ПУТЕШЕСТВИЕ ПОД ГРИФОМ СЕКРЕТНО
ПУТЕШЕСТВИЕ ПОД ГРИФОМ "СЕКРЕТНО"
ТЕХНИКА
НАВИГАТОР
ПУТЕШЕСТВИЕ ПОД ГРИФОМ "СЕКРЕТНО"
сделал наш корреспондент, чтоб испытать российскую навигационную систему.
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
В номере 3 за этот года мы уже писали о русском датчике НАВИОР-14, принимающем сигналы от всех имеющихся навигационных спутников, будь они наши либо южноамериканские. Но датчик - это еще не "навигатор". К нему нужно добавить программное обеспечение, компьютер и экран. В СКБ "НАВИС" сделали все нужное и предложили испытать новинку в "боевых" критериях - пробеге по довольно протяженному маршруту с заездом в "незнакомый" для нас, москвичей, город.
Итак, рано днем на машину (это была "Ока-Престиж" - ее-то ГИБДД тормозить не будет) за какие-нибудь полчаса была установлена незаметная антенна, а на коленях у представителя СКБ разместился спутниковый навигатор. Мы избрали вариант с огромным экраном, хотя для легковой машины он неудобен. Зато на дисплее легче рассмотреть Ремонт и эксплуатация маршрута.
Включено питание - и в центре появился силуэт автомобильчика, а вокруг него - целый сонм спутников, бардовых и голубых. Как вы осознаете, красноватые - это наши, системы ГЛОНАСС, голубые - "ихние", забугорные, системы GPS. Как досадно бы это не звучало, голубых практически всегда было больше. И тут нужно сделать малюсенькое отступление.
Чтоб совершенно точно решить навигационную задачку, датчику нужно иметь информацию минимум от 4 спутников сразу. Потому и мы, и америкосы вывели на орбиты по 24 спутника, обеспечив нужное перекрытие поверхности фактически всего земного шара. Фуррор системы, как молвят, затмил все ожидания. Правда, для улучшения точности работы в критериях помех от городской застройки США разорились еще на восемь дополнительных спутников. Нам же не до того. Скажем больше: равномерно и часть запущенных нами вышла из строя и сейчас в работе осталось только 15.
Итак, благодаря всеядности НАВИОРа компьютер имеет сверхизбыточную информацию и употребляет ее для увеличения точности определения координат. Это мы узрели на дисплее, уже когда поехали по Садовому кольцу: силуэт виртуальной машинки шел по правому краю проезжей части, а при перестроении послушливо передвигался к центру! Но здесь обнаружилось, что карта Москвы - слепая. Другими словами знакомые улицы видны, да наименования их не подписаны. А означает, функция автоматической прокладки маршрута невозможна. И пока это, как досадно бы это не звучало, вправду так. Дело в том, что для наложения транПодвесканой карты (схожей той, что написана в "Нужных страничках" "За рулем") с обозначениями дорожных объектов, улиц с однобоким движением и иной нужной водителю и компу информацией эта карта должна совпадать с реальной, видимой со спутника. В странах Европы такие карты есть, при этом в больших городках на их указана даже дорожная разметка с точностью до нескольких дециметров! У нас же в силу несчастной секретности все издаваемые для населения "топографические" планы усердно снабжены линейными и угловыми искажениями, так что реальную картину напоминают очень отдаленно. Можно, естественно, поездить с НАВИОРом по Москве и записать в память все улицы, проезды, дорожные знаки... Но для столицы это приблизительно 600 мб инфы, и работа займет пару лет, а не считая того, она не начнется без соответственных разрешений.
Так что все-таки, навигатор - вещь никчемная? Никак. Уже сейчас он предоставляет массу увлекательных способностей, и о их речь ниже. Во-1-х, за виртуальным автомобильчиком на дисплее (и в памяти компьютера) остается след. Так что, проехав по незнакомому маршруту один раз, оборотную дорогу находить уже не придется. Еще одна увлекательная особенность системы: в правом углу экрана каждые полсекунды обновляется информация о географических координатах машины, ее курсе, скорости (с точностью до... 0,03 км/ч), высоте над условным уровнем моря и пройденном расстоянии. Но главное - все это остается в памяти, так что вы имеете на борту вроде бы "темный ящик" и в случае какой-нибудь нештатной ситуации просто вернуть все перемещения автомобиля, прямо до резких перестроений. Ну и с радаром ГИБДД (если он "изловил" вас не по делу) можно беспристрастно поспорить.
Кстати, о "черном ящике": он прочен и устойчив к ударам и вибрациям. Память нашего навигатора организована на особых флэш-картах размером с новые водительские удостоверения, при этом объем записываемой инфы добивается 100 Мб! А так как нет никаких крутящихся дисков, головок, то и удары ей не жутки.
Наш маршрут общей протяженностью 1744 километра навигатор выдержал с честью. Все это время он не выключался, разве лишь на ночь. Хотя и это было не непременно: потребляемый ток составляет всего только 1,8 А. Просто не хотелось оставлять в машине прибор ценой около $5000 - более чем в два с половиной раза дороже нашей "Оки". Дорого? Что поделать. Сейчас приборы собирают поштучно, в главном по заказам военных. А на пути массового внедрения полезной российскей разработки в нашу жизнь (кстати, в мире за год продается около 2 млн. авто навигационных систем) как и раньше стоит несчастное "держать и не пущать". Может быть, ситуация с течением времени все-же поменяется, и российская система, снабженная точными картами, окажется способна не только лишь служить сверхточным компасом, да и реально указывать дорогу по еще не наезженным улицам...
На улицах Санкт-Петербурга: ясно видно, что Правила мы не нарушаем - едем по правой стороне (наша линия движения - узкая линия от Площади Победы в сторону станции метро "Столичная"; положение машины указывает двойной кружок). Скорость на круге тоже невелика - всего 38,3 км/ч. От гостиницы проехали 3,7 км, направление движения на этот момент: запад - северо-запад (70,2°).