Ремонт, заряд, контроль и хранение аккума

Ремонт, заряд, контроль и хранение аккума

1.1. Ремонт и восстановление аккума

Конструкция АКБ не предугадывает их ремонта в процессе использования в части подмены блоков пластинок в аккумах, крышки либо корпуса. Этого не делают даже на заводах-изготовителях. Если в новейшей АКБ найден недостаток, её утилизируют.

Другое дело, если у АКБ малозначительное повреждение пластмассовых корпуса либо крышки, приведшее к течи электролита. Повреждения, не затронувшие целостность пластинок и сепараторов в ячейках, поддаются ремонту при помощи термический сварки: поверхность места повреждения и кусок из аналогичной пластмассы сразу нагревают до размягчения и плотно придавливают на 2-3 минутки. Потом, при помощи нагретого паяльничка и специального пластмассового припоя обрабатывают края наложенного куска. Трещинкы на корпусе и крышке можно заделать без наложения куска, а только нагретым припоем. Если АКБ с покоробленным корпусом хранилась без электролита в покоробленной ячейке более недели, то после ремонта (и заливки электролита в ремонтную ячейку) такую АКБ нужно подвергнуть двухкратному заряду-разряду для восстановления работоспособности ремонтной ячейки.

В большинстве случаев повреждения корпуса происходят, если АКБ не закреплена на установочной площадке, острые борта которой повреждают корпус по основанию (днищу). Время от времени на крутых поворотах незакрепленную батарею повреждает вентилятор мотора. Потому одно из критерий для обеспечения ее обычной работы - непременное закрепление на рабочей площадке.

1.2. Заряд аккума

Заряд свинцовых аккумуляторных батарей нужно создавать от источника неизменного (выпрямленного) тока. Можно использовать любые выпрямители, допускающие регулировку зарядного тока либо напряжения. При всем этом зарядное устройство, созданное для заряда одной 12-вольтовой батареи, должно обеспечить возможность роста зарядного напряжения до 16,0-16,5 В, так как по другому не получится зарядить современную необслуживаемую аккумуляторную батарею стопроцентно (до 100% ее фактической емкости).

Положительный провод (клемму) зарядного устройства соединяют с положительным выводом батареи, отрицательный - с отрицательным.

В практике эксплуатации пользуются, обычно, одним из 2-ух способов заряда батареи: заряд при всепостоянстве тока либо заряд при всепостоянстве напряжения. Оба эти способа равноценны исходя из убеждений их воздействия на долговечность батареи. При выборе зарядного устройства следует управляться информацией, приведенной ниже.

Заряд при всепостоянстве тока

Заряд батареи делается при неизменной величине зарядного тока, равной 0,1 С20 (0,1 от номинальной емкости при 20-часовом режиме разряда). Это означает, что для батареи емкостью 60 А/ч ток заряда должен быть равен 6 А. Для поддержания всепостоянства тока в течение всего процесса заряда нужно регулирующее устройство.

Недочет такового метода - необходимость неизменного (каждые 1-2 часа) контроля и регулирования зарядного тока, также обильное газовыделение в конце заряда. Для понижения газовыделения и увеличения степени заряженности батареи целенаправлено ступенчатое понижение силы тока по мере роста зарядного напряжения. Когда напряжение достигнет 14,4 В, зарядный ток уменьшают вдвое (3 Ампера для батареи емкостью 60 А/ч) и при таком токе продолжают заряд до начала газовыделения. При заряде батарей последнего поколения, которые не имеют отверстий для доливки воды, целенаправлено при увеличении зарядного напряжения до 15 В снова уменьшить ток вдвое (1,5 А для батарей емкостью 60 А/ч).

Батарея считается стопроцентно заряженной, когда ток и напряжение при заряде сохраняются без конфигурации в течение 1-2 часов. Для современных необслуживаемых батарей такое состояние наступает при напряжении 16,3-16,4 В зависимо от состава сплавов решеток и чистоты электролита (при его обычном уровне).

Заряд при всепостоянстве напряжения

При заряде этим способом степень заряженности АКБ по окончании заряда впрямую находится в зависимости от величины зарядного напряжения, которое обеспечивает зарядное устройство. Так, к примеру, за 24 часа непрерывного заряда при напряжении 14,4 В стопроцентно разряженная 12-вольтовая батарея зарядится на 75-85%, при напряжении 15 В - на 85-90%, а при напряжении 16 В - на 95-97%. Стопроцентно зарядить разряженную батарею в течение 20-24 часов можно при напряжении зарядного устройства 16,3-16,4 В.

В 1-ый момент включения тока его величина может достигать 40-50 А и поболее, зависимо от внутреннего сопротивления (емкости) и глубины разряда батареи. Потому зарядное устройство пичкают схемными решениями, ограничивающими наибольший ток заряда.

