ЗА ГРАНЬЮ
ЗА ГРАНЬЮ
ТЕХНИКА
Шины
NOKIAN HAKKAPELIITTA 4
ЗА ГРАНЬЮ
АНАТОЛИЙ СУХОВ. ФОТО: НОКИАН
Зима - испытание для водителя. Переступить грань допустимого на скользкой дороге просто, потому судить о качестве шин могут и "ас", и "чайник" - для оценки не необходимы особые трассы: снежных заносов, льда и соленой каши на зимних дорогах хватает.
Показавшаяся три года вспять "Нокиан-Хаккапелита 2" стремительно захватила фаворитные места на рынках северных государств, в том числе и в Рф. И вот ей на замену пришла модель с порядковым номером четыре. Нет, финны могут считать - просто, по их воззрению, новенькая покрышка на два шага обогнала предшественницу. Смотрины для журналистов устроили в самом реальном зимнем королевстве - Лапландии, где недалеко от города Ивало на льду озера разметили испытательную трассу. Но до того как проехаться, разберемся в устройстве шины, послушаем мировоззрение конструкторов.
"Я С Юношества НЕ Обожал ОВАЛ"
Длительное время рабочей частью шипа был круглый твердосплавный стержень. Спецы "Нокиан" решили отрешиться от стереотипа. При исследовании разных форм шипов (рис. 1) оказалось, что лучший комплекс параметров у четырехгранника, нацеленного диагональю в плоскости качения шины. Сцепные характеристики в продольном и поперечном направлениях растут на 7%, но из-за податливости резины шип малость поворачивается. Потому реально удается получить надбавку в 5% только за счет формы твердосплавной вставки! Необыкновенная форма и у дюралевого корпуса шипа (рис. 2). Данное его положение помогает сохранить четырехгранное основание ("пятка"), входящее в углубление в протекторе (при сборке шипы ориентирует автомат). К тому же сравнимо большая "пятка" улучшает рассредотачивание нагрузки, а подушка из мягенькой резины под ней амортизирует удар при контакте шипа с дорогой, снижая шум.
ПОПЕРЕК СЕБЯ Обширнее
Протектор и брекер у новейшей шины стали обширнее приблизительно на 10%. Это позволило равномернее рассредоточить шипы - в 14 рядов заместо 12 у предшественницы. Протектор стал более плоским, а плечевые зоны - более крутыми. В их сделали уширенные канавки меж ламелями - при маневрировании на снежно-ледяном миксте он раздвигает их, помогая шине цепляться за дорожные неровности. Усиленный в центре подслой жесткой резины улучшает маневренность посуху.
Чтоб ледяная крошка либо грязь не забивались меж колесом (диском) и покрышкой, на шине предусмотрен особый кольцевой выступ. Другой выступ защищает обод колеса от повреждения, к примеру, при контакте с бордюром.
НА ПОСТНОМ МАСЛЕ
По данным ученых, синтетические ароматичные углеводороды, применяемые при производстве резиновой консистенции для покрышек, содействуют развитию раковых опухолей. Раз в день в мире тонны изношенной резины оказываются в атмосфере. Новенькая финская шина дружит с экологией: в ней менее 3% вредной ароматики. Ее поменяли натуральным продуктом - рапсовым маслом. Более того, новенькая смесь стала даже прочнее на разрыв, стали лучше и ее сцепные характеристики.
ПРЕИМУЩЕСТВО ПО ОЧКАМ
На полигоне журналистам дали возможность сопоставить обе шины - старенькую и новейшую. Подытожив воспоминания от езды по снегу, льду и миксту, журналисты в один глас отмечали более предсказуемое поведение автомобилей на новых шинах. Более четко стали торможения на грани юза, более уверенно повороты на ледяной гребенке. В особенности понравилось поведение на укатанном льду, где, казалось бы, и зацепиться не за что. Вобщем, целых машин после теста осталось малость: у одной повис бампер, у другой продавлены крылья. Грань можно перейти на всех шинах, и даже квадратный шип не поменяет опыта и трезвого расчета - только подымет планку способностей автомобиля.
"Нокиан-Хаккапелита 4" остается в той же ценовой нише, что и ее предшественница. Типоразмеры - в главном 14-16 дюймов с профилем от 70 до 40. Да и самый пользующийся популярностью "жигулевский" 175/70R13 в политре находится. Реализации в Рф начнутся осенью.
Рис. 1. Зависимость продольных и поперечных сцепных параметров от формы шипов.
Рис. 2. Шип Nokian Hakkapeliitta 4.
Продольное сцепление с дорожным покрытием возросло на 10%
сцепление на снегу - на 8%
курсовая устойчивость - на 7%
сцепление на льду - на 6%
Рис. 3. Сопоставление Hakkapeliitta 2 и Hakkapeliitta 4.
В новейшей шине благодаря более широкому протектору шипы удалось расположить в 14 рядов (по сопоставлению с 12 у предшественницы).