ЗА РУЛЕМ ТЯГАЧА
ЗА РУЛЕМ ТЯГАЧА
КЛУБ Автовладельцев
"Чайнику" на заметку
ЗА РУЛЕМ ТЯГАЧА
Осень - пора сбора урожая и дачных перевозок. Многих автомобилистов в этих делах выручает прицеп.
Сергей МИШИН
Собираясь ехать с прицепом, вспомните об особенностях его "механики". Сначала, смажьте буксирный шар консистентной смазкой - хоть какой, какую отыщите. Это освободит не только лишь от резвого износа сопрягаемых деталей, да и от назойливого скрипа.
Современные сцепные устройства позволяют управляться с ними фактически одной рукою - сцепка защелкивается автоматом. Но если у вашей принудительный стопор, не забудьте установить его. Не третируйте страховочным тросом (либо цепью). Дело никак не в формальном соблюдении ПДД! Мне довелось созидать, как оторвавшийся прицеп "собрал" на встречной полосе группу мотоциклистов. Воспоминание не для слабонервных!
Что еще? Соединяем розетку прицепа и проверяем работу светотехники. В конце концов, поднимаем переднюю "ногу" (если такая есть) и накрепко фиксируем в верхнем положении. Сейчас вспомним о колесах. Если у прицепа и тягача они схожи - отлично. Мне же на "Ниве" каждый раз приходится укладывать в багажник 13-дюймовую запаску.
Все в порядке, можно ехать? Не спешите. Верно ли размещен в кузове прицепа груз? Отлично, если дышло давит на шар силой 5-15 кгс (нормативы допускают 50). Для этого необходимо, чтоб центр масс груза был над осью прицепа. Если же нереально, то центр масс лучше чуток сдвинуть вперед (увеличив тем нагрузку на шар), чем вспять, по другому прицеп будет разгружать задние колеса автомобиля, заодно норовя расцепиться. Накрепко закрепите груз от случайного (в особенности поперечного!) перемещения - мотаясь по кузову, он может небезопасно раскачать автопоезд. И, кстати, постарайтесь, чтоб центр масс груза был поближе к середине колеи!
Трогаемся. Если тягач мощнейший, а прицеп пуст, вы чуть ли его почувствуете. Верно подогнанная сцепка не должна лязгать при ускорении и торможении. Прицеп тяжел - на старте прибавляем побольше газу и плавнее, мягче отпускаем сцепление. С таким пытайтесь не попадать в ситуации, когда приходится трогаться в гору. Намечайте маршрут с расчетом, чтоб в пути было гораздо меньше светофоров на подъеме.
Разгоняться с томным прицепом необходимо на каждой передаче практически до очень допустимых оборотов. Переключать передачи стремительно, но сцепление и в этих ситуациях включать более плавненько, ведь увеличенную массу разгонять сложнее.
Вобщем, останавливать тоже... Потому тормозить необходимо плавненько и заранее, в расчете на заранее больший остановочный путь. Помогайте тормозам - переключайте передачи "вниз"! И держите тягач и прицеп на прямой! В поворотах, где и на одиночке тормозить не просто, еще большая осторожность нужна при остановке автопоезда.
Переезжая яму либо "лежачего полицейского", дождитесь третьего толчка, значащего, что прицеп тоже преодолел препятствие. Только после чего стоит добавлять газ.
Сейчас - о маневрировании. В повороте прицеп сдвигается вовнутрь (рис. 1). Потому и поворачиваем, и перестраиваемся с припасом, смещая тягач наружу поворота и контролируя по внутреннему, относительно поворота, зеркалу колесо прицепа. Чем круче поворот и длиннее дышло, тем больше прицеп сместится вовнутрь. И напротив, тем меньше, чем больше расстояние от задней оси до шарнира А.