По мере заряда напряжение на выводах батареи равномерно приближается к напряжению зарядного устройства, а величина зарядного тока, соответственно, понижается и приближается к нулю в конце заряда (если величина зарядного напряжения выпрямителя ниже напряжения начала газовыделения). Это позволяет создавать заряд без роли человека в стопроцентно автоматическом режиме. Неверно аспектом окончания заряда в схожих устройствах считают достижение напряжения на выводах батареи при ее заряде, равного 14,4+0,1 В. При всем этом, обычно, зажигается зеленоватый сигнал, служащий индикатором заслуги данного конечного напряжения, другими словами окончания заряда. Но, для удовлетворительного (на 90-95%) заряда современных необслуживаемых АКБ при помощи схожих зарядных устройств, имеющих наибольшее зарядное напряжение 14,4-14,5 В, будет нужно около суток.

Заряд батареи на автомобиле

При эксплуатации АКБ на автомобиле ее заряд происходит при неизменном напряжении. Производители автомобилей по согласованию с разработчиками батарей устанавливают уровень зарядного напряжения 14,1±0,2 В, что ниже напряжения насыщенного газовыделения. С снижением температуры эффективность заряда при неизменном напряжении миниатюризируется из-за роста внутреннего сопротивления батареи. Потому АКБ на автомобиле не всегда восстанавливает свою емкость после разряда стопроцентно. Зимой степень заряженности батареи -70-75%, если напряжение на ее клеммах 13,9-14,3 В. Потому зимой (при низких температурах, нередких и долгих запусках прохладного мотора и маленьких пробегах) целенаправлено временами (лучше не пореже 1-го раза за месяц) создавать заряд АКБ от стационарного зарядного устройства при положительной температуре.

1.3. Проверка НРЦ и плотности электролита

Для того, чтоб замедлить старение АКБ, нужно делать несколько главных требований по контролю за состоянием батареи и электрического оборудования автомобиля. Проверка напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) проводится через 6-8 часов после выключения мотора (либо зарядного тока при заряде от наружного зарядного устройства). Напряжение на клеммах батареи измеряется при помощи вольтметра. Значение НРЦ зависимо от степени заряженности батареи приведено в табл. 1. Степень заряженности также совершенно точно связана и с плотностью электролита АКБ (рис. 4) .

При неотказной эксплуатации необслуживаемой батареи, которая не имеет пробок, довольно один раз в 3-4 месяца инспектировать ее НРЦ с целью определения состояния заряженности в согласовании с табл. 1. Если же появляются трудности с запуском мотора, нужно проверить исправность электрического оборудования (см. главы 4.4 и 4.5). У стопроцентно заряженной батареи плотность электролита составляет 1,28±0,01 г/см3. Линейно снижаясь, по мере разряда АКБ, она составляет 1,20±0,01 г/см3 у батарей, степень заряженности которых снизилась до

50%. У стопроцентно разряженной батареи плотность электролита составляет 1,10±0,01 г/см3.

Если значение плотности во всех аккумах ("банках") идиентично (с разбросом ±0,01 г/см3), это гласит об отсутствии внутренних замыканий. При наличии внутреннего недлинного замыкания плотность электролита в дефектном аккуме будет существенно ниже, чем в других ячейках.

Для измерения плотности используют ареометры со сменными денсиметрами для измерения плотности разных жидкостей, к примеру, антифриза с плотностью от 1,0 до 1,1 г/см3 либо электролита с плотностью от 1,1 до 1,3 г/см3.

Универсальный ареометр показан на рис.5. При измерении поплавок не должен касаться стен цилиндрической части стеклянной трубки. Сразу нужно замерить температуру электролита. Итог измерения плотности приводят к +25°С. Для этого к свидетельствам денсиметра нужно прибавить либо отнять поправку, полученную при помощи табл. 2 (в согласовании со знаком обозначенного значения поправки).

Если при измерении окажется, что НРЦ ниже 12,6 В, а плотность электролита ниже 1,24 г/см3, батарею нужно зарядить и проверить зарядное напряжение на ее клеммах при работающем движке.

1.4. Проверка напряжения на батарее при работающем движке

Перед проверкой нужно убедиться, что батарея заряжена до напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) не ниже 12,6 В либо что плотность электролита не ниже 1,26 г/см3 при обычном его уровне. Если АКБ недозаряжена, ее следует зарядить при помощи наружного зарядного устройства. Уровень электролита нужно довести до нормы, доливая дистиллированную воду.

После того, как батарея приведена в обычное состояние, нужно запустить движок и установить его обороты на уровне 1500-2000 мин1. Потом нужно включить далекий свет и измерить при помощи вольтметра напряжение на клеммах батареи.

