ПРИКЛАДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
ПРИКЛАДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Традиционный шип с цилиндрическим «гвоздем», просуществовав более полвека, похоже, стал сдавать позиции. В прошедшем году «Нокиан» (ЗР, 2003, № 9), а сейчас и «Континенталь» объявили о выпуске серийных шин с новыми шипами. Финны избрали в сечении квадрат, немцы предпочли овал, убедившись в эффективности таких шипов на ледовых трассах («Континенталь» – эксклюзивный поставщик шин для французского зимнего чемпионата «Трофэ Андрос»).
Вобщем, округлой твердосплавную вставку можно именовать только в первом приближении. По сути это параллелепипед со скругленными торцами (рис. 1), при этом ребра размещены под прямым углом к плоскости качения шины, что улучшает сцепные характеристики в продольном направлении, другими словами разгонную и тормозную динамику (рис. 2). Сцепление же в боковом направлении осталось прежним, на уровне традиционных шипов. Основание корпуса шипа той же формы, но тут овал нацелен в плоскости качения, обеспечивая огромную устойчивость под нагрузкой и поболее равномерное рассредотачивание давления на подслой и брекер.
Твердость иглы шипа подбирается зависимо от требований рынка. Материал – кобальт либо карбид вольфрама. Масса округлого шипа – 1 г.
Правильную ориентацию и наилучшее выступание шипа задают сборочные автоматы. В согласовании с законодательством большинства государств твердосплавная вставка не должна выступать над поверхностью шины более чем на 1,2 мм. С другой стороны, высота наименее 1,0 мм уже приметно понижает эффективность шипов. «Континенталь» балансирует у самой границы допуска (рис. 3).
Сначала новенькая разработка отыщет применение на всех типоразмерах (15–18 дюймов) шины «Конти Винтер Викинг 1», которая выпускается с 2000 года и прекрасно зарекомендовала себя по итогам бессчетных тестов. Модели с округлыми шипами можно будет отличить по особым наклейкам.