НАВИОР УКАЖЕТ ПУТЬ
"НАВИОР" УКАЖЕТ ПУТЬ
ТЕХНИКА
НАША МАРКА
"НАВИОР" УКАЖЕТ ПУТЬ
В навигационном оборудовании "мерседесов" и БМВ употребляют русские датчики и программки.
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
К теме навигационных спутниковых систем мы обращались не раз (ЗР, 1997, № 5 и 11; 1998, № 9). Напомним главные принципы систем ориентирования. У водителя имеется спец микрокомпьютер, схожий на ноутбук, только еще наименьших размеров. На его цветном жидко-
кристаллическом экране развертывается подробнейшая карта подходящего городка либо трассы, которую просто приобрести в магазине в виде лазерного диска. До поездки вы "тыкаете" в подходящий пункт на дисплее так именуемым световым пером, и компьютер автоматом определяет лучший маршрут с учетом всех тонкостей организации движения. Если вы желаете исключить из этого маршрута какие-либо улицы (к примеру, чрезвычайно загруженные в часы пик), электрический штурман здесь же проложит новейшую трассу. По мере движения к цели вам не нужно будет повсевременно отвлекаться, чтоб глядеть на экран. Звуковой сигнал впору напомнит о необходимости перестроения, дальнейшем повороте.
Понятно, что для работы системы одной карты недостаточно. Электрический штурман должен в хоть какой момент точно знать, где вы реально находитесь. Вот тут-то и приходят на помощь навигационные спутники, положение которых в пространстве понятно с высокой степенью точности. Они источают кодированные сигналы, принимаемые вашим навигатором. Приемник определяет расстояние до каждого из их, а компьютер, решив систему уравнений, строит виртуальную пирамиду, вычисляя координаты ее верхушки, сиречь - вашего автомобиля. Такая глобальная сеть под заглавием GPS (Global Positioning Systems) была сотворена южноамериканскими военными уже издавна. Не отстали и наши оборонщики, запустив свои спутники системы ГЛОНАСС (Глобальная Навигационная Спутниковая Система). Ясно, что, построив не одну, а две виртуальные пирамиды, компьютер сумеет найти координаты существенно поточнее. А сейчас - внимание: сразу принимать и обрабатывать по-разному закодированную информацию способен только наш русский датчик "НАВИОР-14"! Вот почему его настолько охотно приобретают именитые компании. Ведь он позволяет найти даже полосу, по которой вы едете. А это, согласитесь, впечатляет.
В городках авто "навигации" интенсивно мешает экранирующее воздействие плотной застройки, тоннелей и эстакад. Потому автомобиль оборудуют не только лишь датчиком, да и массивным микрокомпьютером, обрабатывающим сигналы от датчиков скорости вращения колес (системы Abs) и угла их поворота (датчик положения руля). Эти данные позволяют корректировать вычисляемые координаты, даже тогда, когда устойчивый сигнал со спутников отсутствует. В итоге в первый раз появилась настоящая возможность "определяться на местности" с точностью до 1 метра! Вот эта точность и обеспечила фуррор детища русских разработчиков на мировом рынке, создав сразу трудности на внутреннем. Вобщем, о их несколько позднее. Сначала добавим еще толику патриотизма.
Мозг системы - микрокомпьютер "Ньютон-2100" либо "Тошиба-Либретто" - забугорного производства, зато программное обеспечение - наше. Как и уникальный двухсистемный датчик "НАВИОР-14", массой чуток более 100 г размером 110х115 мм. При более чем умеренном габарите его плата содержит в себе 14-канальное радиоприемное устройство, цифровой микропроцессор сигналов, компьютер. Уникальные сверхминиатюрные фильтры обеспечивают помехоустойчивость приемника, так что воспользоваться им можно даже поблизости аэропортов и других источников радиоизлучений.
Прокладкой маршрута и штурманскими услугами способности российского ноу-хау не ограничиваются. Разработана и сотворена спутниковая диспетчерская система, которая не только лишь указывает в каждый данный момент, где находятся оборудованные ею авто (это могут быть такси, автобусы, инкассаторские машины и т. п.), да и выдает на центральный пульт полную телеметрическую информацию. Эта функция тоже отыскала собственных заказчиков. К тому же, если машину угонят, находить ее не придется, пусть даже она окажется в чеченской "темной дыре".
Зависимо от комплектации колеблется и стоимость. Так, самая непростая навигационно-диспетчерская система обойдется в $4-6 тыс. на автомобиль, отказ от диспетчерской функции сбережет около тыщи, а уменьшив требования к многофункциональным способностям, можно уложиться в $2000.
Продается ли эта система у нас? Пока электрические карты с нужной информацией обхватывают только Москву, Санкт-Петербург и Киев, да и в этих городках у будущих юзеров возникнут трудности. Дело в том, что из глубин тоталитарных времен с их манией засекречивать все и вся до наших дней дошла аннотация, объявляющая всякое определение положения объекта на местности поточнее 30 метров закрытой информацией! Потому личное лицо не имеет права получить лицензию на использование системой. Если помните, не так издавна доблестными органами был задержан иноземец, обвиненный в шпионаже только из-за того, что имел при для себя навигационный приемник GPS. Позже, правда, его отпустили, но готовы ли вы рискнуть? Молвят, несколько "новых российских" отважились, но будущее системы в Рф видится не за ними, а за оборудованием, на первых порах, прокатных машин, инкассаторского транПодвескаа и автомобилей, обслуживающих VIP-персоны. Если же в предстоящем наша жизнь станет-таки побогаче, то в один красивый денек и рядовой автовладелец приобретет это волшебство современных технологий, которое очевидно полезнее неких более дорогих, но глупых "наворотов". Вот только дождемся ли мы прогрессивных законодателей?