ДЕЛАЕМ Не плохое, ПРОДАЕМ Нехорошее
ДЕЛАЕМ Не плохое, ПРОДАЕМ Нехорошее
АВТОКЛУБ
Спецы О КАЧЕСТВЕ Горючего
ДЕЛАЕМ Не плохое, ПРОДАЕМ Нехорошее
Наболевшие вопросы о качестве авто топлив в стране и перспективах развития нефтепереработки редакция адресовала спецам Всероссийского научно-исследовательского института переработки нефти (ВНИИНП). С нашим корреспондентом дискутируют:
заведующий отделом присадок к топливам, д.т.н. Александр Данилов и заведующая отделом дизельных, судовых и котельных топлив, д.т.н. Тамара Митусова
Многим автомобилистам приходилось сталкиваться с низким качеством горюче-смазочных материалов. В чем причина наших бед?
Для начала необходимо поделить трудности. Бензин и дизельное горючее, если можно так выразиться, «некачественны» по-разному. Но в обоих случаях поиск обстоятельств необходимо начинать за территорией НПЗ.
Выходит, фабрики делают бензин евро свойства, но по пути к потребителю он портится?
Фабрики делают бензин, соответственный нашим потребностям. В отличие от Европы, страна имеет большой парк старенькых машин, использующих «80-й» бензин. Потребление же бензинов с октановым числом (ОЧ) 95-98 у нас очень невелико. Мы можем их создавать в достаточных количествах и обычного свойства. Но это не совершенно такие бензины, как в Европе.
В стране недостаточно развиты вторичные процессы переработки нефти, потому обширно употребляются другие антидетонаторы – марганец- и железосодержащие. Развитие вторичных процессов идет небыстро, так как просит больших издержек. Все упирается в Энциклопедия грузовых автомобилей и необходимость. Есть прогноз – сколько и каких бензинов нам пригодится через два года, 5, 10 лет. Кстати, подобные прогнозы есть и в Европе – она перебегает на новые марки топлив не за один денек.
Вторичные процессы неразвиты, потому употребляются антидетонаторы. Но ведь они образуют налет на свечках зажигания и время от времени выводят их из строя?
Это происходит, когда превышаются допустимые концентрации присадок при кустарном изготовлении бензина. Горючее, выпускаемое заводами, не вызывает заморочек со свечками зажигания и в целом с движками.
Другими словами появились трудности – означает, горючее «бодяжное»?
В большинстве случаев – да. В особенности это касается высокооктановых бензинов. Скажем, АИ-92, произведенный на НПЗ, уже может иметь в собственном составе антидетонатор. Когда дополнительными присадками его доводят до «95-го», чтоб реализовать дороже, допустимая концентрация оказывается превышена. Это, очевидно, небезопасно для мотора. Время от времени встречаются возмутительные случаи подделок: «бензин» делают из приобретенных на НПЗ горючих отходов!
А когда автовладелец покупает в магазине присадку для увеличения ОЧ и сам добавляет ее в бак машины, он рискует?
Время от времени можно на полпункта либо пункт повысить ОЧ, если машину подразумевают эксплуатировать в критериях, требующих более высочайшего октанового числа. Но необходимо знать, что и в каких количествах добавлять в определенный бензин, каковой состав присадки. А он не всегда известен – сколько там железа либо марганца.
Много ли у нас сертифицированных присадок «в баночках»?
Сертификат соответствия, на который все так обожают глядеть, практически ничего не означает. Есть ТУ – технические условия, в каких указаны внешний облик, плотность, цвет. Их можно честно проверить и получить сертификат соответствия этим ТУ. Но о тех свойствах, ради которых вы покупаете присадку, таковой сертификат не гласит ровненьким счетом ничего.
Целенаправлено ли добавлять другие присадки в горючее?
Составы для улучшения эксплуатационных параметров стандартного горючего, к примеру, антидымных либо моющих, возражений в принципе не вызывают. Но ведь они должны пройти квалификационную оценку и получить допуск, а это очень долгая и дорогая процедура, на которую идут изредка.
