УРОКИ МИКРОПРОФЕССОРА
УРОКИ МИКРОПРОФЕССОРА
ЦИФРОВЫЕ Микропроцессоры
И кому, к примеру, придет в голову поставить это самое кресло рядом с левой акустической системой? Но в салоне автомобиля действуют совершенно другие законы...
ЛЕВЫЙ УКЛОН
Нет, если у вас праворульная "япошка", то уклон, конечно, будет правым... Вобщем, и так понятно, о чем речь идет - шофер посиживает не по центру салона, а с боковой стороны, а поэтому вроде бы прилипает к одному из каналов установленной аудиосистемы, какая бы дорогая она ни была. Слушать, естественно, можно, но мысль не только лишь "хай-фай", да и даже обычного "стерео" при всем этом убита наповал. Оркестранты посиживают в строго установленных местах, звукорежиссер при записи фонограммы старательно выстраивает правильную музыкальную сцену, а в итоге - "отсутствие присутствия", одичавшие фазовые преломления, подавляющее "преимущество" левого канала перед правым, в конечном итоге - все плохо. И не нужно крутить баланс - фазочастотная черта от этого только ухудшится. Но ни пересесть, ни отодвинуть динамики нельзя: некуда! Что будем делать?
Решение, в общем-то, навязывается само - неплохо бы организовать для левого канала подходящую временную задержку. Правый пассажир недовольно вскинет брови, но с ним разберемся позже. Задержать информацию поможет, конечно, микропроцессор - это собственного рода доктор по части обработки сигнала.
Что требуется от "микропрофессора"? Кстати, по науке его именуют цифровой звуковой микропроцессор (DSP - Digital Sound Processor). Аналоговый сигнал обработать, прямо скажем, тяжеловато, зато с ноликами и единичками сейчас можно творить фактически все, что угодно - как в компьютере. Наслаждение не из дешевеньких - к примеру, услуги такового "академика", как "Статус" от компании "Алпайн" (Alpine F#1 Status), обойдутся тыщ в пять-семь или баксов, или евро. Потому "интервью" с маэстро отложим до последующей встречи, а сейчас познакомимся с юными "аспирантами", чья помощь несравненно дешевле. Пойдет речь об изделиях "Альто-Мобиле" (Alto Mobile) из Италии.
ИЗ СТУДИИ - В САЛОН
Революция это либо нет - поглядим, время покажет. Компания "Альто", которая ранее специализировалась на проф студийном звуке, решила испытать свои силы на бессчетных "мобиле" и решить все трудности одним ударом. Ну-ну...
Вобщем, штука очень увлекательная. "Альто-Мобиле" включают меж подготовительным усилителем "головы" и наружным усилителем мощности. Входной аналоговый сигнал преобразуется в "цифру", остальное - дело техники. Линейка "Альто-Мобиле" содержит восемь устройств - остановимся на тех, которые представляют больший энтузиазм для среднего "продвинутого" юзера, привыкшего к качественным аудиосистемам.
Модель Control 8 самая обычная и доступная - всего около 160 баксов. Два входа, два выхода - проще некуда. Но способности у этой коробки - ой-ей-ей... Цифровая задержка по хоть какому каналу, восьмиполосный эквалайзер (не достаточно того, что параметрический - к тому же личный для каждого канала!), частотный и низкочастотные фильтры с изменяемым спектром частот, перекрывающие весь музыкальный диапазон. Все входы и выходы - регулируемые: настройщики усвоют. Скажем, если по какому-то каналу идет противный фон, от которого никак не удается избавиться, то довольно убавить по этому входу чувствительность, "утопить" таким макаром фон, а на выходе поднять усиление - только и всего. Кстати, управлять "коробкой" можно с выносного пультика - там даже экран предусмотрен. Вобщем, за него придется чуть-чуть доплатить.
Модель Control 16 отличается количеством полос у эквалайзера - понятно, что их 16. Это качество реально возможно окажется нужным, к примеру, при подготовке автомобиля к соревнованиям по автозвуку - скажем, чтоб получить линейную амплитудно-частотную характеристику... Ну, а если перебегать от любительского уровня к проф, то заместо "Контрол" необходимо использовать другие модели - к примеру, "Драйв" (Drive).
