ГЛАВНЫЙ КЛЮЧ
ГЛАВНЫЙ КЛЮЧ
АВТОКЛУБ
ИНСТРУМЕНТ
ГЛАВНЫЙ КЛЮЧ
ВЛАДИМИР АРБУЗОВ
Современный автомобиль – изделие сложное, но совместно с тем очень надежное – оттого ремонт его больше становится уделом экспертов. Обладателю остается только вовремя пригонять машину на сервис. Кстати, и российские автозаводы, следуя мировым тенденциям, закончили комплектовать свои экипажи даже минимумом ключей. Будем считать это следствием возросшей надежности?
Единственный гаечный ключ, который безвозмездно присваивают хоть какому автомобилю, – баллонный, уж без него-то никак не обойтись. Надежность этого ключа должна быть идеальной. Как на самом деле? Чтоб узнать это, мы собрали маленькую коллекцию «баллонников» и, беря во внимание специфику их работы, определили требования к ним: удобство, компактность, но в то же время достаточная длина рычага для отвинчивания заржавевших болтов-гаек, крепкость и точность производства. Износостойкость, вес, твердость рабочей части хоть и важны, но для такового ключа вторичны – не та интенсивность работы.
ПИТ-СТОП
Но даже самый распрекрасный ключ в неискусных руках – бесполезная железяка. Поменять колесо – дело нехитрое, только без малых познаний и опыта может обернуться большенными потерями. Потому тем, кто не планирует по каждому пустяку вызывать «ангелов» либо другую службу спасения, а собственного опыта еще не набрался, полезно уяснить простой метод действий.
Заподозрив по поведению машины, что одно из колес спущено, немедля перебирайтесь в правый ряд либо на обочину, а причалив, сразу выставляйте символ аварийной остановки. Не берите пример с чудака, затевающего подмену колеса в левом ряду – на его могиле напишут «Он был прав!».
До того как вывешивать машину на домкрат, затяните стояночный тормоз, а если она переднеприводная, то включите и передачу. Под колесо обратной стороны лучше подсунуть упоры, но их, обычно, с собой ни у кого нет. Потому, чтоб еще раз не шатать стоящую на домкрате машину, заблаговременно подготовим запаску и ослабим крепежный элемент спустившего колеса. Сейчас, присматривая за вертикальностью домкрата, поднимаем машину, откручиваем колесо, снимаем его и не мешкая ставим заместо него запаску. Совсем затягиваем гайки (болты) после того, как снимем машину с домкрата. И не забудьте забрать собственный символ аварийной остановки – еще понадобится!
1. Штатный ключ автомобилей ВАЗ, изготовлен в Новосибирске. Иметь таковой в машине, естественно, лучше, чем никакого. Короткая ручка подразумевает нажим на нее ногой. Среднее качество производства – видны недостатки ковки на головке ключа. Известны случаи, когда такие ключи просто ломались во время работы.
2, 3, 4. Ключи из Чебоксар, пожалуй, более других соответствуют собственному предназначению. Относительно недороги, очень аккуратненько изготовлены, высокопрочны, комфортны в работе и по-своему красивы. Головки ключей сделаны с наименьшими допусками, плотно садятся на болты (гайки) и без заморочек проходят в колодцы легкосплавных дисков. Глубина головок способна «поглотить» большое выступание шпилек, а неплохой рычаг – отвернуть самый заскорузлый крепежный элемент.
5, 6, 7. Павловская серия ключей отличается очень халатным созданием: плохая геометрия, заусенцы, облой. А один экземпляр и совсем пришлось разгибать, чтоб надеть на гайку. Может, под видом баллонного нам продали военный спецключ для отвинчивания гаек из-за угла?
8. Ввезенный аналог – «Сделано в Тайване». Обрезиненная телескопическая ручка, великодушный дизайн, обмысленная конструкция. Таковой ключ не будет смотреться в багажнике чужеродным телом. Низкая твердость головки предполагает некоммерческое предназначение изделия, все же работать им очень комфортно, а прочности, как оказывается, полностью довольно.
9, 10, 11. Семейство крестообразных ключей отличается универсальностью и, пожалуй, огромным удобством в работе. Они, естественно, дороже, но если отлично изготовлены, то, вне сомнения, стоят собственных средств. Эталон № 9 – из Санкт-Петербурга: древний дизайн, древнейшие технологии. Самый тяжкий в нашей коллекции. Изготовлен грубо, товарного вида – никакого, но достаточно прочен.
«Павловский» крест (№ 10) «не осквернил традиций» прошлых баллонных ключей. Такие же маленькие кривые головки, острые заусенцы в месте сварки креста, та же небрежность производства. Кое-как работать, естественно, можно, но уж если брать схожий инструмент, то таковой, как эталон № 11. Где изготовлен – непонятно: ни клейма, ни сопроводительного документа к ключу не было, зато работать им – одно наслаждение. Гладкий, осторожный, крепкий, допуски малые – на гайке посиживает плотно, в то же время просто на нее надевается.