УАЗ ПОДО МНОЮ .
УАЗ ПОДО МНОЮ...
Тесты
Тест
УАЗ ПОДО МНОЮ...
Сохранив создание старенького УАЗа для откровенного бездорожья и предложив новейшую машину, способную отлично ездить по асфальту, Ульяновский завод убивает сходу 2-ух зайцев.
Игорь ТВЕРДУНОВ
Мощная рама, полный привод, зависимая подвеска со стабилизаторами впереди и сзади, большой салон, тяговитый трехлитровый мотор мощностью за полторы сотки "лошадок", новенькая коробка, мосты с расширенной колеей, без малого три тонны полной массы, гидроусилитель руля... Приблизительно так может смотреться УАЗ наиблежайшего грядущего.
ГОСТИ ИЗ Грядущего
Ульяновский автозавод, положение которого сейчас тяжело именовать размеренным, продолжает работать над модернизацией собственной продукции. О длиннобазной машине UAZ 3162 мы не так давно писали (ЗР, 2000, № 7). Ее уже собирают, хотя и понемногу. Новые узлы и агрегаты пока только проходят тесты, но управление завода все таки рискнуло показать их журналистам. Кстати, тесты длилось и в этом пробеге, где плечо о плечо с нами работали заводские спецы. Оценим смелость этого шага и договоримся, что вероятные претензии в адресок новых технических решений стоит принимать не как критику продукции (это к тому же не продукция совсем), как пожелания по предстоящему усовершенствованию. На этом завершим "официальную часть" и познакомимся с УАЗом из грядущего.
Хотя поточнее будет сказать - с УАЗами. Показанные нам новинки были разбросаны по двум автомобилям. 1-ый - обыденный, сейчас уже мелкосерийный длиннобазник. Из необыкновенного в нем - шестнадцатиклапанный движок ЗМЗ-409 (на товарные УАЗы таковой еще не ставят) да опытнейшая пятиступная коробка. Очередное отличие от товарных машин - модифицированное передаточное число главной пары - 4,37 заместо 4,11. Индекс этого автомобиля (на картинах он голубого цвета) - UAZ 31622. 2-ой УАЗ, белоснежный, еще далее от серии. Высочайшая крыша, мосты с расширенной колеей, салон с 3-мя рядами сидений - таковы видимые отличия. Не считая того, под капотом у него новый движок, который пока именуется 094В. Ульяновский моторный завод серьезно взялся за модернизацию собственной престарелой конструкции. Поначалу прирастили до 2,9 л рабочий объем и занесли ряд усовершенствований (сухие гильзы цилиндров, манжетные уплотнения коленвала), позже оснастили распределенным впрыском, сейчас вот перенесли распределительный вал в головку цилиндров. Еще одна новинка - улучшенная задняя подвеска. Рессоры разнесены обширнее, изменен угол установки амортизаторов, появился стабилизатор поперечной стойкости. Индекс этого автомобиля: UAZ 31622-300.
К МОРЮ ТЕПЛОМУ
- Снова УАЗик берете? - поинтересовались коллеги и, получив утвердительный ответ, принялись ерничать: сапоги болотные не забудьте, трос потолще да бутылку трактористу, который вас из го..., из грязищи другими словами, тащить будет. Узнав, но, что заместо подмосковной глины намечаются горы Кавказа, остряки приуныли, и веселье их сменилось плохо замаскированным чувством зависти.
По правде, не по асфальту же разъезжать на УАЗиках. Чем дорога ужаснее, тем УАЗу лучше - таковой уж стиль сложился у этой марки. В болоте мы "козлика" уже топили, в пашне вязли, по косогорам лазили, сугробы месили. А вот в горах еще не были. Куда? Да в Красноватую Поляну - там есть не только лишь лыжные трассы, да и все, что необходимо для проверки автомобиля: участки хорошего шоссе от Сочи до Адлера, сам Сочи с узенькими улочками и безумным движением, старенькый, узенький горный серпантин до Красноватой Поляны и, естественно, горы с каменистыми проселками, сырыми глинистыми подъемами, бродами, косогорами и лесовозными волоками. Ко всему иному к тому же климат уникальный - горячо, мокро, соленое море рядом - практически субтропики. Чего еще вожделеть?
ЗАПОВЕДНИК ГОРНЫХ "КОЗЛОВ"
Красноватая Поляна - поселок маленький. Люд, тут обитающий, в большинстве собственном питается от гор. Кто туристов обслуживает, кто скотин пасет, кто пчел разводит, кто лес валит. Асфальт в горы пока не прокладывают, потому дороги так для себя - от разбитых до непролазных. И транПодвеска, соответственный условиям эксплуатации: "Урал", ЗИЛ-157, ГАЗ-66 и, конечно, УАЗики всех мастей и хоть какого возраста. Еще "шестьдесят девятые" вовсю трудятся! Состоявшихся туристов возят на джип-сафари, в горы. Какой употребляется внедорожник, несложно додуматься: УАЗ, естественно. Одна неудача - господ туристов в армейском, на самом деле, автомобиле, страшно трясет. И редчайший смельчак соглашается на такое испытание повторно, тем паче за свои кровные.
