Деньки ГЕНЕРАТОРА СОЧТЕНЫ?
Деньки ГЕНЕРАТОРА СОЧТЕНЫ?
ТЕХНИКА
НОВИНКИ
Материалы рубрики подготовили Аркадий АЛЕКСЕЕВ, Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Деньки ГЕНЕРАТОРА СОЧТЕНЫ?
Компании БМВ и "Делфай" поменяют с течением времени его топливным элементом на... бензине.
Мысль не настолько несуразна, как может показаться на 1-ый взор. Обыденный генератор, будучи нагружен, отбирает у мотора часть мощности и наращивает расход все такого же бензина, при этом КПД преобразования хим энергии горючего в электронную в ДВС еще ниже, чем у прямого каталитического процесса в топливном элементе. Как следует, для получения одной и той же электронной мощности в последнем случае будет израсходовано меньше бензина. Но даже не это главное.
Топливный элемент работает совсем независимо от мотора и способен обеспечивать потребителей электроэнергией как на ходу, так и на стоянке сколь угодно длительно - пока бензобак не опустеет. А означает, в машине будут работать климатическая установка, любые кофеварки, холодильники, телеки и остальные красоты цивилизации.
Итак, с генератором как бы все ясно - он больше не нужен. Как с аккумом? Он остается, но будет еще наименьшей емкости, всего несколько ампер-часов, нужных для пуска процесса в топливном элементе. Да еще, пожалуй, он обеспечит дежурный режим сигнализации. О подзарядке "батарейки" позаботится все тот же топливный элемент.
Новенькая разработка названа SOFC (Solid Oxide Fuel Cell - жесткий оксидный топливный элемент). В "черном ящике" размером с обыденную аккумуляторную батарею разместился маленький хим заводик. Тут при температуре 800°С из бензина выходит водород (в атмосферу при всем этом уходит СО2), потом при той же температуре в пористом кубике из глиняной окиси циркония водород окисляется кислородом воздуха. На выходе - два провода и трубка. По проводам течет приобретенный электронный ток, а по трубке выходит водяной пар - мечта экологов.
Новый топливный элемент еще наименее чувствителен к сторонним примесям в начальном горючем, чем его cобрат, работающий на метаноле (подробнее см. в ЗР, 1998, № 4, "Горючее на будущее"). К тому же в нем нет дорогостоящих электродов из платины. Так что перспектива очень перспективная, хотя до начала серийного производства пройдет, как оценивают спецы, около 5 лет. Но разве это настолько не мало?