НАУКА ЗАРЯЖАТЬ
НАУКА ЗАРЯЖАТЬ
/ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ
НАУКА ЗАРЯЖАТЬ
О ВЫБОРЕ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ. Мировоззрение Спеца
ТЕКСТ / ВЛАДИМИР ЯГНЯТИНСКИЙ, К.Т.Н.
Чтоб верно избрать новейшую аккумуляторную батарею, есть два пути: всецело и без оглядки довериться «знатоку» либо рассчитывать на собственные познания. Тем, кому по нраву 2-ой путь, предназначено все произнесенное ниже.
О ЧЕМ Молвят Эталоны
Для начала необходимо обусловиться с емкостью и полярностью батареи, не запамятывая и о токе разряда. Чем он выше, тем лучше пусковые характеристики батареи, что в особенности принципиально зимой. Но, сравнивая токи, нареченные производителями, следует держать в голове, что их могут указывать в 2-ух разных эталонах. В русском ГОСТ 959-91 и германском DIN 43539 (часть 2) указан ток разряда при температуре минус 18°С, когда напряжение на 30-й секунде разряда будет не ниже 9 В. Характеристики эталона США – SAE J537 и нового эталона Евросоюза EN именуются током прохладной прокрутки и определяются как ток, при котором напряжение на 30-й секунде (SAE) либо 10-й секунде (EN) разряда будет не ниже 7,2 и 7,5 В соответственно. Батарея размером со стандартную «жигулевскую» не может иметь ток разряда по ГОСТ либо DIN больше, чем 275 – 300 А. Потому надпись 400 – 430 А значит, что ток указан по SAE либо EN.
Отношение тока прохладной прокрутки к току разряда по ГОСТ для современных батарей составляет 1,6–1,7. С 01.01.2002 в Рф вступит в действие новый эталон, согласно которому и на российских батареях будет указываться ток прохладной прокрутки по EN.
КАКИЕ БЫВАЮТ БАТАРЕИ?
Новые батареи, как понятно, выпускают 2-ух видов: сухозаряженные, либо залитые, и заряженные. Создание и реализация незаряженных батарей не допускается. Залитые и заряженные готовы к использованию сходу после производства, но, так как до реализации проходит некое время, до эксплуатации их лучше зарядить. Срок хранения залитых батарей, обычно, ограничен и зависимо от используемых сплавов составляет от 6 (для малосурьмяных сплавов) до 18 (для кальциевых) месяцев без утраты общего ресурса. Сухозаряженные батареи созданы для более долгого хранения – от 3 до 5 лет. При всем этом в течение первого года после производства такие батареи должны соответствовать определенным требованиям по разрядным чертам, снимаемым через 20 мин после их заливки электролитом без подзаряда. По истечении года подзаряд уже обязателен. В целом же для наилучшего исходного состояния батареи и продления срока ее эксплуатации рекомендуется заряжать перед установкой на автомобиль всякую батарею.
ДЕЛАЕМ «ЗАРЯДКУ»
Можно ли использовать батарею большей емкости, ежели «родная»? Генератор управится с зарядом хоть какой батареи, если глубина ее разряда невелика. Другое дело, если по каким-то причинам она «подсела» основательно – в данном случае ее нужно зарядить от наружного источника, в особенности если батарея «больше» штатной. Для этих целей выпускают устройства, реализующие заряд неизменным током, неизменным напряжением либо же комбинированный заряд.
Заряд неизменным током делается, обычно, при токе, равном 0,1 от величины номинальной емкости батареи. Аспектом окончания заряда может служить всепостоянство плотности электролита и всепостоянство напряжения на выводах батареи в течение последних 2–3 часов заряда. Конечная плотность электролита для средней полосы составляет 1,26–1,28 г/см3. Для современных батарей принципиально, чтоб напряжение в конце заряда было более 16,0–16,4 В.
Заряд при неизменном напряжении, как и комбинированный, обычно реализуется в автоматических зарядных устройствах. Этот режим целенаправлено использовать для батарей без пробок для доливки дистиллированной воды. Процесс заряда в данном случае продолжительнее, чем при неизменном токе, но малая величина тока не приводит к насыщенному «кипению» электролита.
Комбинированный заряд состоит из 2-ух шагов. На первом заряд батареи на 50–60% происходит в форсированном режиме при неизменном напряжении, окончательный же идет при токе, равном 0,05 от емкости.
Как насчет стопроцентно необслуживаемых батарей? Условие такое – электрическое оборудование вашего автомобиля должно быть исправным! Напряжение на выводах батареи при работающем движке – 13,9–14,1 В; если же оно будет ниже, то степень заряженности батареи не обеспечит надежного запуска прохладного мотора. Не считая того, долгая эксплуатация недозаряженной батареи приведет к усиленной сульфатации электродов и понижению ее работоспособности. А при температурах ниже минус 25°С батарея, разряженная более чем на одну вторую, может просто замерзнуть. В случае перезаряда происходит разложение воды. При всем этом выделяющийся на положительной пластинке кислород ускоряет коррозию решетки. Не считая того, падает уровень электролита и возрастает его плотность, что также понижает срок службы батареи, в конце концов, оголяются верхние кромки пластинок и под крышкой накапливается большой объем взрывоопасной консистенции.
Современные необслуживаемые батареи более устойчивы к перезаряду, чем классические батареи. При всем этом чем меньше содержится в сплаве сурьмы, тем лучше батареи «терпят» завышенное напряжение.
ЕЩЕ Малость ТЕОРИИ
Современные необслуживаемые батареи условно можно поделить на три вида: с малосурьмяными (наименее 2,5%) сплавами электродов, гибридные батареи (положительный электрод – малосурьмяный, а отрицательный – свинцово-кальциевый) и батареи, у каких все электроды сделаны из свинцово-кальциевого сплава. У первой группы батарей расход воды приблизительно 4–6 г/А.ч, они теряют около 45–50% емкости за 8 месяцев бездействия за счет саморазряда. Конкретно к этой категории относятся все российские батареи. У гибридных батарей расход воды составляет 1,5–2 г/А.ч, а утрата емкости от саморазряда равна приблизительно 50% за 11–12 месяцев. В конце концов, последняя группа батарей гарантирует 1 г/А.ч, потому они выпускаются без пробок. Саморазряд таких изделий – наименее 50% за 18 месяцев. Следует держать в голове, что после 2-3 глубочайших разрядов их емкость понижается в два раза, а вернуть ее нереально (вот почему их советуют использовать лишь на импортных машинах со размеренной системой электрического оборудования). Для устранения этого недостатка в свинцово-кальциевый сплав добавляют серебро.
Гарантийной подмене подлежат батареи с недостатком производства – обрывом электронной цепи вследствие плохой сварки, внутренним замыканием из-за поломки либо смещения сепаратора, поломкой полюсных мостов и т. п. Потому не воспринимайте термин «необслуживаемая» как управление к бездействию и часто контролируйте электрическое оборудование вашей машины. Степень заряженности батарей с пробками проверяем ареометром, а при отсутствии пробок – косвенным методом по величине ЭДС согласно приведенной таблице. При всем этом определять ЭДС нужно не ранее чем через 8 часов после выключения мотора – идеальнее всего это делать днем после ночного «отдыха» машины. z