Если напряжение находится в границах 13,9-14,3 В, означает система работает в режиме, который может обеспечить заряд АКБ.

Отклонение в наименьшую сторону может стать предпосылкой недозаряда, а в огромную сторону - перезаряда. Хотя следует учесть, что свои поправки может внести интенсивность эксплуатации автомобиля. Последствия долговременной эксплуатации с такими отклонениями описаны в прошлых разделах.

Часто недозаряд батареи бывает следствием ослабления натяжения ремня привода генератора

1.5. Проверка наличия утечек в системе электрического оборудования

Для таковой проверки нужно иметь амперметр с наибольшей величиной измеряемого неизменного тока до 10 А.

Клемму, соединенную с массой автомобиля (и в российских, и в привезенных из других стран автомобилях - отрицательная), отсоединяют от полюсного вывода батареи и в разрыв цепи включают амперметр. При всем этом все потребители автомобиля, в том числе сигнализация, должны быть выключены.

При исправном электрическом оборудовании, зависимо от особенностей электрического оборудования определенных автомобилей, показание амперметра не будет превосходить 10 мА. Такие утечки не оказывают вредного воздействия при бездействии автомобиля в течение 1-3 месяцев. При включенной сигнализации потребление тока может вырасти до 20-30 мА. Это означает, что время бездействия автомобиля не должно превосходить в таком состоянии 3-х недель в летнее время и 10-и дней зимой. По другому батарея разрядится от сигнализации так, что не сумеет запустить прохладный движок.

Если ток утечки больше 30 мА, нужно отыскать и убрать причину.

Для защиты батареи от утечек тока при продолжительном бездействии автомобиля рекомендуется отключать на это время клеммы бортовой сети от полюсных выводов аккумуляторной батареи, другими словами снимать один из наконечников с полюсного вывода батареи.

1.6. Если батарея не запустила движок...

Пуск мотора нужно создавать краткосрочными попытками по 5-10 секунд с паузами меж ними более одной минутки. Если после 3-х попыток попорядку движок не проявляет "признаков жизни", хотя стартер "крутит" его как обычно, нужно закончить глупые пробы и выискать причину, из-за которой движок не работает. Только обнаружив и устранив неисправность, следует возобновить пробы запуска, по другому батарея разрядится.

Если же стартер плохо, очень медлительно, "с натугой" проворачивает движок, это гласит о потере работоспособности батареи. Сперва нужно проверить плотность электролита в каждом аккуме, а если нет пробок - напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) батареи. Проверку НРЦ следует проводить через 15-20 минут после пробы запуска. Если НРЦ ниже 12,5 В, означает батарея разряжена и ее нужно зарядить. Плотность электролита у разряженной батареи будет приблизительно схожей во всех аккумах. Сразу с зарядом АКБ нужно убрать причину ее глубочайшего разряда. Если же в одном из аккумов плотность электролита существенно (более чем на 0,1 г/см3) ниже, чем в других, это гласит о вероятном внутреннем маленьком замыкании (КЗ). В данном случае, если батарея еще не исчерпала гарантийный срок, следует обратиться в сервисный центр либо к торговцу (см. гарантийный талон).

Бывает, что, при попытке зарядить батарею, ее обладатель лицезреет отсутствие тока на зарядном устройстве. При всем этом НРЦ батареи не превосходит 10В. Совместно с тем плотность электролита близка к обычной и фактически схожа (±0,01 г/см3) во всех аккумах. Обычно, это гласит о наличии обрыва цепи меж "банками" (примыкающими аккумами) либо в полюсном выводе.

1.7. Как верно хранить АКБ

Хранить сухозаряженные батареи можно в любом неотапливаемом помещении. Единственное условие - они не должны подвергаться воздействию прямых солнечных лучей. Батареи в пластмассовых моноблоках лучше хранить в закрытых помещениях с малой освещенностью, потому что броский свет ускоряет процесс старения полимерного материала моноблока.

При хранении сухозаряженных батарей пробки должны быть плотно закручены, а все герметизирующие выступы либо особые заглушки не обязаны иметь повреждений - тогда влага не попадет вовнутрь АКБ и после заливки электролита и пропитки она резвее зарядится до обычного рабочего состояния.

При хранении батарей нужно управляться советами производителя. Обычно советуют хранить АКБ в вертикальном положении выводами ввысь на поддонах в заводской упаковке либо на особых стеллажах.

При хранении залитых АКБ могут быть две ситуации:

1. Хранение новых батарей перед вводом в эксплуатацию; 2. Хранение в связи с временным перерывом в процессе использования.