Но ведь есть вещества, чья эффективность спецам отлично известна. Скажем, некие добавки понижают температуру застывания дизельного горючего – их можно советовать?
Естественно, есть действенные депрессорные присадки, но учтем один принципиальный момент – их вводят в горючее при температуре не ниже 50°С. Другими словами резервуар с топливом необходимо прогреть, а это просит издержек тепла, соблюдения техники безопасности и т.д.. Только тогда присадка будет эффективна. Потому депрессорные присадки предусмотрены приемущественно для использования на заводах.
Но, может быть, есть неведомые вам присадки, не требующие обогрева горючего?
За ранее разогревать горючее необходимо. Это связано с физикой процесса и не находится в зависимости от типа присадки – популярная она либо неведомая, российская либо ввезенная. Принцип деяния депрессорных присадок основан на предотвращении роста кристаллов парафина, но даже при нулевой температуре среды микрокристаллы в горючем, обычно, есть. И чтоб присадка отлично заработала, они должны быть за ранее расплавлены.
При производстве топлив на заводах употребляются в главном российские присадки либо завезенные из других стран?
Главные присадки, нужные для производства топлив, у нас есть. Но более сверхтехнологичные закупают за рубежом. На данный момент мы ставим задачку вытеснения импорта. На техническом уровне это станет может быть в наиблежайшие 5 лет. Но возникнут организационные и политические трудности, которые придется решать.
На данный момент в Рф запрещены этилированные бензины, но время от времени в провинции они встречаются.
Все три завода, производивших этиловую жидкость, закрыты. Но ее припасы всплывают в самых внезапных местах, время от времени даже на военных нефтебазах. Пока остатки не израсходуют либо не убьют, автомобилисты могут наталкиваться на этилированные бензины, очевидно, кустарного производства.
Раз уж мы возвратились к антидетонаторам, скажите, может ли автовладелец без помощи других найти, что их концентрация очевидно завышена.
Нет, для него это задачка непосильная. Скажем, у бензина с МТБЭ, о котором только-только гласили, специфичный запах – но различит его только спец. Зольные присадки, содержащие железо либо марганец, при сгорании образуют окиси. Окись железа – рыжеватая, окись марганца – темная. Но их концентрация измеряется миллиграммами на литр, потому осознать, превышена она в бензине либо нет, в бытовых критериях нереально.
А когда на внутреннем рынке появится так называемое «зеленое» дизельное горючее?
Очень нередко под экологически незапятнанным у нас понимают горючее со сниженным содержанием серы. С 1996 года Столичный НПЗ, обеспечивающий более 50% потребностей столичного рынка, по распоряжению мэра перебежал на его создание. Но, как это нередко бывает, не плохое начинание не прошло гладко. Малосернистое горючее обладает худшими смазывающими качествами, потому в него непременно необходимо вводить противоизносные присадки. А в этом случае это еще только планируется сделать.
Выходит, если сейчас обладатель иномарки заправляется на столичной АЗС «экологически чистым» дизельным топливом, он серьезно рискует?
Если в горючем нет смазывающих присадок, оно для импортных машин опаснее, но это неувязка не только лишь Москвы. С низкими смазывающими качествами приходится сталкиваться и на Севере, где дизельное горючее получают из газового конденсата. Еще одна неудача для наших автомобилистов – грязное горючее, с водой и механическими примесями. Конкретно оно приводит к большему числу поломок техники, сначала ввезенной. А основная причина загрязнения – несвоевременная чистка емкостей на заправочных станциях, нефтебазах, в автохозяйствах.
Можно ли в таком случае считать, что низкое качество дизельного горючего в баках наших машин – вина транПодвесканой инспекции, не способной вынудить АЗС вовремя чистить резервуары?
