НЕ УСТРАИВАЙ МНЕ СЦЕНУ!
НЕ УСТРАИВАЙ МНЕ СЦЕНУ!
Кстати, мастеров высшего уровня сильно мало – человек 150 на весь земной шар. Но большая их часть – наши сограждане.
О какой сцене речь идет и в чем, вообщем говоря, трудности? Дело в том, что безупречный источник звука – это нескончаемо малая «точка», содержащая внутри себя и «мидбасы», и «пищалки». Вот почему с «домашней музыкой» появляется куда меньше заморочек, чем с «автомобильной»: колонки стоят далековато от слушателя, а поэтому их геометрические размеры и обоюдное размещение динамиков не оказывают существенного воздействия на восприятие музыкальной картины. Сел в кресло и отдыхаешь: скрипочка, виолончель и ударные находятся конкретно там, где они должны быть: звуковые образы делают пред нами воображаемую звуковую сцену. Но попытайтесь придвинуть свое кресло впритирку к одной из колонок – сцена «развалится» немедля! Более того – заместо музыки вы услышите шум воздуха, скрипы диффузоров… В общем, немедля захочется все это выключить.
Если в квартире довольно отодвинуть кресло на место, то в машине квартирная идиллия невозможна по определению. Какая там «точка», когда динамик – вот он, в двери! А если «музыку» устанавливал неопытный радиолюбитель, то будьте убеждены: заместо альтов и тарелок вы услышите определенные «пищалки» и «мидбасы»… Как может быть по другому: ведь даже динамики 1-го канала разбросаны по различным местам! Казачий хор старается на уровне коленок, а «звон бубенцов» исходит от стойки ветрового стекла. А про разницу расстояний меж правым и левым каналами вообщем мыслить не охото – одно расстройство. Чуток откинулся вспять – ага, появились «низы»; возвратился назад – снова пропали… И биться с этими неуввязками очень тяжело. Но можно!
Выстраивание правильной звуковой сцены начинаем с «пищалок» (они же – «твиттеры»). Естественно, выровнять расстояние меж правой и левой «пищалками» нам не дано – мы же сидим не в центре! – но можно поиграть с отраженным звуком и развернуть их в сторону ветрового стекла. Оно отлично отражает звук, а поэтому таковой прием полностью оправдан. Пути высокочастотных сигналов не станут при всем этом схожими, но относительная разница меж левым и правым значительно уменьшится. А нельзя ли по-простецки перетащить «пищалки» к заднему стеклу? Нет, нельзя – тогда наши уши верно локализуют источник «бубенчиков» с «задней парты», а это никуда не годится: звук должен быть только передним! Не считая того, не нужно забывать, что расстояние от уха до «пищалки» и «мидбаса» также по способности должно быть схожим.
В простых случаях этим можно и ограничиться. Но современная техника просто позволяет сделать то, что еще десяток годов назад было мистическим. Сейчас уважающая себя «голова» имеет возможность заносить в звуковой сигнал временную поканальную задержку, тем выравнивая неравенство меж динамиками левого и правого каналов. Ведь разумеется, что в леворульной машине звук правого канала всегда будет запаздывать по отношению к левому – на практике данная величина составляет до полутора миллисекунд! Итак вот: умная «голова» может задержать «левый» сигнал на заданную установщиком величину, при этом не во вред качеству. Входим в меню, «сдвигаем» источник звука и выводим центр звуковой сцены в подходящую точку, равноудаленную от её границ. И еще можно немножко подрегулировать баланс: задержка задержкой, а правому каналу нужно чуть-чуть добавить громкости: он же далее от слушателя!
Как же отражение от ветрового стекла? Для чего оно необходимо при наличии настолько умной «головы»? Оказывается, все равно необходимо! Если навести «пищалки» прямо на слушателя, то может получиться то, о чем мы упоминали сначала: заместо музыки вы услышите собственное «дыхание» динамиков – скрипы, шумы и т.п. Так что аккуратненько разворачиваем «пищалки» к стеклу и… и вот здесь-то и начинается искусство установщика: на «пищалках» держится фактически все! Сцена может получиться узенькая, но дальная, либо широкая, но близкая – возни хватит навечно.
«Крутые» головные устройства типа «Pioneer P9R» либо «Bremen MP74» позволяют вводить задержки по всем динамикам. Если установщику удается выстроить сцену так, что при прослушивании вы верно ощущаете 5 музыкальных инструментов, умеренно расположенных по сцене на уровне глаз, то он – молодец. Но, как мы уже гласили, это – искусство высшей пробы: оно дано не многим.
Как же быть с «мидбасами»? «Пищалки» относительно просто двигать «туда-сюда», но как регулировать размещение мощных динамиков? По 10 раз переделывать подиумы по принципу «чуть лучше, чуток хуже»? Да – у новенького другого пути нет. Матерый мастер тоже может ошибиться, но ему помогает опыт. Он ощущает, как следует располагать акустику в машине с данной «фигурой», и может безошибочно предвидеть, в каком из 2-ух автомобилей звук будет лучше. И конструкцию подия он обычно угадывает с первого раза – миллиметры, градусы и все такое.
Понятно, что подобного рода занятия недешевы и оправданы только в 2-ух случаях: или как хобби, или для очень требовательных меломанов, не привыкших слушать абы что. Но принципиально отметить, что никакая штатная «музыка», будь она установлена даже в очень дорогих авто, сцену не выстроит: там обычно берут не качеством установки, а количеством ватт и динамиков. А чтоб «заболеть» истинной сценой, необходимо, к примеру, посидеть в салоне представленного на фото «Фокуса». И слушать, как звучит «музыка», установленная мастерами