ПУСТЬ БЕГУТ НЕУКЛЮЖЕ
ПУСТЬ БЕГУТ НЕУКЛЮЖЕ
Пешеходам торопиться некуда, они и подождать могут, а вот автомобилистам никак нельзя. Они должны успеть впору и в срок (с поправкой на время суток и время года). Потому, если судить по данным статистики, не хотя быть «вторым сортом», раз в год все большая часть пешеходов зазорно сдает свои позиции и пересаживается в автомобиль, здесь же запамятывая, каково это – перейти дорогу в час пик.
Вот так, в единстве и борьбе противоположностей, год от года длится этот унылый процесс… Но хотя бы раз в году на ход его направляет свое внимание (и даже пробует воздействовать!) ГИБДД. Потому на неделю (либо чуток больше) противоборство немного слабеет. Так было и в этом году в столице. Тем водителям, кто вспомнил о пешеходах и пропустил их на «зебре», – почет и почтение! В неких районах городка даже что-то выдавали на память – брошюры по безопасности движения, памятные стикеры, вымпелы. О том, что шофер пешеходу друг, заговорили по телеку, начали припоминать по радио и в газетах. Позже акция завершилась – видимо, руководители ГИБДД посчитали, что урок усвоен. Последующий, нужно считать, состоится через год. А мы решили проверить способности водителей и пешеходов уже через неделю после окончания милицейской акции. Как поменялась жизнь на «зебре»?
ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ
Рядовой столичный перекресток в районе Большой Серпуховской улицы. Время – середина денька. Фотограф отыскивает позицию для съемки, я перевожу часы в режим секундомера и вспоминаю, как мы с моим товарищем перебегали в юности Невский проспект в Ленинграде у Гостиного двора и были оштрафованы (!) за это на целых 3 рубля.
Пешеходный переход, обозначенный знаками и разметкой, размещен метрах в 100 от светофора. Улица хотя и широкая, но на теоретическом уровне перейти ее, с известной толикой сноровки, можно. Ну-с, побежали. Самое ужасное – переходить ее, когда машин… не достаточно. Так как в данном случае они несутся от светофора до светофора, набирая скорость и завывая, как реактивный лайнер на взлете. Пешеходы в таком случае воспринимаются как свора вредных галок, которые могут замедлить движение, и их положено разгонять гудками и «выстрелами» далекого света.
А вот когда машин много, перейти Серпуховскую можно практически без опасения. Временами автомобилей набегает столько, что риск быть сбитым сведен фактически к нулю, ведь скорость движения резко падает. Ну либо практически сведен, потому что время от времени автомобиль может без всякого предупреждения шарахнуться из ряда в ряд. Как в воду глядел: не отскочи я в сторону, «Тойота» своим бампером непременно задела бы меня по колену! А я умный и опытнейший, в столице издавна живу, так что увернулся ловко и побежал далее, лавируя меж машинами. Несколько секунд – и финишировал на другой стороне улицы, у магазина «Продукты». Главное в таком методе скрещения улицы – дождаться, когда машин будет побольше, и смело в путь! Только при всем этом нужно стараться к тому же не испачкаться о грязные кузова…
Освоив «слаломный» метод прохождения дистанции, интересуюсь у фотографа: как я шел? Со стороны небось смотрелось захватывающе? «Ну-у, – вдумчиво тянет мастер выдержки и диафрагмы. – У женщин это выходит грациозней. Сам взгляни!» Я не спорю и любуюсь, как еще одна молодая москвичка быстрой походкой «от бедра» пересекает Огромную Серпуховскую, умудряясь при всем этом гласить по телефону. А в этом что-то есть: осторожные дамские головки, вроде бы плывущие над крышами легковых автомобилей. Наши дамы – просто супер, им все нипочем! Кстати, один мой компаньон, раз в день перебегая два раза в денек Садовое кольцо в районе Сухаревской площади, ухитрялся на бегу знакомиться с дамами (благо ширина Садового это позволяла), что уже два раза приводило его к эксклюзивному прослушиванию марша Мендельсона в Севастопольском ЗАГСе столицы...
Извините, отвлекся. Фактически, следя каждодневную схватку меж «конными» и «пешими», нельзя совершенно точно гласить о том, что 1-ые – только сволочи, а 2-ые – ангелы, которые просто временно прогуливаются по Земле. Последние ухитряются нарушать Правила дорожного движения часто, а улицу перебегают не там, где можно, а там, где им необходимо. Люд наш умудряется переходить даже через МКАД, а это 5 полос в каждую сторону, бетонный отбойник посредине и разрешенная скорость движения – 100 км/ч! Но это – самые отчаянные. Другие все-же жизнь на Земле ценят, а так как правила писаные мы все дружно презираем, стараются жить «по понятиям».
