ЗЛАЯ ЗЕБРА
ЗЛАЯ "ЗЕБРА"
Тест
ЗЛАЯ "ЗЕБРА"
Нанесенные ради нашей безопасности белоснежные полосы могут стать небезопасными! И нужно для этого малость - всего-навсего чтоб прошел дождик.
Анатолий КАРПЕНКОВ, Антон ЧУЙКИН
Обычно весной, часто летом, время от времени осенью и круглый год перед праздничками городские улицы декорируют свежайшей разметкой. В ближайшее время больше используют пластик - ровненькие гладкие полосы всегда отлично приметны, ну и служат вдвое подольше обычной краски. Вот только...
Пищу, СКОЛЬЗЯ
Представьте - широкий проспект, размеченный белоснежными полосами, обильно поливает осенний дождик. Соблюдая все правила движения, мы катим по асфальту под мерное постукивание "дворников". Скоро перестраиваться - включаем "поворотник" и добавляем газку, чтоб без помех влиться в примыкающий ряд. Пересекаем прерывающуюся разметку... и вдруг несильный, но осязаемый рывок от ведущих колес - будто бы на мгновение автомобиль вышел из-под контроля. Но мы уже перестроились, машина идет ровно... забудем.
Впереди светофор, а в нескольких метрах до стоп-линии пешеходная "зебра". Красноватый! Начинаем плавненько, но энергично тормозить, переход все поближе, и вот уже фронтальные колеса наезжают на белоснежный пластик. Ого! Такое чувство, что "зебра" оживилась и пробует скинуть с себя ездока: заблокированные колеса уносят автомобиль вперед и вбок, с разметки на асфальт... Где мы уже расслабленно завершаем торможение. Забудем? Сейчас нет.
Лучше попробуем беспристрастно оценить, как усугубляется сцепление с дорогой, когда колеса попадают на пластиковое покрытие.
Заручившись поддержкой ГИБДД Юго-Западного окрестность столицы и вооружившись аппаратурой, мы оккупировали пешеходный переход на одной из окружных пустынных улиц. Тесты практически ошарашили (табл. 1). На сухой дороге коэффициенты сцепления колеса с асфальтом и пластиком "зебры" различаются очень некординально - за рулем это фактически не чувствуется. Но стоит увлажнить покрытие, как разница растет до очень приметных 27,4%! Такое уже не спишешь на погрешность, особенности методик и т.д. Вобщем, сами по для себя коэффициенты не достаточно что молвят водителю.
Продолжим тесты серией торможений. Перед каждым разгоняем автомобиль до 60 км/ч. Определять будем усилие на педали тормоза, при котором колеса блокируются (табл. 2). Полутора-двукратная разница меж сухим и увлажненным асфальтобетоном полностью понятна, объяснима и в общем-то неопасна. Каждый шофер, зная, что влажная дорога более скользкая, в дождик сбавляет скорость, аккуратнее пользуется тормозами. К тому же участки "сухо-мокро" чередуются нечасто, другими словами привыкать нужно все таки к какому-то одному виду покрытия.
По-настоящему небезопасно не нехорошее сцепление колеса с дорогой, а его резкое, внезапное изменение. При наезде на пластиковую разметку усилие на педали, при котором колеса "берут на юз", падает в два-три раза! Шофер не готов к такому повороту событий - он привык к влажному асфальту, оценил, как неопасно тут тормозить, и вдруг... Несильно, как обычно, надавил на тормоз - и машину понесло. Если вспомнить, что полосы разметки в особенности густы у светофоров, имеющих обыкновение переключаться на красноватый, в момент когда к ним подлетаешь... жутко!
ЗАКОН Жесток... И НЕСПРАВЕДЛИВ
И самое нехорошее, что утрата управления, вероятные заносы и сносы при насыщенном (но еще не критическом!) замедлении и энергичном разгоне... запрограммированы ГОСТом! Оказывается, скользкая разметка - не вина определенных дорожных рабочих, не брак материала, а норма, построенная в этот ранг муниципальным эталоном (см. "Нашу справку"). Остается только подивиться "компетентности" составителей документа. Кстати, независящие представители дорожной науки, химики (даже не автомобилисты!) считают, что коэффициенты сцепления колеса с асфальтом и разметкой не должны отличаться совсем. Более того, понятно, как конкретно этого достигнуть. Как досадно бы это не звучало, их мировоззрение создателям небезопасного ГОСТа неинтересно...
С надеждой, что в еще одну редакцию эталона занесут нужные конфигурации, мы все-же напоминаем обыкновенные правила воззвания с сегодняшней - скользкой - пластмассовой разметкой:
- на влажных шоссе, улице, проспекте с пластмассовой разметкой вам придется иметь дело с 2-мя типами покрытий, резко отличающихся сцепными качествами;
- по способности осуществляйте поворот, торможение и разгон, не наезжая на разметку;
- попав на белоснежную линию хотя бы одним колесом, ограничьте усилие на педали тормоза, постарайтесь плавненько сместиться на асфальт;
- если вы теряете контроль над машиной, оказавшись на "густой" разметке (типа "зебры"), откажитесь от резких действий рулем и педалями - к счастью, пластик укрывает маленький кусок дороги, а, выскочив на асфальт, совладать с автомобилем вам будет легче.
Чтоб высчитать коэффициент сцепления, мы принудили "четверку" на штатных шинах Бл-85 буксовать на различных видах покрытия. Даже малость протерли шкуру "зебры"...
Торможением на сухой и влажной дороге определяли усилие на педали. Даже по клевку автомобиля видно, как лучше замедление посуху. Направьте внимание - на увлажненной разметке колеса блокируются!
Те же упражнения повторили и на автомобиле с ввезенными шинами. Разница меж коэффициентами сцепления на различных покрытиях оказалась приблизительно таковой же.
Наша справка
Характеристики РАЗМЕТКИ РЕГЛАМЕНТИРУЕТ ГОСТ Р 51256-99 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и главные характеристики. Общие технические требования", разработанный ГП "РОСДОРНИИ" вместе с НИЦ ГИБДД МВД Рф. Пункт 4.5: "Коэффициент сцепления горизонтальной разметки в хоть какой период эксплуатации не должен отличаться более чем на 25% от значения коэффициента сцепления покрытия, на котором эта разметка нанесена." Выходит, что скользили мы практически "по закону"! Навряд ли 2,4% сверх величины, обозначенной в ГОСТе, оказали существенное воздействие на сцепные характеристики шин на разметке...
Фото Владимира ТРУСОВА