Выходит, чем короче дышло, тем проще управляться с прицепом: ведь "коротышка" пойдет фактически по колее задних колес тягача? Но как придется сдавать вспять, вы поймете коварство недлинного прицепа. Кажется, как будто он реагирует на повороты управляющего колеса ранее, чем вы начнете поворачивать!
Итак, самое сложное при движении с прицепом - задний ход. Можно, естественно, орентироваться по зеркалам, как водители грузовиков. Но у их нет выбора - кузов-то непрозрачен. На легковой машине схожий прием, быстрее, "выпендреж", чем необходимость, если, естественно, салон под крышу не завален грузом. Потому поворачиваемся вполоборота вправо и смотрим через заднее стекло. Левая рука на руле, правая - на спинке примыкающего сидения.
Перед тем как сдавать вспять, удостоверьтесь, что тягач и прицеп - на одной прямой. Если нет, то продвиньте автопоезд на несколько метров вперед, выровняв прицеп. Сейчас, двигаясь вспять, пытайтесь только задерживать его на этой прямой, компенсируя отличия маленькими поворотами руля.
Самое необыкновенное для новичков - то, что руль нужно крутить в оборотную сторону! Чтоб прицеп пошел на право (по ходу автомобиля), руль поворачиваем на лево и напротив (рис. 2, а). Уяснить это не достаточно, необходимо прочуять! Поначалу потренируйтесь на просторной площадке. Не торопитесь: чем меньше скорость, тем проще разделаться с прицепом. Если он ушел от намеченной линии движения больше чем на 15-20 градусов, остановитесь и малость распрямите автопоезд, продернув его вперед. По другому прицеп отклонится так, что автопоезд "сложится" (рис. 2, б).
Приобретя некий опыт, можно испытать ориентироваться только по зеркалам. Это труднее, но если возжелать - достижимо. Вобщем, повторим: этот прием важнее для экспертов.
Сейчас попробуем, сдавая вспять, попасть в подходящую подворотню (рис. 3). Легким движением руля в обратную сторону "заламываем" прицеп, нацеливая его внутреннее, относительно поворота, колесо на угол проезда (рис. 3, а). Когда прицеп отклонится на 30-45 градусов, стремительно поворачиваем руль в обратную сторону - это позволит удержать заданную кривизну линии движения. Так, немного поворачивая баранку в стороны, корректируем движение прицепа (рис. 3, б). При заезде в подворотню плавненько распрямляем линию движения (рис. 3, в). Не запамятовывайте, что при огромных углах складывания задние крылья тягача можно разрушить углами прицепа!
Если прицеп оборудован инерционным тормозом, то при движении задним ходом, в гору либо переезде препятствия тормоз может сработать. Для таких случаев этот механизм отключают - заблокируют. Если специального устройства конструкцией не предвидено, хоть каким методом зафиксируйте подвижную часть дышла от продольного перемещения. В последнем случае, попросите помощников подталкивать прицеп вспять. Естественно, при всем этом они должны быть в особенности аккуратны, чтоб не попасть под колеса.
Будем реалистами: развернуться в неловком месте иногда намного проще, если отцепить прицеп. И времени потеряете меньше, чем на неоднократное тыканье туда-сюда.
В конце концов, прицеп выполнил свою цель и отцеплен. Не забудьте закрыть розетку и надеть защитный колпачок (донышко пластмассовой бутылки, игрушку и т. п.) на шар - по другому непременно вляпаетесь в оставшуюся на нем смазку. Счастливого пути!
Рис. 1. Движение автопоезда в повороте: а - обыденный вариант: колея прицепа несколько смещена к центру поворота; б - при длинноватом дышле прицеп сдвигается больше; в - при большенном расстоянии от задней оси тягача до шарнира сцепки колея прицепа близка к колее тягача.
Рис. 2. Движение задним ходом: а - маленькая корректировка рулем; б - "складывание" автопоезда.
Рис. 3. Заезд в подворотню: а, б, в - разные фазы.