Вы направляли внимание на то, как сейчас в Москве перебегают дорогу пешеходы? Взором они выискивают глаза водителей и вопрошают: «Ты точно не поедешь? Дашь мне добежать?» Я же лично, набегавшись во время рейда всласть, сделал несколько актуально принципиальных выводов. Во-1-х, перебегать улицу нужно там, где переход рядом со светофором. В других местах нужно это делать очень осторожно. То, что машина начинает притормаживать, еще не гласит о том, что ее шофер собирается конкретно вас пропустить. Может, он тормознуть желает либо просто задумался. Либо еще ужаснее: он притормозит, пропуская вас, а тот, кто несется за ним, решит на неплохой скорости объехать обходительного водителя. Это за границей россии стоит только подойти к переходу, как все движение замирает. Наш люд не так избалован, хотя проблески обоюдной вежливости нет же ну и появляются. Шофер вам ручкой так: «Давай, перебегай, не дрейфь!» А вы ему интеллигентно: «Ну что вы, только после вас!» И тоже – ручкой, ручкой…
Ой, как приятно, но – как досадно бы это не звучало! – пока изредка…
ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ
На последующий денек решил (в рамках такого же рейда) поработать «вежливым водителем». Это не означает, что я в обыкновенной авто жизни нахал, но здесь был сама предупредительность. Кружил по Бульварному кольцу, как завижу люд, застывший у перехода – здесь же «показательно» торможу перед «зеброй». И ручкой так, как Татьяна Пельтцер в кинофильме «Формула любви»: «Силь ву пле, дорогие гости, силь ву пле». В неких случаях процесс расхождения «нас» с «ними» был проигран как по ноткам, и остальные водители меня поддерживали. Видимо, время от времени приятно ощутить себя интеллигентным человеком… Но почаще было и такое: не успел я притормозить, чтоб дать дорогу пешеходам, как здесь же, через какие-то толики секунды, сзади начинали моргать далеким светом и гудеть другие участники движения. «А подождешь!» – не сговариваясь, забавно гласили мы совместно с фотографом и трогались только после того, как еще одна группа молодежи завершала переход улицы. Москвичи вообще-то обычные, их просто дорожный вопрос иПодвескаил. Погудят-погудят самые спешащие, как увидят, что это я пешеходов пропускаю, успокаиваются и тоже стоят смирно. Только один раз, злостно что-то прорычав, прямо на «зебре» меня объехала здоровая темная «Ауди» с «триколором» на номере – и помчалась по своим принципиальным муниципальным делам. Вообще-то за границей это одно из самых ужасных нарушений ПДД – объехать автомобиль, пропускающий пешеходов на переходе. За это в почти всех странах сходу прав лишают, но у нас такое положение даже в кодексе не прописано… Видимо, неактуально.
Дам с детками на «зебре» еще пропускают. Что показал наш небольшой «рейд после рейда»? С одной стороны, довольно начать соблюдать ПДД обеим категориям людей – и все, неувязка решена, как решена она в Европе и Америке (за вычетом Америки Латинской). Для такого же, чтоб это вышло, нужно обоюдное желание людей (как бы есть, так все молвят), подкрепленное некоторыми административными усилиями правоохранительных органов. Милиционеры, правда, здесь же утверждают, что, дескать, смысла биться нет – штрафы-то копеечные… Это так, но, как указывает наш свой исторический опыт, принципиально не увеличение штрафов, а неотвратимость наказания. К примеру, на Украине тоже штраф за то, что не пропустил пешехода, маленький (меньше 100 руб.), но ведь пропускают! Просто местные «даишники» в свое время наказывали за это нарушителей без пощады и исключений – и вот итог. То же самое в Польше, Белоруссии… Словом, и водителям, и пешеходам нужен маленький 1-ый «толчок» – и процесс, как говорится, пойдет. Я ведь, после того как меня оштрафовали на трешку в Питере, год переходил улицы только по «зебре» и на зеленоватый свет. Позже, правда, урок забылся, тем паче что все вокруг нарушают и стражам порядка на это по сути наплевать… Не считая, естественно, одной недели раз в год.