ДУЕТ, НО НЕ ГРЕЕТ
ДУЕТ, НО НЕ ГРЕЕТ
КЛУБ Автовладельцев
Прирожденный Недостаток
ДУЕТ, НО НЕ ГРЕЕТ
О том, что в системе отопления и вентиляции переднеприводных "самар" с "высочайшей" панелью что-то неблагополучно, - понятно издавна. С самого начала обладатели таких машин сетовали: в салоне холодно, обмерзает ветровое стекло, жаркий воздух греет... магнитолу. Попробуем все-же разобраться, отчего такое происходит.
Геннадий ЛЕБЕДЕВ, Анатолий КАРПЕНКОВ
Для начала провели опыт: в 3-х автомобилях (VAZ 21093 с "высочайшей" и "низкой" панелями, также, для сопоставления, "Шкоде-Фелиция") измерили скорость воздуха, выходящего из сопел системы вентиляции, при этом у каждого сопла в нескольких точках и при различных режимах. Чтоб не "громоздить" числа, в таблице приведем средние значения только для 2-ой скорости вентилятора. "Высшую" панель после замеров разобрали и попытались убрать самые приметные недостатки. Потом измерения повторили.
Вентиляция на подопытных автомобилях работала в 3-х режимах:
1. "Отогреваем стекло" - весь воздух ориентирован ввысь, центральные сопла на панели закрыты.
2. "Греем салон" - воздух ввысь, центральные сопла открыты.
3. "Едем зимой" - воздух ввысь и вниз, все сопла открыты.
Схема подачи воздуха в салон "Самары" с "высочайшей" панелью показана на рисунке, а результаты измерений - в таблице. У "Фелиции" сопла размещены так же, а на "девяточной" "низкой" панели нет малеханьких боковых дефлекторов, через которые обдуваются боковые стекла.
Режим № 1. ВАЗ с "высочайшей" панелью уверенно "дует" в боковые сопла и достаточно вяло на стекло. При всем этом перед пассажиром стекло обдувается лучше, чем перед водителем! Центральные сопла, даже закрытые, воздух все таки пропускают. Панель разобрали (см. раздел "Своими силами") и проклеили все щели в воздуховодах. После таковой "модернизации" воздух стал лучше поступать на стекло, а вот "уклон" на право сохранился.
На "Самаре" с "низкой" панелью воздух лучше идет к стеклу (что от него и требуется), чем в боковые сопла. В рассредотачивании потоков также приметен легкий "правый уклон". "Фелиция" в этом режиме подает весь воздух лишь на стекло.
Как уже было сказано, скорость воздуха определяли в почти всех точках. По этим данным выстроили график, который охарактеризовывает рассредотачивание воздуха, поступающего на ветровое стекло.
Режим № 2. На "девятке" с "высочайшей" панелью ситуация практически не поменялась. Воздух идет через боковые и открытые сейчас центральные сопла и еще наименее охотно обдувает стекло. "Модернизация" вдохновляет дуть на стекло более интенсивно, но в корне картины не меняет.
На машине с "низкой" панелью потоки распределены довольно умеренно, как и на "Шкоде".
Режим № 3. "Высочайшая" панель вновь "прославилась". Воздух в ноги задних пассажиров практически не поступает, к фронтальным идет слабо, как и на стекло. Снова все "выдувает" через центральные и боковые сопла на панели. "Модернизация" несколько улучшает подачу воздуха к ногам.
"Низкая" панель: те же "ножные" трудности, но наилучший, чем в первом случае, обдув стекла.
В "Фелиции" воздух идеальнее всего поступает к ногам сидячих впереди и через боковые сопла на панели, чуток ужаснее через центральные сопла и на стекло и совершенно слабо дует вспять.
Итак, что мы намерили? А вот что: на "самарах" с "высочайшей" панелью во всевозможных режимах недостаточно интенсивно обдувается ветровое стекло. При всем этом лучше дует справа, перед пассажиром, хотя по логике должно быть напротив. Все исследуемые авто "морозят" сидячих сзади, а российские не жалуют и ноги фронтальных седоков. Сопла на "высочайшей" панели у ВАЗов запираются негерметично.
Сейчас вскроем несчастную "высшую" панель и попробуем разобраться, отчего это происходит. С негерметичностью заслонок все ясно - по-другому и быть не может. Заслонка перекрывает воздуховод, но оставляет открытыми маленькие щели, как будто специально для этого изготовленные. "Несимметричный" забор воздуха к вентилятору (справа), судя по всему, и есть причина того, что через правые сопла воздух лучше поступает в салон. Часто в системе отопления и вентиляции автомобилей употребляют две крыльчатки, помещаемые на обоих концах вала электродвигателя. За примерами далековато ходить не нужно - "40 1-ый" "Москвич". Но в "Самаре", как досадно бы это не звучало, крыльчатка одна...
Ноги задних пассажиров не могут не зябнуть. Выходной патрубок отопителя и лежащий на тоннеле пола воздуховод не стыкуются ни по высоте, ни по периметру. Попытайтесь подуть в трубу огромного поперечника, не прижимая к ней губки, а лучше с некого расстояния - эффект приблизительно тот же.
А сейчас о слабеньком обдуве ветрового стекла. В "Самаре" с "низкой" панелью и "Шкоде" короба воздуховодов - это, на самом деле, отдельные Ремонт и эксплуатация, спрятанные под панелью. В "высочайшей" же панели короб образуют Ремонт и эксплуатация самой панели: одна - нижняя часть короба, другая - верхняя. Выходит, что разъем идет по всей длине воздуховода. И это при известном качестве наших пластмассовых деталей! Щелей более чем довольно, а заводской уплотнитель - поролон - в нашей "девяносто третьей" местами смялся, местами выпал вовнутрь короба. Вот и гуляет ветер в панели.
Кстати, об упомянутом обогреве магнитолы. В воздуховоде, который идет к центральным соплам на панели, есть ничем не закрытая щель шириной в палец. Через нее, похоже, и идет обогрев "музыки", а не считая этого, раздуваются по "нутру" панели пепел и окурки из закрытой пепельницы.
Еще несколько увлекательных наблюдений. Заслонка, распределяющая потоки воздуха, на нашей машине была покороблена и запиралась неплотно. Но привод ее, в любом случае, изготовлен так, что она или до конца раскрывается (но тогда не стопроцентно запирается), или напротив...
Может быть, "высочайшая" панель прекрасная, престижная и технологичная. Может быть даже, что при должном качестве производства она не так и плоха. Но в том виде, в каком есть, критики не выдерживает. Система отопления и вентиляции даже в сопоставлении с "низкой" панелью работает отвратно. Хорошо была бы новенькая конструкция, так ведь выпускается она уже много лет. А поэтому понятно много методов ее самостоятельного "исцеления". Самым обычным методом - проклеив оконным уплотнителем все соединения и щели, - мы несколько улучшили обдув стекла, и воздух стал поступать в ноги. Но "глобально" воздействовать на рассредотачивание его потоков нам так и не удалось.
СХЕМА Рассредотачивания ВОЗДУШНЫХ ПОТОКОВ
Скорости воздуха на выходе из соответственных сопел даны в таблицах.
Заводские поролоновые уплотнители смотрятся плачевно.
Отлично видна нижняя "половинка" воздуховода с направляющими ребрами хитрецкой конфигурации.
Деталь панели доработана при помощи... оконного уплотнителя из хозяйственного магазина.
ГРАФИК ПРИМЕРНОГО Рассредотачивания ПОТОКА ВОЗДУХА ПО ВЕТРОВОМУ СТЕКЛУ