ПОСЛЕДНИЙ ОТПУСК
ПОСЛЕДНИЙ ОТПУСК
ОТ «АВОСЬ» ДО «ОЙ»
Мы всегда говорим «ой», когда уже стряслось: утонуло, загорелось, упало либо попало в катастрофу. Создается воспоминание, что до катастрофы о последствиях тех либо других действий никто не задумывается, полагаясь только на известное российское авось. Не согласны? Ну, а чем еще разъяснить суету вон того деятеля в левом ряду, что пришпоривает свою легковую машину с перегруженным прицепом? И ведь он не одинок. В дачный сезон и пору отпусков по дорогам мчатся череды легковых автопоездов. Судя по тому, сколько навьючено на злосчастную технику и как безоглядно управляющие ею Различное нарушают Правила, за рулем этих машин сплошные камикадзе. Но нет, каждый уверен в благополучном финале поездки и не тяготится идеями о том, что по мере надбавки кг либо км в час таковой автопоезд становится все опаснее для экипажа и окружающих. Как, вобщем, не затрудняет себя рассуждениями об ухудшении пассивной безопасности машины.
Сейчас мы хотим предложить вниманию читателей уникальный опыт – крэш-тест автопоезда. Давайте нарушим традицию – пусть «ой» на этот раз прозвучит предупреждением.
Легитимный Беспорядок
Задачку определили максимально верно – сымитировать катастрофу автопоезда, спешащего в отпуск. В его состав решили включить довольно оживленный тягач, емкий прицеп и закрытый багажник на крышу типа «финбокс».
Так как подобные тесты проводились в первый раз, мы углубились в исследование документов, чтоб сформировать автопоезд «по науке». Не тут-то было – собрать нужные нам составляющие в единое целое оказалось тяжело. Сущность трудности в том, что автомобиль, прицеп, тягово-сцепное устройство, багажник и элементы его крепления есть вроде бы независимо друг от друга. А совместно, другими словами в составе автопоезда, их не инспектируют. Нет методик, нет и порядка. Перечисление всех нестыковок, наверняка, займет целый журнальчик, потому отметим главное. Аннотации по эксплуатации, технические условия, эталоны, сертификационные требования на каждом шагу противоречат друг дружке. Разобраться в частоколе цифр и советов на теоретическом уровне, естественно, можно, но потребитель наверное этого делать не будет. Он-то и окажется последним, так как обязан действовать на собственный ужас и риск. Ну скажите, стоит ворошить тонны бумаги, чтоб выяснить – полностью легитимным возможно окажется тот прицеп, нужная нагрузка которого… приметно меньше собственного веса. Разумеется, что такая покупка не имеет смысла: 150–180 кг можно расположить в машине.
Потому мы пользовались правом первопроходцев и собрали автопоезд, как и большая часть наших автомобилистов, руководствуясь в главном актуальными реалиями.
С тягачом обусловились стремительно – эту роль доверили автомобилю VAZ 21102 с пробегом 48 тыс. км, выпущенному в 2000 году. «Десятка» отвечала главным аспектам: высокоскоростная и оживленная, полностью применима для путешествий. Последующая особенность – обладатель этого автомобиля, обычно, обладает достаточными доходами, чтоб приобрести и прицеп, и «финбокс». Ну а самое главное – из российских серийных машин «десятка» – наилучший кандидат для нашего опыта хотя бы поэтому, что в процессе сертификации удачно проходит передний удар о препятствие с 40%-ным смещением по Правилу ЕЭК ООН № 94 и даже набирает баллы в крэш-тестах по методике Euro-NCAP. Заранее неопасному автомобилю и поручили показывать, как ужаснее он станет держать удар в составе автопоезда.
На «десятку» смонтировали тягово-сцепное устройство производства ООО «Автострой» из подмосковной Коломны. Изделие весит 15 кг, допускает вертикальную нагрузку на шар 50 кгс, полная масса прицепа менее 750 кг и скорость автопоезда не выше 80 км/ч.
