Динамическое равновесие
Динамическое равновесие
Но все перечисленное выше не имеет никакого смысла без динамиков – конкретно это устройство позволяет услышать и оценить итог всей тщательной работы по установке «музыки». К счастью либо к огорчению – сказать трудно, но за последние 100 лет и механизм работы, и устройство динамика не слишком-то поменялись. Главной его задачей остается преобразование электронных колебаний в колебания воздуха. Естественно, используются новые материалы, дизайн также занимает не последнее место, но сущность все та же.
Тогда в чем неувязка? Отсоединил колонки от домашней акустики и перетащил в машину: они ведь такие массивные и огромные! Но авто звук – штука более узкая. Можно даже сказать, чувствительная – ведь конкретно в чувствительности и заключается 1-ое отличие «автомобильной» музыки от «домашней». Родные стенки, хоть и с трудом, но все-же могут позволить включать сразу бессчетное количество музыкальных прибамбасов, пусть ценой обесточивания всего дома. Автомобиль же ограничен бортовыми 14 В. Прибавим к этому тесноватый салон, шум мотора, резины и остальные мерзости… Неплохой музыке, казалось бы, тут места нет!
Побороть эту какофонию сумеют динамики с чувствительностью от 87 дБ/Вт/м до 90 дБ/Вт/м. Правда, при опытном подходе верхнюю границу можно еще приподнять. Вам кажется, спектр невелик?
Тогда расшифруем обозначения: чувствительность динамика указывает уровень звукового давления на расстоянии 1 м при прикладываемой мощности 1 Вт. Вот и выходит, что при понижении чувствительности, к примеру, на 3 дБ для заслуги такого же уровня звукового давления будет нужно удвоить подводимую мощность. А нам это удвоение нужно? И мне кажется, что не очень!
МИДБАСЫ Раздельно, ТВИТЕРЫ Раздельно
Динамики делят по размерам и предназначению. Твитеры – высокочастотные динамики поперечником от 19 до 28 мм. Воспроизводящие средние (мидрейнж) и низкие (мидбас) частоты имеют поперечник от 7 до 20 см. Сабвуферы же начинаются от 20 см. Но это так, для справки. Чтобы не подсунули вам на рынке саб размером со спичечный коробок.
Кто-то порекомендовал хорошую коаксиальную акустику, а вы совсем случаем и конкретно сейчас запамятовали дома толковый словарь? Не беспокойтесь, вас никто не желал оскорбить. Бывает еще компонентная акустика, и меж ними, как говорится, две огромные различия!
Коаксиальная значит, что твитер (в простонародье – пищалка) находится на одной оси с мидбасом. В компонентной они разнесены в пространстве, только и всего… Короче говоря, в первом случае твитер прикреплен к мидбасу, а во 2-м к чему-то другому, к примеру, к стойке ветрового стекла.
Суровым плюсом коаксиальной акустики считают равное удаление динамиков от слушателя – в статьях о разработке звуковой сцены значимость этого аспекта описана в красках. А более суровый минус в том, что эта звуковая сцена находится на уровне нижней части тела слушателя. Ужасного, естественно, ничего, но привычней все-же, когда сцена на уровне глаз. Компонентная акустика дает нам такую возможность, но расстояние до слушателя от мидбаса, установленного, к примеру, в двери, и твитера на «торпедо» приходится сглаживать очень хитроумными методами (они все описаны в прошлых номерах). Решить за вас, какой вариант лучше, какой ужаснее, никто не сумеет. В конце концов, кроме музыкальных предпочтений, тут важны к тому же характеристики слушателя. Если коаксиальные динамики играют существенно выше ваших колен и звуковая сцена как раз там, где вам необходимо, остается только позавидовать. Это такая экономия! Не нужно разоряться на современное головное устройство, опции временных задержек и игры звукоотражения… В особенности если вам безразличен итог.
ШЕЛК, ТИЛЛЬ И СМОЛ
Над созданием безупречного динамика бьются наилучшие разумы. Не то что бы уже сделанное ими никуда не годилось, но до эталона не дотягивает. Совершенный динамик должен ничегошеньки не весить и владеть наибольшей жесткостью. Материалы для этой цели приспосабливают самые различные, но немаловажную роль играет и человечий фактор. Речь не о том, что кто-то упер с завода еще одно изобретение, а о музыкальных предпочтениях. Для желающих прочуять, не выходя из теплого авто, как морозным днем хрустит снежок под ногами, прекрасно подойдет титан, нежные трели флейты либо бэк-вокал Шуфутинского лучшим образом сыграет шелк. Алюминий, как ни абсурдно это звучит, – нечто среднее меж текстилем и титаном. Майлар – самый доступный материал, динамики из него стоят дешево и музыкальных предпочтений не имеют. Повышенное внимание следует обращать на материал при выборе пищалок: конкретно они задают тон авто «оркестру».
Допустим, вы уже во всем обусловились. Материал, размер, дизайн, вид акустики – решительно все подобрано так, как вы желали. Думаете, все характеристики учтены? Зря расслабились…
Забыли-то сущий пустяк: характеристики акустического дизайна! Характеристик этих несметное количество – если будем разбираться с каждым, места под рекламу не остается. Но мир не без хороших людей, господа Тилль и Смол сделали характеристики имени себя, систематизируя все, что нужно учитывать. Встретив незнакомое сочетание букв в схеме у мастера авто акустики, помните: Fs – резонансная частота динамика в открытом воздухе, Qts – полная добротность, Vas – эквивалентный объем. Зная эти характеристики, можно высчитать, как конкретно и в каком корпусе установить динамик. Животрепещуще это в главном для сабвуфера, проф «музыковед» может повысить чувствительность динамиков на 6 дБ, а это в 4 раза громче принятой верхней границы! В особенности изгаляться над корпусом для пищалки не имеет смыла, она из всех динамиков – наиблежайшая к слушателю. При установке мидбасов еще можно поразмыслить, что лучше: нескончаемый акустический экран (Free Air) либо все-же закрытый ящик. При установке сабвуфера к двум уже перечисленным методам акустического дизайна присоединяются фазоинвертор (ящик с дыркой) и непростой ящик (Band Pass). При грамотном выполнении последнего чувствительность может достигать 96 дБ/Вт/м, а это уже не шуточки. И стоимость у такового ящика выходит совершенно не забавнй. Так что ко всеобъятной характеристике цена-качество стоит добавить к тому же необходимость.