СТРАНА ДЭУ БЕЗ ГРАНИЦ
СТРАНА "ДЭУ" БЕЗ ГРАНИЦ
ТЕХНИКА
АВТОПРОМ
СТРАНА "ДЭУ" БЕЗ ГРАНИЦ
Чтоб посетить фабрики компании "Дэу" в Южной Корее, нужно перелететь из конца в конец страны на самолете. Около миллиона автомобилей этой компании делается тут раз в год.
Лена ВАРШАВСКАЯ. Фото создателя и
компании "Дэу"
Если б лет 30 тому вспять кому-нибудь у нас поведать об этом, поразмыслили бы - шуточка, розыгрыш. Такового быть не может! В тот же год, когда в промышленном Русском Союзе началась величавая стройка - воздвигали Волжский авто завод, в экономически отсталой Южной Корее появилась новенькая, не достаточно чем приметная компания. Текстильная. Имя ее никому ни о чем же не гласило: "Дэу". Навряд ли кто осмелился бы представить, что спустя не так много времени эта компания начнет выпускать авто и что эти авто станут удачно соперничать с продукцией некогда общенародно возлюбленного и передового АвтоВАЗа. Да что там ВАЗ! Известные западные автоконцерны обязаны потесниться, уступая дорогу корейцам.
Хотя по тому, как развивалась эта компания, можно было предвидеть, что ее ожидает огромное будущее. Всего через 5 лет после основания она уже занимала 2-ое место в Южной Корее по экПодвескау (продавала текстиль в Сингапур и другие страны Юго-Восточного региона). Еще через несколько лет компания варьировала собственный бизнес: стала заниматься деньгами, созданием кожаных изделий. А экПодвеска достигнул уже 170 миллионов баксов...
И вот в 1978-м вышло то самое знаменательное событие: "Дэу" купила 50% акций южнокорейского авто завода "Сэйхан Моторс" (50% принадлежали "Дженерал моторс", 50% - Ю. К. Банку развития), переименовав его в "Дэу мотор".
...Завод в Кунсане - одно из самых новых и современных автопредприятий мира. Когда входишь в какой-либо цех, даже теряешься. Но не от суеты и грохота, как на наших заводах, а от просторов и безлюдья. Предприятие размещено на местности площадью 3,3 миллиона квадратных метров, а работает на нем 2500 человек. Это всего один рабочий на тыщу с излишним квадратных метров! Идешь по заводу - вокруг сплошные боты. А кузова автомобилей кругом безпрерывно двигаются по транПодвесканым линиям - впечатляющее зрелище! Даже на сборке рабочих совершенно малость: только там, где нужен ручной труд. Сидения , к примеру, ставят в салон автоматы. Вообщем автоматизация - 95%, просто неслыханная...
Нужно сказать, корейцы - умопомрачительный люд. Целеустремленный, настойчивый, дисциплинированный. Вот две мелкие истории, наглядно иллюстрирующие это. Приехали мы, группа журналистов, на завод в Пусане, на "Дэу индастриз", где делают микролитражки "Матиз". То, что все рабочие предприятия стояли повдоль дорожек, по которым шли автобусы с прессой, и рукоплескали, - обычное, в особенности для нас, бывших русских людей, зрелище. А вот далее... Мы узрели за одним из промышленных корпусов военную технику и, естественно, попробовали посмотреть на нее ближе. Не тут-то было! Снимать воспретили категорически и даже поглядеть не дали - выслали куда-то ввысь по лестнице. Мы поднялись... на смотровую площадку, прямо над местом, занятым всякими БТР и БМП! Но и тут, чуть схватились за фотоаппараты - опять решительное "нет". Тормознули в недоумении. Представитель завода поведал о предприятии и его продукции, после этого... скомандовал: "Сейчас сможете снимать". Военная техника каталась по полигону, демонстрируя свои способности, позже на ней возили желающих, и все это можно было запечатлеть на фото- и видеопленку, а кто не захватил аппаратуру - позировал перед штатными фотографом и оператором "Дэу". Почему же сначала не дали даже одним глазком посмотреть на машины? Логика - корейская, нам не очень понятная: во всем должен быть порядок.
