БОРЬБА НЕРАВНЫХ
БОРЬБА НЕРАВНЫХ
Подбирая для сопоставления пару российских универсалов VAZ 2111 ($7400) и VAZ 2104 ($4900), мы не задавались вопросом, который лучше – ответ на него написан на ценниках. А вот оценить дистанцию, отделяющую машины друг от друга, – интересно: вдруг окажется, что она сравнима с различием в цены автомобилей?
МЫ ВОДИТЕЛИ
Хитрить не будем – «классика» по маневренности не соперник «десятке», даже универсалу. Да и с архаичной подвеской «Жигулей» можно достигнуть применимого поведения машины на дороге, если в ней все работоспособно и как надо настроено.
Когда две машины движутся вереницей в одном режиме, замечаешь первую странность в поведении «четверки» – настройку ее амортизаторов. Вопреки современным представлениям об маневренности они начинают работать только при стремительных перемещениях колес. Нет – на попадания в ямки либо сильные наклоны кузова в вираже они реагируют, но чуть приметные движения руля, которыми обычно шофер держит автомобиль на данной линии движения, практически стопроцентно игнорируются.
Безусловно, отсутствие понятной реакции на тонкие управляющие воздействия – неувязка не только лишь амортизаторов. Заносит свою лепту свободный ход в управляющем управлении, даже маленький. Он тоже поддается исцелению – своевременной регулировкой управляющего механизма и установкой наименее покладистого маятникового рычага. Такие продаются в магазинах и даже пользуются спросом, но на сборочный поток, как нам понятно, не попадают.
Не забудем и сайлент-блоки – от их состояния и свойства впрямую зависит работа подвески. Попытайтесь спросить торговца в автомагазине, какие «самые хорошие». Добросовестный для начала ответит вам, что «самых хороших» не бывает, и уже после возьмется чего-нибудть советовать.
Мы увлеклись? Извините. Прошу не судить строго – я готов разъяснить причину этого лирического отступления. Один из коллег (человек с богатым опытом) оказался шокирован маневренностью «четверки», попавшей к нам на тест. С того времени как у него была своя «классика», в этих автомобилях, оказывается, очень почти все поменялось. При этом не в наилучшую сторону. А какова «одиннадцатая»?
Обидно в новеньком автомобиле, тем паче не самом дешевеньком, слышать сверчков в правой двери и неизменное поскрипывание задней полки. Спектр регулировки правого зеркала оказался очень мал либо чрезвычайно сдвинут к водителю. В последнем «дальнем» положении в зеркале отлично виден правый борт, а чтоб оценить, можно ли перестраиваться правее, приходится наклоняться всем телом.
Конструктивные особенности автомобиля таковы, что его реакция на поворот руля очень очень находится в зависимости от скорости выполнения маневра. Маленькое по амплитуде, но резвое движение рулем при объезде препятствия тут доходит до колес с огромным запозданием либо не доходит вообщем – как будто кое-где вязнет.
В целом «одиннадцатая» более строгая и четкая в управлении, наименее расхлябанная и не настолько «самостоятельная». Посадка в ней намного удобнее. Но скажем доброе слово и о «четверке». К примеру, на нехороший дороге ее не так жаль – на общем шумовом фоне подвеска вроде не очень «бухает». А еще – с такими зеркалами, какие на нашу машину установил дилер, обзорность стала просто прелестной (когда же завод об этом похлопочет?).
Вобщем, пора перебегать к последующему показателю сопоставления.
ДОСТАВКА ГРУЗОВ Популяции
5-ая дверь «десятки», наверняка, самое неудачное ее место. На нашем экземпляре она запиралась только после трех-пяти сильных хлопков, а время от времени и раскрывалась только после второго нажатия на кнопку дистанционного отпирания багажника. Полагаете, можно отрегулировать и воспользоваться на здоровье? Не выходит. Из опыта использования другими VAZ 2111 знаем, что регулировка замка пятой двери способна облегчить мучения этой кузовной Ремонт и эксплуатация (и обладателя машины), но не убрать их.
А еще, скажу по секрету, у создателя не хватило сил, чтоб на той же «одиннадцатой» отбросить правую (наименьшую) часть спинки заднего сидения. Посодействовал более крепкий (килограммчиков под 130) товарищ. Чтоб я не расстроился, он объяснил, что дело в отсутствии у меня твердого навыка. Мол, я не знаю, в каком направлении ее необходимо покачать, а он знает. Правда, все-же согласился, что так делать машины нельзя.