На этот вопрос они должны ответить. А вообщем, когда мы работали с транПодвесканой инспекцией, выяснилось, что до 50% горючего, продаваемого в Москве, не соответствует тем либо другим нормам. Вы спросите, что происходит за пределами МКАД? Давным-давно совместно с Министерством сельского хозяйства проверили несколько сотен колхозов. Выяснилось, что у 90% из их хранится горючее, не применимое для использования!
Когда эта проверка проводилась?
Лет 20 вспять. А вы думаете, на данный момент стало лучше?
Почему горючее, соответственное зимнему сезону, возникает на заправках совместно с первыми крепкими морозами, а не заранее?
Ранее в ГОСТе было записано, что летнее горючее должно употребляться только с 1 апреля по 1 сентября. Но страна такая большая, что строго следовать этому правилу нереально. Потому на данный момент фабрики сами определяют, когда перебегать на создание зимнего горючего. Трудности с сезонным обеспечением, естественно, есть. Потребность страны в зимнем горючем, исходя из погодных критерий, около 40% от общего объема производства, а реально его вырабатывают только 11%.
Это неувязка технологическая?
Нет, финансовая. Если летнее горючее перегоняется до температуры кипения 360°С, то зимнее – до 300–320°С, а все другое уходит в мазут и продается по стоимости мазута. Это, естественно, нерентабельно.
На сколько лет, если так можно выразиться, мы отстали от Европы?
Очень. Но на сколько лет – не так принципиально. Отставание в производстве топлив велико, но все таки меньше, чем в техническом уровне автомобилей. Когда Соединенные Штаты переходили на неэтилированные бензины с высочайшим ОЧ и развивали вторичные процессы нефтепереработки, они издержали на переоборудование отрасли, если не ошибаюсь, 7 миллиардов. баксов. В Европе за 10 лет на это ушло около 3,5 миллиардов. Но нужно держать в голове, что выработка высокооктановых бензинов либо «зеленого» дизельного горючего – не самоцель. А для обеспечения потребностей внутреннего рынка мощности наших заводов более чем довольно.
Вопросы задавал АЛЕКСАНДР БУДКИН


АВТОКЛУБ
Спецы О КАЧЕСТВЕ Горючего
ДЕЛАЕМ Не плохое, ПРОДАЕМ Нехорошее
Наболевшие вопросы о качестве авто топлив в стране и перспективах развития нефтепереработки редакция адресовала спецам Всероссийского научно-исследовательского института переработки нефти (ВНИИНП). С нашим корреспондентом дискутируют:
заведующий отделом присадок к топливам, д.т.н. Александр Данилов и заведующая отделом дизельных, судовых и котельных топлив, д.т.н. Тамара Митусова
Многим автомобилистам приходилось сталкиваться с низким качеством горюче-смазочных материалов. В чем причина наших бед?
Для начала необходимо поделить трудности. Бензин и дизельное горючее, если можно так выразиться, «некачественны» по-разному. Но в обоих случаях поиск обстоятельств необходимо начинать за территорией НПЗ.
Выходит, фабрики делают бензин евро свойства, но по пути к потребителю он портится?
Фабрики делают бензин, соответственный нашим потребностям. В отличие от Европы, страна имеет большой парк старенькых машин, использующих «80-й» бензин. Потребление же бензинов с октановым числом (ОЧ) 95-98 у нас очень невелико. Мы можем их создавать в достаточных количествах и обычного свойства. Но это не совершенно такие бензины, как в Европе.
В стране недостаточно развиты вторичные процессы переработки нефти, потому обширно употребляются другие антидетонаторы – марганец- и железосодержащие. Развитие вторичных процессов идет небыстро, так как просит больших издержек. Все упирается в Энциклопедия грузовых автомобилей и необходимость. Есть прогноз – сколько и каких бензинов нам пригодится через два года, 5, 10 лет. Кстати, подобные прогнозы есть и в Европе – она перебегает на новые марки топлив не за один денек.