2-ой пример. На автомобилях, которые представляла компания, необходимо было проехать около 200 км по дорогам Кореи. И на всем этом расстоянии (хотя у каждого, кто ехал, была подробнейшая схема маршрута) на каждом перекрестке, будь он выездом с прилегающей местности либо заездом на бензоколонку, стоял работник "Дэу" в фирменной форме, демонстрируя направление движения. В протяжении всех 2-ух сотен км! И схожих историй можно поведать сколько угодно. Поначалу они поражали и даже малость стращали: уж очень все заданно, очень упорядоченно, очень дисциплинированно. И только позже осознаешь: как раз поэтому-то и удалось корейцам достигнуть, казалось бы, неосуществимого - вторгнуться на рынок автомобилей, давным-давно поделенный, закоренелый, никаких резких конфигураций не предвещавший.
В 1992 году "Дэу" расторгла соглашение с "Дженерал моторс", владевшей половиной акций авто производства, выкупила их и стала полновластной хозяйкой "Дэу мотор". Сразу начал осуществляться разработанный в 1990 году план глобализации. Индия, Китай, Румыния, Узбекистан, Польша, Чехия - в почти всех странах раскрывались сборочные фабрики южнокорейской компании. Часто проекты сопровождались скандалами - уж очень жестко заходила на рынок компания, интересы очень многих задевала. Но невзирая на дискуссии о данных кому-то взятках, о ловком лоббировании законов, постановлений, правительственных решений, "подыгрывающих" "Дэу", компания продолжала энергично действовать. А новые предприятия - строиться, оснащаться, работать. К началу века "Дэу" намеревается овладеть 40% внутреннего рынка автомобилей и 4,5% - наружного. К этому времени планируется выпускать раз в год 2,5 миллиона автомобилей, из которых огромную часть - 1,5 миллиона - вне Южной Кореи. И сейчас это не кажется фантастикой.
Кстати, конкретно политика размещения производства в различных регионах мира посодействовала "Дэу" легче перенести разразившийся в стране денежный кризис. Более того, компания смогла к тому же вырасти: заполучила контрольный пакет акций авто компании "Саньён мотор", чей капитал оценивается в 3,77 млрд баксов. Сейчас в модельном ряду "Дэу" есть внедорожники, плюс к этому - создание движков (260 000 в год) и колесных дисков (мощностью 2,7 миллиона штук раз в год).
Казалось бы, куда расти далее, что завоевывать? Но "Дэу" стремится в Западную Европу и Америку. Там, правда, заводов строить не собирается, но авто продавать хочет.
Можно предугадать сомнения: корейские авто, спору нет, доброкачественные, успешно сконструированные, хорошо укомплектованные - в общем-то очень солидные. В то же время они непрестижны, вторичны, без особенных притязаний на своеобразие, "свое лицо". Для российских и восточноевропейцев пока - то, что нужно. Но для балованных западноевропейцев и янки... Не споткнется ли южнокорейская компания на их рынках?
"Дэу" все это предугадала. Главный аргумент в ее пользу - стоимость, "много автомобиля за малые Энциклопедия грузовых автомобилей". Но этим компания решила не ограничиваться и новый модельный ряд стал более необычным и современным. Хотя гласить, что это сделала сама "Дэу", было бы некой натяжкой. Так как, к примеру, "Матиз" разрабатывали авто спецы чуть не со всего света: Англия, Германия, Швеция, США, Япония, Франция - такая география "места рождения" новейшей микролитражки. Кстати, ее красивый вид сделал не кто-либо, а сам Джорджетто Джуджаро и его "Италдизайн".
"Дэу" в прошедшем году была признана 24-й из 500 самых больших компаний мира и 52-й посреди межнациональных компаний по объемам инвестиций - это снова гласит о том, что к ее намерениям следует относиться серьезно.
...Корейцы еще не достигнули вещественного уровня европейцев, японцев либо североамериканцев. Но, похоже, для их это означает только одно: есть к чему стремиться. И они, всей сплоченной цивилизацией, напористо делают это. Общеизвестно: когда в Южной Корее случился денежный кризис, правительство обратилось к гражданам страны с призывом о помощи. И Различное... пошли сдавать драгоценности, золото, получая взамен долговые обязательства страны! Сдавали свое, кровное, годами нажитое, не по принуждению, а по убеждению. Так было у нас в стране, пожалуй, только во время войны. Но, наверняка, это и разъясняет все: и то, как удалось "Дэу" из маленький текстильной компании вырасти в крупнейшую транснациональную компанию, и то, почему Южная Корея в настолько маленький срок из экономически отсталой перевоплотился в экономически развитую страну.