останавливает мой поток сладкоречия:
– Секундочку, я вас на данный момент переключу на нашу справочную, наверняка, там вам посодействуют, подскажут, куда обратиться, – и отключается.
Новенькая серия длинноватых гудков, на проводе уже другая дама:
– Справочная, Зинченко.
– Женщина, здрасти, моя фамилия Приходько, у меня есть подтверждение того, что целый ряд автомобилей только-только грубо нарушил... – и т.д., текст уже отработан. Только нужна ли эта ценная информация оператору Зинченко? Она мой монолог прерывает:
– Я могу вам дать телефон ГАИ, звоните туда.
Как досадно бы это не звучало! Видимо, тот телефон, что мне отдала оператор справочной, оказался очень пользующимся популярностью: мы с фотографом и юристом азартно в течение практически часа надавливали кнопки наших мобильных, но в ответ слышали одно и то же – недлинные гудки… За этот период времени правила дорожного движения на Кутузовском нарушили, наверняка, более сотки автомобилей с «привилегированными» и самыми обыкновенными номерами. Ранее, как оказывается, дело было только у нас троих, по условиям рейда совсем рядовых людей, которых возмутило чье-то хамство на дороге. И которые желали нарушителей за это наказать! Не страшились ведь, звонили с собственных мобильников (их номера и обладатели просто определяются), более того – представлялись своими именами-фамилиями! И что все-таки? А ничего…
Естественно, может быть, у ГИБДД есть какие-то особые номера, по которым довольно едва позвонить – и сходу на перехват злобных нарушителей рванет несколько патрульных машин. Только вот номера эти так засекреченные, что их не знают даже операторы диспетчерской «02». А где про их могут узнать обыденные граждане, у каких просто накипело?..
НЕ ДОЖДЕТЕСЬ!
Вот так мы и съездили на «фотоохоту», собрали маленькую коллекцию «портретов нарушителей в столичном интерьере», малую часть из которой публикуем в этом номере. Только вот главной цели – наказать этих автохулиганов – мы не достигнули. Естественно, к каждому из их милиционера не поставишь, как обожают нередко повторять различные наши силовые начальники. И не нужно, у нас и так служба ГИБДД одна из наибольших в мире! По количеству служащих, очевидно… Наверняка, «стучать» на близкого собственного, водителя, не очень прекрасно, в законе об этом ничего не сказано, ну и публичное мировоззрение порицает доносительство. Все так, но как поступить, когда на другой чаше весов раз в год 35 тыщ убитых на дорогах и поболее 200 тыщ покалеченных? Молчать и ожидать, когда вдруг, будто бы из-под земли, появится принципный гаишник и агрессивно накажет всех нарушителей?.. Сейчас, быстрее, это – сказочный персонаж.
«Твой звонок свяжет руки террористам», – обещают нам сейчас плакаты, расставленные по всей столице. Никому не советую шутить с этим номером! А вот только как связать руки тем, кто на большой скорости выскочил на встречную полосу? Ведь это тоже в собственном роде террорист! Сколько ДТП со смертельным финалом вышло за год по вине таких? С этим тоже нужно что-то делать. Большая часть водителей, думаю, в принципе, готовы с ними биться, и в этой борьбе, может, даже наплевать на условности, на то, что в нашем обществе доносить не принято. Доносить – не о том, что сосед изменяет супруге, а о том, что некто сделал аварийную ситуацию, в какой могли бы пострадать Различное.
Только вот кому такая информация нужна?
P.S. В качестве пробного доноса просим рассматривать размещенные в этом журнальчике фото. Мы готовы печатать такие и далее, готовы свидетельствовать против нарушителей в хоть какой инстанции. Так что ждем ответа.