В общем, толк в УАЗах здесь знают. Наш проводник, местный обитатель Юрий, обычно ездит на "Жигулях". Но во дворе у него под навесиком стоит... Верно, "буханка". Кстати, в предстоящем Юрий то и дело ассоциировал новые УАЗы с обычным ему "козликом", исходя из местных критерий эксплуатации. Произнес, меж иным, много увлекательного, и далековато не всегда его сопоставления были в пользу новейшей машины. Но мы заболтались - ведь пора...
...В ГОРЫ
Денек 1-ый - разминка и для людей, и для техники. Дорога, которая ведет нас ввысь, естественно, местами разбита, а местами разъезжена лесовозами. Исходя из убеждений водителя УАЗа - ничего такого особенного. Для большинства привезенных из других стран полноприводников этот маршрут уже представляет трудности. "Паркетные" сюда просто не суются, суровые же машины обычно прекращают восхождение после первого удара блестящим порогом о камень. Зато фотографу тут раздолье: солнечно, воздух по-осеннему прозрачен, виды открываются замечательные - снимать можно стоя, лежа, с колена и с 2-ух рук, по-македонски.
Дорога петляет меж огромными буками, стволы которых напоминают огромные бетонные колонны: ровненькие, сероватые, шероховатые. Внезапно лес обрывается. Пред нами колоритная, еще не тронутая осенью трава, желтоватые крокусы, озерца-болотца, домик пастуха. Это альпийский луг. А вот это - стройка! Чего строите, мужчины? Гостиницу? Любопытно, хватит средств пожить тут неделю в тиши и покое?..
Достаточно лирики - как там УАЗы? Нормально, дороги не из числа тех, что могут испугать суровый вездеход. Правда, на подъемах, покрытых влажной глиной, отдала о для себя знать разница в шинах. Голубая машина, обутая в дорожные К-153, по глине шла куда наименее уверенно, чем белоснежный УАЗ на "зубастых" К-151.
Денек 2-ой: огромные планы и большой облом! Должны были влезть чуть ли не на самую высшую местную гору, но проливной дождик перепутал все карты. Все-же поехали, хотя, скажем сходу, цели не достигнули: речки вспухли, склоны раскисли... Зато вволю поездили на обеих машинах.
3-ий денек - собственного рода контрольная работа. Трасса не длинноватая, но требовательная - затяжные подъемы (крутизной 24-26°), камни, тяжкий, вязкий грунт... Очень нужный денек: почти все подтвердилось, почти все проявилось. А на данный момент начнем излагать...
...СОБСТВЕННЫЕ Воспоминания
Естественно, у обладателя ввезенного внедорожника убранство салона может вызвать только улыбку. Если же подходить с мерками "469-го", то сходу прощаешь все - и несколько старомодный уже интерьер, и твердый пластик обивок, и элементы, сделанные по обходной технологии. Ведь это реальный автомобиль: с нормальными устройствами, комфортными сиденьями, магнитолой. Даже руль по высоте регулируется. Салон просторный, багажник емкий, на ходу - тишь. Что еще нужно? По нашему воззрению, для полного счастья покончить бы с "временными" деталями из АБС-пластика. Ни красы, ни тишины они не добавляют. Еще - малость двинуть вспять фронтальное сидение. А то автомобиль большой, а ноги девать некуда. Не помешали бы большие зеркала заднего вида. В "москвичовские" не особо чего разглядишь, ну и смотрятся они на большенном УАЗе нелепо.
Сейчас о езде. 1-ое, на что обращаешь внимание, карабкаясь по булыжникам - гидроусилитель. На хоть какой скорости, на любом покрытии руль не просит сейчас ломовой силы и не норовит отбить пальцы водителю при попадании колеса в яму (этим обожал баловаться предок). А вот на шоссе усилитель кажется лишне массивным - рулить просто, но ощущать машину в поворотах, в особенности на скорости, трудно. А скорость, меж иным, у такового УАЗа под полторы сотки...
Подвеска, по уазовским меркам, мягенькая. Естественно, машину на бездорожье и трясет, и "козлит", но все познается в сопоставлении. Проехать бы по тому же поселку да на обыкновенном УАЗике, да с "военными" мостами! На асфальте "20 2-ой" вообщем просто класс, но... до первого резкого движения рулем. Ну и накреняется же он! Недаром на белоснежной машине изменена задняя подвеска и введен стабилизатор. Машину уже сделали достаточно высокоскоростной - сейчас, похоже, пробуют сделать более послушливой.