Прицеп подбирали, ориентируясь на грузоподъемность и размерность колес. Кому охота брать в далекую дорогу дополнительную запаску, если есть возможность обойтись одной – и для автомобиля, и для прицепа. Выбор пал на модель БелАЗ-81201. Колеса с покрышками 175/70R13, накатным тормозом не оборудован, масса прицепа 220 кг, нужная нагрузка менее 500 кг, наибольшая скорость 70 км/ч.
Загружая прицеп балластом, исходили из последующих суждений. Для «десятки» допустимая полная масса прицепа без тормозов составляет 400 кг, с тормозами – 800 кг. Различия скажутся на длине тормозного пути автопоезда. Но в процессе соударения наличие либо отсутствие тормозов на прицепе (как, вобщем, и на автомобиле-буксировщике) не играет фактически никакой роли – ведь в крэш-тестах лупят свободно катящиеся машины с «отпущенными» тормозами. Потому конструировали ситуацию с более томным прицепом, не превысив при всем этом его допустимую полную массу 720 кг. Нагрузка на фаркоп также в границах допуска. Вобщем, будем откровенны – многие ли точно выверяют массу груза? Да в таких прицепах кирпичи возят вровень с бортами! По сути, наш автопоезд не так очень отличается от тех, что колесят по дорогам.
«Финбокс». Свежее управление по эксплуатации автомобилей «десятого» семейства допускает многозначное истолкование. Масса груза с багажником, установленных на релингах универсала VAZ 2111, не должна превосходить 50 кг. О седанах – ни слова: запрещено либо разрешено? Если да, то сколько – непонятно. Как действовать? Опять поступили, как будто обыденные водители. Приобрели челябинский бокс «Шарк» своей массой 12 кг, точно по аннотации к нему добавили 50 кг балласта и водрузили все это на крышу VAZ 21102 при помощи крепежного комплекта «Атлант» из Санкт-Петербурга.
БЕЛАЗОМ ПО «ДЕСЯТКЕ»
Как проводили крэш-тест? Попытайтесь угадать, делая упор на числа. Правила дорожного движения ограничивают скорость автопоезда 70 км/ч на шоссе и 90 км/ч на автомагистралях. Аннотация к тягово-сцепному устройству допускает 80 км/ч, к прицепу – 70 км/ч. В реальной жизни многие водители переваливают за сотку.
И все таки, взяв за ориентир Правила, мы отважились на передний удар с 40%-ным смещением по методике EuroNCAP со скоростью 64 км/ч. Во-1-х, это значение поближе всего к разрешенным 70 км/ч. Во-2-х, размещенные в салоне VAZ 21102 манекены «Гибрид III» и линейные измерения предоставят данные для сопоставления – «десятки» без прицепа и багажника на крыше уже тестировали по данной методике.
Разбиение узреть нереально – оно продолжается меньше секунды. Звук разгоняющей автопоезд лебедки, удар, осколки железа, застывшие перед бетонным кубом, и обычная пауза в полной тиши. Ни дать ни взять – минутка молчания. Позже начинается работа фотохудожников и профессионалов, расшифровывающих данные.
Да, прицеп и багажник на крыше – ужасная сила! Полет последнего приостановил только бетонный куб. Случись схожее на дороге, сорвавшийся с крыши «финбокс» наломал бы дров. Реальный снаряд, при этом очень страшный для окружающих. А прицеп? Поглядите на кинограмму и фото с последствиями крэш-теста. Большой вес догружает машину при ударе, лишая ее способности спасти жизнь водителю и пассажиру. Не достаточно того, сорвавшись с тягово-сцепного устройства, БелАЗ лупит подскочивший автомобиль по глушителю и подвеске, чудом не задев бензобак, и позже ударяется о деформирующее препятствие. А оно-то имитирует вторую машину, участвующую в аварии, – означает, прицеп добивает и ее пассажиров!