В обоих случаях до хранения нужно найти состояние заряженности батареи, измерив плотность электролита в аккумах. Если пробки не предусмотрены конструкцией, следует измерить НРЦ батареи. В случае, если плотность электролита ниже 1,26 г/см3 либо НРЦ ниже 12,6 В, батарею следует зарядить согласно аннотации по эксплуатации. В АКБ с пробками при заряде уровень и плотность электролита нужно довести до значений, обозначенных в аннотации (но более 15-20 мм над блоком пластинок).

Стопроцентно заряженные необслуживаемые батареи можно хранить до 1-го года. При всем этом, зависимо от их выполнения (сплав решеток, чистота электролита, вид сепараторов) и степени износа, также температуры среды, саморазряд после года хранения может составить 25-60%. Малый саморазряд характерен для батарей с токоотводами из свинцово-кальциевых сплавов при температуре в хранилище не выше 0°С. Средний саморазряд при реальных критериях хранения в неотапливаемом помещении составляет 25-50% за год зависимо от выполнения батареи.

Саморазряд батарей возрастает по мере их эксплуатации. Потому, при хранении АКБ, работавших более 1 ,5-2 лет, нужно не пореже 1-го раза в три месяца инспектировать плотность электролита либо НРЦ. При понижении их ниже допустимых значений, обозначенных ранее, заряжать хранящиеся батареи. Это позволит исключить глубочайший разряд и образование льда в батарее, потому что у очень разряженных батарей электролит низкой плотности может замерзнуть.

При хранении АКБ в связи с временным перерывом в процессе использования конкретно на автомобиле следует отключать батарею от бортовой сети. Если же это нереально, нужно в процессе бездействия заряжать батарею с периодичностью, определяемой на основании данных о потреблении энергии включенной сигнализацией. За время бездействия АКБ не должна разряжаться более, чем на 30%.

Сливать электролит из залитых батарей на время бездействия нельзя - по другому они не будут работать при заливке электролита после хранения.

Полюсные выводы АКБ на время хранения нужно смазать нейтральной консистентной смазкой для защиты от окисления их поверхностей.

1.8."Дайте "прикурить" !

От глубоко разряженной (из-за неисправности электрического оборудования либо оставления во время долговременной стоянки включенных потребителей тока) аккумуляторной батареи обычно не удается выполнить запуск мотора. В данном случае делему запуска мотора можно решить при помощи АКБ другого автомобиля. Для этого употребляют способ "прикуривания", для которого нужны два провода с "наконечниками-крокодилами" на концах.

Сначала наконечник штатного "массового" (минусового) провода отсоединяют от полюсного вывода разряженной АКБ. Одним проводом для "прикуривания" соединяют отрицательный вывод заряженной АКБ и движок автомобиля с разряженной батареей. Другим проводом соединяют положительные выводы обеих АКБ . В этой ситуации снятый с разряженной батареи провод не позволит ей заряжаться от исправной батареи во время запуска мотора, так как из-за огромного тока это может подвергнуть последнюю глубочайшему уровню. Когда все нужные провода подсоединены, можно пускать движок автомобиля с разряженной АКБ.

Некие автовладельцы пробуют избежать разряда заряженной батареи, "прикуривая" при работающем движке автомобиля с заряженной АКБ. Этого делать не следует. Заряженная АКБ при работе мотора заряжается от генератора и имеет напряжение, близкое к настроечной величине регулятора напряжения. В момент "прикуривания" напряжение на полюсах заряженной АКБ существенно снизится. Величина этого понижения находится в зависимости от величины тока, потребляемого стартером, и от длительности прокручивания вала мотора до его запуска. Пониженное напряжение на заряженной АКБ при работающем движке вызовет повышение зарядного тока, что с высочайшей вероятностью может привести к перегрузке генератора и перегоранию предохранителя в цепи заряда. Чтоб этого не вышло, целенаправлено перед "прикуриванием" дать поработать движку автомобиля с исправной АКБ на средних оборотах 5- 1 0 минут. Это его прогреет, облегчит запуск после "прикуривания", также зарядит, а зимой - к тому же подогреет заряженную АКБ. После чего следует заглушить движок, снять "массовый" провод с полюса разряженной батареи и провести "прикуривание" как обозначено выше.

Запущенный в работу движок автомобиля с разряженной АКБ после присоединения к ее выводу ранее отсоединенного провода должен работать на оборотах не ниже средних. Это связано с тем, что заряд глубоко разряженной АКБ в 1-ое время работы мотора будет происходить при огромных токах, вырабатываемых генератором, для привода которого требуется определенная мощность. При малых оборотах мотора ее возможно окажется недостаточно и он заглохнет. То же самое произойдет, если генератор неисправен. В последнем случае "прикуривание" не решит трудности: заместо поездки придется заняться ремонтом генератора и зарядом аккумуляторной батареи от стационарного устройства.