ТУПАЯ СТАМЕСКА ДЛЯ НАРЕЗНОГО ГВОЗДЯ
ТУПАЯ СТАМЕСКА ДЛЯ НАРЕЗНОГО ГВОЗДЯ
А отверточная сборка всего и вся – от книжных полок до автомобилей – уже издавна никого не поражает. Меж тем, по официальной версии, изобрели отвертку сравнимо не так давно – в XVII веке. Но, вероятнее всего, это вышло по последней мере на столетие ранее, когда начался бурный расцвет четкой механики. Как и во все времена, локомотивом прогресса стала гонка вооружений, а именно, эволюция стрелкового орудия: к XV веку на замену уменьшенным копиям обыденных пушек пришли аркебуза и мушкет, а в XVI веке появились колесцовый и ударный кремневые замки. В пистолетах той эры уже встречаются крепежные и регулировочные винты со шлицевой прорезью. Полностью современный шуруп изображен на одном из рисунков в книжке Жору Агриколы «О металлах» (De Re Metallica), увидевшей свет в 1556 году. Тяжело представить, что средневековые мастера пропиливали шлиц на винтах ради красы и только их потомки додумались воткнуть в него отвертку.
«Орудие в виде тупой стамески», как определяет отвертку Даль, просуществовало в практически постоянном виде до начала XX века, когда канадский коммивояжер Петер Робертсон предложил новый профиль ее рабочей части. Толчком к изобретению послужила травма: во время очередной демонстрации пружинной шлицевой отвертки ее лезвие выскочило из прорези на винте и вонзилось Робертсону в руку. В 1907 году он запатентовал винт с центральным пазом, сразу заинтересовавший промышленников. Отметим, что и ранее, начиная с 1860 года, поступало много предложений по усовершенствованию головки винта, но они все оказались очень сложны для массового производства. Робертсоновкий винт был сравнимо дешев в изготовлении и обладал многими преимуществами. Отвертка отлично центрировалась в квадратном углублении шляпки (разброс в размерах паза не превосходил тысячной части дюйма), работать можно было практически на ощупь, под маленьким углом и, главное, передавать значимые усилия.
Новинка пришлась как нельзя кстати на заводах Форда: в модели «Т» было более 700 таких винтов (в том числе в древесных кузовах канадской компании «Фишер боди»), прижились они и на «Форде А». Завод Робертсона в Милтоне (Онтарио) работал на полную мощность, а вот сделать настоящее создание в США мешали разногласия с местными финансовыми магнатами.
В 1936 году другой предприимчивый коммивояжер, янки Генри Филипс из Портленда в штате Орегон запатентовал собственный вариант винта и развернул создание. Винт Филипса понравился технологам «Дженерал моторс», и в том же году его начали использовать на сборке «кадиллаков». Ряд недочетов по сопоставлению с «канадским квадратом» (наименьшее передаваемое усилие, склонность к проскакиванию отвертки) не помешал «американскому кресту» во время 2-ой мировой войны стать де-факто государственным эталоном. Скоро добрался он и до Рф, но очень типичным методом. В конце 40-х эти винты скопировали с американских далеких бомбардировщиков В-29, захваченных в Маньчжурии и Восточной Сибири. Так родился русский Ту-4 с заокеанским крепежом.
Комбинированные прорези под различные отвертки появились еще посреди прошедшего века (к примеру, для английских кораблей выпускались робертсоновские винты со шлицевой прорезью). А сменные насадки (биты) для отверток насчитывают более сотки лет – посреди их разной ширины лезвия, шила, буравчики. Тогда же были известны и автоматические отвертки, крутящиеся от нажима на ручку. Сейчас рабочие части отверток становятся все труднее – не всегда для того, чтоб лучше делать работу, а нередко для защиты от откручивания «неквалифицированным персоналом». Все же точку в эволюции «простейшего инструмента» ставить еще рано.
Благодарим Муниципальный Политехнический музей (Москва), Музей инструмента (Санкт-Петербург) и Maison de l’Outil (Troyes, Франция) за помощь в подготовке материала.