"Драйв 20" стоит приблизительно 330 баксов. Входов у него два, зато выходов - 5. Из этих 5 четыре позволяют изменять характеристику сигнала фактически хоть каким образом: настроить под "пищалки" - пожалуйста, на средние частоты - не вопрос, на мид-басы - еще проще. Более продвинутые решения на базе "Драйв 20" - это, к примеру, двухкомпонентная система с отдельной персональной настройкой каждого (!) динамика плюс сабвуфер - помните про 5-ый выход?
Последующая модель, "Драйв 30", дороже приблизительно на тридцатку. Входов тут тоже два, а выходов уже семь. 1-ые 6 комфортно использовать, скажем, для развитой трехкомпонентной схемы - опять-таки с персональной подстройкой каждого динамика, а последний канал, как и до этого, отдаем сабвуферу. Для установщика тут просто рай: с таковой штукой он может изменять свойства фильтров, произвольно настраивать эквалайзеры - при этом для каждого канала в отдельности! Можно отключить канал совершенно, "покрутить фазу", установить всякую задержку - в общем, делай что хочешь. А еще можно полазить по меню и присвоить каждому из каналов свое предназначение - к примеру, под центральный канал домашнего кинозала...
А ЕЩЕ?
Вообще-то разных моделей "Альто-Мобиле" - восемь: от младшей "Динамэйт" (Dynamate) до старшей UCS P.
"Динамэйт" - прибор, не имеющий аналогов: в нем спрятаны очень достойные внимания заводские предустановки. Скажем, подчеркивание тончайших аспектов музыкального произведения, чуть слышимых деталей - либо, к примеру, изменение звучания аудиосистемы зависимо от стиля прослушиваемой музыки, только не на уровне дешевеньких "басбустов" и "хайбустов", а еще более деликатно и интеллигентно. А последующая модель, "Саб 16" обладает широчайшими способностями для опции сабвуферной части аудиосистемы: в ней находятся как фильтры с "обеспеченными" регулировками, так и развитый басовый эквалайзер...
Вообщем, описанная выше середина линейки имеет осязаемые плюсы в виде хороших кроссоверов и регулируемых микропроцессором цифровых задержек. Что касается высшей части модельного ряда - UCS и UCS Pro, она нацелена больше на соревновательный уровень - тому содействует очень развитая эквалайзерная часть.
А нельзя ли обойтись вообщем без аналоговых сигналов на входе - ведь все равно компакт-диски уже содержат "цифру"? Можно, но неудача в том, что оптический цифровой выход сейчас не стандартизован. У такого же "Алпайна" цепочка "цифра-цифра" уже работает, но только с одноименными моделями: универсальный подход пока не найден. Захочется, например, поменять громкость звучания, как ты будешь с "головы" командовать микропроцессором? Для этого нужна единая шина данных, а она у каждого производителя своя. Точнее, пока своя - вдруг что-то поменяется...
Да, как же быть с правым пассажиром? Если ввести задержку по левому каналу, он вообщем будет слышать неясно что... На сей случай утешение последующее: память "Альто-Мобиле" позволяет установить и прописать хоть какое количество опций - поточнее, 64 (что применительно к нашему случаю и можно считать хоть каким). Одна настройка, к примеру, - для прослушивания классики, 2-ая - для рэпа, семнадцатая - под правого пассажира (либо пассажирку), шестьдесят 4-ая - компромиссная. Вобщем, компромисс, это когда плохо всем...
И последнее. Настройка аппарата типа "Альто-Мобиле" - процесс долгий, он может занимать много часов. Итак вот, два приятных сообщения. Во-1-х, при желании сберечь время своим сотрудникам можно единожды полученную удачную настройку "закачать" в компьютер и держать ее там в памяти - вдруг понадобится... Естественно, ее придется доработать под определенную машину, но в грубом варианте 1-ое включение уже будет прописано. Во-2-х, при сбросе питания (поменяли аккумулятор!) все установки сохраняются...
А про другие цифровые хитрости побеседуем в последующий раз.
Чтоб выровнять заранее перекошенную музыкальную сцену, необходимо сделать временные задержки для динамиков левого канала. Это - одна из задач звукового микропроцессора.
Звуковой микропроцессор "Альто-Мобиле Драйв 30".
АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