Вторичные процессы неразвиты, потому употребляются антидетонаторы. Но ведь они образуют налет на свечках зажигания и время от времени выводят их из строя?
Это происходит, когда превышаются допустимые концентрации присадок при кустарном изготовлении бензина. Горючее, выпускаемое заводами, не вызывает заморочек со свечками зажигания и в целом с движками.
Другими словами появились трудности – означает, горючее «бодяжное»?
В большинстве случаев – да. В особенности это касается высокооктановых бензинов. Скажем, АИ-92, произведенный на НПЗ, уже может иметь в собственном составе антидетонатор. Когда дополнительными присадками его доводят до «95-го», чтоб реализовать дороже, допустимая концентрация оказывается превышена. Это, очевидно, небезопасно для мотора. Время от времени встречаются возмутительные случаи подделок: «бензин» делают из приобретенных на НПЗ горючих отходов!
А когда автовладелец покупает в магазине присадку для увеличения ОЧ и сам добавляет ее в бак машины, он рискует?
Время от времени можно на полпункта либо пункт повысить ОЧ, если машину подразумевают эксплуатировать в критериях, требующих более высочайшего октанового числа. Но необходимо знать, что и в каких количествах добавлять в определенный бензин, каковой состав присадки. А он не всегда известен – сколько там железа либо марганца.
Много ли у нас сертифицированных присадок «в баночках»?
Сертификат соответствия, на который все так обожают глядеть, практически ничего не означает. Есть ТУ – технические условия, в каких указаны внешний облик, плотность, цвет. Их можно честно проверить и получить сертификат соответствия этим ТУ. Но о тех свойствах, ради которых вы покупаете присадку, таковой сертификат не гласит ровненьким счетом ничего.
Целенаправлено ли добавлять другие присадки в горючее?
Составы для улучшения эксплуатационных параметров стандартного горючего, к примеру, антидымных либо моющих, возражений в принципе не вызывают. Но ведь они должны пройти квалификационную оценку и получить допуск, а это очень долгая и дорогая процедура, на которую идут изредка.
Но ведь есть вещества, чья эффективность спецам отлично известна. Скажем, некие добавки понижают температуру застывания дизельного горючего – их можно советовать?
Естественно, есть действенные депрессорные присадки, но учтем один принципиальный момент – их вводят в горючее при температуре не ниже 50°С. Другими словами резервуар с топливом необходимо прогреть, а это просит издержек тепла, соблюдения техники безопасности и т.д.. Только тогда присадка будет эффективна. Потому депрессорные присадки предусмотрены приемущественно для использования на заводах.
Но, может быть, есть неведомые вам присадки, не требующие обогрева горючего?
За ранее разогревать горючее необходимо. Это связано с физикой процесса и не находится в зависимости от типа присадки – популярная она либо неведомая, российская либо ввезенная. Принцип деяния депрессорных присадок основан на предотвращении роста кристаллов парафина, но даже при нулевой температуре среды микрокристаллы в горючем, обычно, есть. И чтоб присадка отлично заработала, они должны быть за ранее расплавлены.
При производстве топлив на заводах употребляются в главном российские присадки либо завезенные из других стран?
Главные присадки, нужные для производства топлив, у нас есть. Но более сверхтехнологичные закупают за рубежом. На данный момент мы ставим задачку вытеснения импорта. На техническом уровне это станет может быть в наиблежайшие 5 лет. Но возникнут организационные и политические трудности, которые придется решать.
На данный момент в Рф запрещены этилированные бензины, но время от времени в провинции они встречаются.
Все три завода, производивших этиловую жидкость, закрыты. Но ее припасы всплывают в самых внезапных местах, время от времени даже на военных нефтебазах. Пока остатки не израсходуют либо не убьют, автомобилисты могут наталкиваться на этилированные бензины, очевидно, кустарного производства.
Раз уж мы возвратились к антидетонаторам, скажите, может ли автовладелец без помощи других найти, что их концентрация очевидно завышена.