Сейчас самое время обратиться к данным измерений и выводам профессионалов. О том, как деформировался автомобиль, можно судить по таблице. Подчеркнем – прямое сопоставление в силу ряда обстоятельств будет не очень корректным, допуск по EuroNCAP и результаты разбиения «десятки» без прицепа даны для ориентира. Главное – оценить порядок цифр и осознать: перегруженный автомобиль держит удар намного ужаснее. О том, что вышло с водителем и пассажиром, скажет набросок. Приятные обозначения цветом дополнят последующие данные.
Пассажир. Изгибающий момент шейки минус 75 Н.м при максимально допустимых минус 57 Н.м. Результирующее ускорение головы в течение 3 мс – 94 g (g = 9,8 м/с2), при допустимом значении 80 g.
Шофер. Показатель травмирования высшей части левой голени – 1,7 единицы (положено менее 1,3). Сжатие правого ноги 9,9 кН при допустимых 9,07 кН. Конечностям бедолаги досталось так очень, что манекен пришлось разбирать (!), извлекая из машины.
Аспекты травмирования – термин, в общем-то, сухой и чисто особый. Доктор бы в таком случае произнес: «Полученные травмы несовместимы с жизнью». Речь об экипаже автопоезда. Разумеется, что летающий «финбокс» и крушащий все вокруг прицеп могут прирастить число жертв.
ВСПОМНИМ ДЕДУШКУ КРЫЛОВА
Дело, естественно, не в определенной «десятке», «финбоксе» либо прицепе из Белоруссии. Наш крэш-тест – свидетельство того, как небезопасен хоть какой автопоезд. Разумеется также, что одними только призывами не грузить сверх меры и соблюдать высокоскоростной режим всеохватывающую делему не решить. Необходимы согласованные деяния всех заинтересованных сторон. Пока же ситуация такая, что впору обратиться к творчеству Крылова. Его басня «Квартет» в особенности животрепещуща, так как Законодательство на дорогах находится в зависимости от сыгранности «большой четверки», которой мы адресуем наши пожелания.
Производителям дополнительного оборудования следует сделать шаг навстречу автозаводам – оснащать все без исключения прицепы полной массой от 300 кг и выше накатными тормозными системами, также учесть допустимую нагрузку на крышу определенной модели, не смущая покупателей цифрами с потолка.
Кстати, много ли на данный момент в магазинах прицепов этой весовой категории, оборудованной накатным тормозом? Отсюда рекомендация автозаводам – брать в расчет предложения на рынке прицепов. Также пора, в конце концов, именовать вещи своими именами. Допускаем багажник на крышу определенной модели – говорим да, не допускаем – нет. А еще неплохо бы не поменять числа от 1-го переиздания аннотации к другому. Помнится, у такого же ВАЗа в 1995 году допустимая полная масса прицепа к «десятке» была 400 кг для необорудованного тормозами и 1000 кг для оборудованного. На данный момент бытуют числа 400 и 800 кг.
Органам сертификации пора уже выработать точные и понятные аспекты допуска прицепов, багажников, тягово-сцепных устройств к эксплуатации, также обязать автозаводы понятно позиционировать модели. Не может определенная модификация тянуть прицеп – не нужно. Если может – пусть буксирует вправду прицеп, а не ничтожный коробок с маленькой грузоподъемностью. Кому, как не спецам сертификации координировать усилия производителей, беря во внимание при всем этом интересы потребителей.
Конечно, инспекторов ГАИ весами для проверки массы автопоезда не снабдить. Но за скоростью они смотреть должны. А еще служащих ДПС нужно вооружить познаниями о том, к какому автомобилю какой прицеп можно цеплять. Но это станет вероятным только тогда, когда завершится законодательная путаница.
А пока лебедь, рак и щука тянут в различные стороны и Законодательство автопоездов в главном на совести водителей. Может быть те, кто увидел последствия крэш-теста, отыщут сейчас силы положить в прицеп чуток меньше и не топтать газ, чтоб их визиты на дачу либо поездки в отпуск не стали последними.
ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ, АЛЕКСАНДР САДОВНИКОВ, КОНСТАНТИН ЯКУБОВ