В «четверке» с пятой дверцей все в порядке, ну и сидение складывается просто. Только чтоб сложить спинку в одиночку, придется два раза пройтись от ее правого фиксатора к левому. Если принять как данность неразрезную спинку заднего сидения, VAZ 2104 в качестве грузовика пока выигрывает. Но стоит взять в руки рулетку...
Расстояние от пола багажника до полки в «одиннадцатой» – 50 см, в «четверке» – только 40. От пятой двери до сложенного сидения, соответственно, 160 и 145 см. Наибольший размер багажного отделения на искосок на полу – 200 и 180. В общем, куда ни пристрой рулетку, в универсале «десятого» семейства намеришь больше. Замыслили даже найти наибольший размер салона на искосок и снизу ввысь, будто бы собираемся вести вагонку. И здесь у 2111 перевес – 280 см против 270.
Чтоб «четверка» не расстроилась, присудили ей утешительный приз – за утилитарность материалов отделки. Другими словами у «одиннадцатой» на полу багажника приятный велюр, а у VAZ 2104 – моющийся пластик. Если, выполняя собственный «универсальный» долг, машина испачкается – отмоете стремительно и недорого. Кстати, как вы думаете, кто, не считая обладателя, способен по-настоящему «уделать» автомобиль?..
КАК БОГ ЧЕРЕПАХУ
Сборка машин может воистину творить чудеса – как в прямом, так и в переносном смыслах. В прямом – это когда, общаясь, например, с незамудреным «Матизом», вы не сможете осознать, чем он вам нравится. Чудеса в переносном смысле – напротив, когда, поездив на современном российском автомобиле, у которого и «максималка» отменная, и расход горючего маленький, и климатом управляет компьютер САУО, его все-же охото именовать русским.
И все таки наибольшие чудеса поджидают в машине, собранной ради того, чтоб быть дешевенькой. Поднимаете покрытие пола багажника – а на свежайшей, еще пахнущей сборочным потоком краске видны разводы ржавчины. Открываете водительскую дверь и видите глубочайший след на центральной стойке, что продрал в металле некий винт на торце двери. Вывешиваете машину на подъемнике – сходу видите, что в нее заправлено. На креплении стабилизатора – капли «Тосола», на картере сцепления – масляные. Вот темное пятно на трубе резонатора – это «сечет» выпуск. Вот кронштейн глушителя бьется о кузов.
Читатель решил, что мы очевидно симпатизируем VAZ 2111 – никак не бывало! У доставшегося нам экземпляра с большущим трудом врубалась 1-ая передача, без охоты – 2-ая и 3-я. Одна из вероятных обстоятельств – небережно собранные тяги меж коробкой и рычагом переключения передач. По последней мере, осмотр на яме показал, что их соединительные хомуты погнуты, а реактивная тяга вообщем болтается в фронтальном кронштейне.
Выходит, чем больше узнаешь об автомобилях, тем меньше охото отвечать на вопрос…
КАКОЙ БЕРЕМ
Естественно, «одиннадцатая» на голову выше, но, сознавая, что VAZ 2104 учавствовал в заранее неравном бою, позволю для себя несколько «ЕСЛИ».
Если при использовании VAZ 2111 в качестве развозного автомобиля вам придется по 10 раз на деньку долбить задней дверцей, чтоб ее закрыть, когда-нибудь она вас совсем «задолбает».
Если при таком же служебном использовании в обтянутый велюром багажник «одиннадцатой» грузить что попало, вы замучаетесь с химчисткой.
Если частник, готовый до крыши грузить «сарай» картошкой и помидорами, будет время от времени биться просевшим задом о бордюры, ремонтами «десятого» бампера он себя разорит.
И очередное, последнее «ЕСЛИ». Если производитель автомобиля хочет и впредь мыслить о потребителе так же нелестно, как потребитель задумывается о нем, и так же, как потребитель, жить надеждой на модель из светлого грядущего – в это самое будущее он доберется один. Без потребителя.
ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ И Создатель
ВАЗ-2104 и ВАЗ-2111

ВАЗ-2104ВАЗ-2111

г.