Нет, для него это задачка непосильная. Скажем, у бензина с МТБЭ, о котором только-только гласили, специфичный запах – но различит его только спец. Зольные присадки, содержащие железо либо марганец, при сгорании образуют окиси. Окись железа – рыжеватая, окись марганца – темная. Но их концентрация измеряется миллиграммами на литр, потому осознать, превышена она в бензине либо нет, в бытовых критериях нереально.
А когда на внутреннем рынке появится так называемое «зеленое» дизельное горючее?
Очень нередко под экологически незапятнанным у нас понимают горючее со сниженным содержанием серы. С 1996 года Столичный НПЗ, обеспечивающий более 50% потребностей столичного рынка, по распоряжению мэра перебежал на его создание. Но, как это нередко бывает, не плохое начинание не прошло гладко. Малосернистое горючее обладает худшими смазывающими качествами, потому в него непременно необходимо вводить противоизносные присадки. А в этом случае это еще только планируется сделать.
Выходит, если сейчас обладатель иномарки заправляется на столичной АЗС «экологически чистым» дизельным топливом, он серьезно рискует?
Если в горючем нет смазывающих присадок, оно для импортных машин опаснее, но это неувязка не только лишь Москвы. С низкими смазывающими качествами приходится сталкиваться и на Севере, где дизельное горючее получают из газового конденсата. Еще одна неудача для наших автомобилистов – грязное горючее, с водой и механическими примесями. Конкретно оно приводит к большему числу поломок техники, сначала ввезенной. А основная причина загрязнения – несвоевременная чистка емкостей на заправочных станциях, нефтебазах, в автохозяйствах.
Можно ли в таком случае считать, что низкое качество дизельного горючего в баках наших машин – вина транПодвесканой инспекции, не способной вынудить АЗС вовремя чистить резервуары?
На этот вопрос они должны ответить. А вообщем, когда мы работали с транПодвесканой инспекцией, выяснилось, что до 50% горючего, продаваемого в Москве, не соответствует тем либо другим нормам. Вы спросите, что происходит за пределами МКАД? Давным-давно совместно с Министерством сельского хозяйства проверили несколько сотен колхозов. Выяснилось, что у 90% из их хранится горючее, не применимое для использования!
Когда эта проверка проводилась?
Лет 20 вспять. А вы думаете, на данный момент стало лучше?
Почему горючее, соответственное зимнему сезону, возникает на заправках совместно с первыми крепкими морозами, а не заранее?
Ранее в ГОСТе было записано, что летнее горючее должно употребляться только с 1 апреля по 1 сентября. Но страна такая большая, что строго следовать этому правилу нереально. Потому на данный момент фабрики сами определяют, когда перебегать на создание зимнего горючего. Трудности с сезонным обеспечением, естественно, есть. Потребность страны в зимнем горючем, исходя из погодных критерий, около 40% от общего объема производства, а реально его вырабатывают только 11%.
Это неувязка технологическая?
Нет, финансовая. Если летнее горючее перегоняется до температуры кипения 360°С, то зимнее – до 300–320°С, а все другое уходит в мазут и продается по стоимости мазута. Это, естественно, нерентабельно.
На сколько лет, если так можно выразиться, мы отстали от Европы?
Очень. Но на сколько лет – не так принципиально. Отставание в производстве топлив велико, но все таки меньше, чем в техническом уровне автомобилей. Когда Соединенные Штаты переходили на неэтилированные бензины с высочайшим ОЧ и развивали вторичные процессы нефтепереработки, они издержали на переоборудование отрасли, если не ошибаюсь, 7 миллиардов. баксов. В Европе за 10 лет на это ушло около 3,5 миллиардов. Но нужно держать в голове, что выработка высокооктановых бензинов либо «зеленого» дизельного горючего – не самоцель. А для обеспечения потребностей внутреннего рынка мощности наших заводов более чем довольно.
Вопросы задавал АЛЕКСАНДР БУДКИН