К новейшей коробке, поточнее к механизму переключения, есть претензии. У нее не совершенно рядовая схема переключения, но это не неудача. Ужаснее, что отыскать подходящую передачу без специального навыка нереально. 2-ая - совершенно рядом с задней и никакой блокировки, даже пружины нет либо она очень слаба. 4-ая, в свою очередь, отнесена очень далековато в сторону пассажира... Хотя есть у коробки и нужная для "проходимца" черта: 1-ая размещена напротив задней - комфортно "раскачивать" застрявший автомобиль.
Верхневальный ульяновский мотор еще очевидно сыроват. Никаких механических поломок с ним, к счастью, не случилось, но "мозги" ему еще нужно вправлять: "снизу" тянет так для себя, трогается на подъем без охоты, принуждает держать высочайшие обороты, а когда срабатывает защита от "перекрутки", в самый неподходящий момент сбрасывает обороты до холостых. А остановка среди подъема - штука, понимаете ли, противная. Недаром заводчане возят с собой "ботинок" и натренированы отточенным движением мгновенно подсовывать его под колесо.
Многоклапанный ЗМЗ-409 показал себя в горах лучше, не в последнюю очередь благодаря более "недлинной" главной паре. Так и выходило: белоснежный встал на подъеме, так как мотор скис, а голубий и проехал бы далее, да шины глиной забились... Кстати, о главной передаче. "Длинноватая" пара позволяет сберегать горючее на шоссе, поддерживать более высшую скорость. Но для "проходимца", в особенности в горах, куда важнее припас тяги.
А вообщем машинам больше всего не хватало "правильного" мотора - довольно массивного, с "ломовым" моментом на низких оборотах. Заволжский многоклапанник обладает недюжинными способностями, но на больших оборотах. Новый мотор еще предстоит доводить.
БОЛЬШЕ УАЗов, Не плохих И Различных!
Завод, который давно производит грозные армейско-сельскохозяйственные авто, очевидно решил покончить с утилитарностью собственной продукции и достигнул на этом пути прогресса.
Новенькая машина, непременно, более комфортна, куда легче в управлении - при этом и на проселке, и на шоссе. Видно, что рассчитывали уже не на бойца за рулем, которому утомившись велит "...стойко переносить все тяготы и невзгоды...", а на потребителя, он за эти самые тяготы платить свои Энциклопедия грузовых автомобилей не будет. За что все-таки ему предлагается выложить круглую сумму?
Хоть какой современный внедорожник, коим УАЗ пробует стать, должен соединять внутри себя свойства вездехода и дорожного автомобиля. Забугорные производители таких машин в ближайшее время сделали приметный наклон в сторону дорожных свойств, иногда во вред проходимости. УАЗ не такой - его коньком как и раньше остаются внедорожные свойства. За новым кузовом, мягеньким салоном и иными атрибутами цивилизации прячется злобный покоритель бездорожья. Тут новичок навряд ли очень уступит предшественнику. На шоссе новый автомобиль, куда более комфортный и высокоскоростной, хорошо бы научить неплохим манерам. Огромные наклоны кузова, усилитель руля, фактически лишающий водителя оборотной связи, "ватные" тормоза - все это не позволяет пока на асфальте считать поведение УАЗа примерным.
По сути никому еще не удалось скооперировать в одной машине свойства "Порше" и "Хаммера". Ведь хоть какой компромисс предполагает улучшение 1-го параметра за счет ухудшения другого. УАЗ же сейчас имеет реальную возможность застрелить 2-ух зайцев - в производстве и авто нового семейства, и старенькые утилитарные "козлики". 1-ые при условии кропотливой доводки дорожных свойств (даже ценой некого понижения проходимости) могут стать всеполноценным "асфальтовым" внедорожником. Ну а "старичок" как и раньше вне конкуренции в разряде максимально дешевеньких "чистокровных" вездеходов. К тому же новенькая модель может поддерживать ветерана более современными узлами и агрегатами. Именно тогда у покупателя будет реальный выбор. Один грезит о большенном прекрасном внедорожнике, но не имеет огромных средств - вот вам российский аналог, пусть и наименее совершенный, но по кармашку. Другому нужна машина рабочая - получите старенькый УАЗ: престижу ноль, зато и по горам лазить, и навоз возить, и пушечку тянуть, если необходимо. Каждому - свое!
Фото Игоря ТВЕРДУНОВА
УАЗ-3162УАЗ-3162
УАЗ-3162
УАЗ-3162УАЗ-3162

г.