БАТАРЕЯ БАТАРЕЕ РОЗНЬ
БАТАРЕЯ БАТАРЕЕ РОЗНЬ
КЛУБ
Автовладельцев
БАТАРЕЯ БАТАРЕЕ РОЗНЬ
Показавшиеся в последние годы в наших магазинах аккумуляторные батареи ряда забугорных компаний имеют разные обозначения, отличающиеся
от принятых у нас. Разобраться с их параметрами и верно избрать более подходящую поможет кандидат технических наук
Тамара КУЗНЕЦОВА.
Обычно в российскей практике при выборе аккумуляторной батареи главным показателем числилась номинальная емкость 20-часового режима разряда - ее указывали в условном обозначении батареи (к примеру, 45 А.ч в маркировке 6СТ-45).
На батареях европейских компаний так же, как у нас, указывается номинальная емкость, а на батареях, изготовленных в США и неких азиатских странах, заместо нее приводится запасная емкость. Этот параметр указывает время (в минутках) разряда батареи током 25 А до конечного напряжения 10,5 В. По воззрению американских производителей, он близок к реальному потреблению тока на автомобиле, когда генератор не работает.
Но запасная и номинальная емкости батарей разных компаний позволяют оценить энерго способности батареи при разряде токами маленький силы (несколько ампер) - к примеру, при включенных стояночных фонарях. Меж тем, более принципиальной, чем величина емкости, является способность батареи отдавать ток, требуемый при пуске мотора стартером. А этот параметр не зависит впрямую от емкости. Так, стартерная мощность батареи 6СТ55А (номинальной емкостью 55 А.ч) в 1,5 раза выше (благодаря более совершенной конструкции), чем у батареи 6СТ-60ЭМ, имеющей огромную номинальную емкость (60 А.ч). Другими словами, современный аккумулятор даже маленький емкости будет несколько резвее крутить стартер, чем более вместительный, но старенькой конструкции. Время от времени это приметно даже на слух.
В то же время сопоставление стартерных параметров батарей разных компаний затруднено вследствие неодинаковых оценочных характеристик и методик испытаний батарей. Так, по эталону SAE (США) ток прохладной прокрутки определяется на 30-й секунде разряда при температуре -18°С и напряжении на полюсных выводах более 7,2 В. Ток стартерного разряда по эталону DIN определяется при тех же критериях, но конечное напряжение на полюсных выводах батареи должно быть более 9 В (см. график). По российскему эталону ГОСТ 959.0-91 ток стартерного разряда указывается подобно эталону DIN, но при малой длительности стартерного разряда батареи, равной трем минуткам.
Попробуем оценить стартерные характеристики батарей "Америкэн" компании "Джи-Эн-Би" (GNB - США), "Варта" (Varta - ФРГ, Чехия) и ФИАММ (FIAMM - Италия) по методике SAE (см. график). Видно, что батарея "Америкэн" при разряде до 7,2 В способна "дать" 500А, а "Варта" - 400 А. Итак, чем выше напряжение на полюсных выводах батареи после равного времени разряда, тем паче надежен запуск мотора стартером. Достигается это разными способами. Так, отличные стартерные характеристики батарей "Америкэн" А24500 компании GNB обеспечены применением тонких пластинок, внедрением бессурьмянистого свинцово-кальциевого сплава для токоотводов отрицательных пластинок и малосурьмянистого для положительных (условное заглавие "кальций - плюс"), также применением высокопористых сепараторов - конвертов. Последнее новаторство компании GNB - применение сплава Ag-8 для токоотводов положительных пластинок, содержащего 0,3% серебра для уменьшения внутреннего сопротивления и увеличения срока службы батареи.
Для приблизительной оценки и сопоставления характеристик стартерного разряда аккумуляторных батарей можно считать, что ток прохладной прокрутки по SAE в 1,6-1,7 раза больше тока стартерного разряда по DIN.
Срок службы батарей находится в зависимости от конструкции и свойства производства, соответствия батареи автомобилю, соответствующей работы системы электрического оборудования, критерий эксплуатации и технического обслуживания.
Компании - производители современных свинцовых аккумуляторных батарей указывают разный срок их службы - от 3 до 6 лет. Он очень сокращается в большинстве случаев из-за недозаряда зимой, также если на автомобиле установлены дополнительные потребители (кондюк, сигнализация, мощная аудиоаппаратура и др.), которые не учтены при расчете баланса электроэнергии.
На срок службы и работоспособность залитых электролитом и заряженных батарей оказывают влияние условия и сроки их хранения до установки на автомобиль. При длительном хранении (больше года) без подзаряда и в особенности при высочайшей температуре среды вследствие саморазряда уменьшаются их заряженность и, стало быть, работоспособность. В наименьшей степени это происходит в батареях производства компаний США ("Делко Фридом", "Америкэн"), использующих добавки кальция в бессурьмянистый сплав для токоотводов пластинок. В их скорость саморазряда практически вдвое меньше, чем в батареях с малосурьмянистыми сплавами.
Перед установкой батареи на автомобиль нужно проверить ее ЭДС (напряжение на полюсных выводах без нагрузки). Величина ЭДС не должна быть ниже 12,5 В - при наименьшем значении батарею требуется зарядить. Не считая того, следует направить внимание на дату производства аккумуляторной батареи. На европейских изделиях она проставлена на корпусе либо крышке, на батареях США - указана на наклейках. К примеру, батареи "Америкэн" компании GNB имеют наклейки белоснежного либо темного цвета на боковой стороне моноблока батареи, на которых нанесена закодированная информация о времени выпуска изделия, состоящая из буковкы латинского алфавита (месяц) и числа (год в десятилетии). Так, надпись А-7 на наклейке показывает, что батарея сделана в январе 1997 года.
Разная стоимость схожих по емкости батарей, обычно, приблизительно отражает их качество. В то же время даже самые дорогие батареи требуют определенного ухода. Так, необслуживаемые батареи очень чувствительны к "броскам" напряжения в бортовой сети автомобиля, а поэтому предъявляют завышенные требования к работе генератора и в особенности регулятора напряжения. Таким макаром, заложенные производителем способности их реализуются на автомобиле его обладателем. Не запамятовывайте об этом!