ПОМОЙ-КА ИЗНУТРИ!
ПОМОЙ-КА ИЗНУТРИ!
КЛУБ Автовладельцев
СПОР
ПОМОЙ-КА ИЗНУТРИ!
Промывать ли систему смазки при смене масла? Что это дает и не таит ли угроз? Если промывать, то чем?
Сейчас эти вопросы на страничках клуба дискуссируют спецы 2-ух научных учреждений: Александр ПЕРВУШИН (НАМИ-ХИМ) и Владимир ДОРОШЕНКО (ЭЛИНП).
А. П. Рынок сейчас предлагает много товаров, созданных для промывки систем смазки. Меж тем в руководствах по эксплуатации современных автомобилей, обычно, нет никаких указаний на сей счет. В свое время "жигулевская" аннотация рекомендовала использовать особое промывочное масло ВНИИНП-ФД. Это имело собственный резон: обладатели машин в каких-либо случаях использовали для смазки мотора масла с более низкими, чем положено, эксплуатационными качествами. Чтоб свести к минимуму наступавшие отрицательные последствия, рекомендовалось перед заправкой свежайшего масла движок помыть. Но сейчас заморочек с покупкой масел даже высших классов просто нет, а поэтому вопрос "мыть либо не мыть" уже не настолько животрепещущ.
В. Д. И все таки напомню, что в отлично промытой системе смазки масло работает с наименьшей "нагрузкой", а означает - более отлично. Позволю для себя сослаться на опыт эксплуатации тепловозов, поточнее, на специальную технологию подмены масла, когда с внутренних поверхностей отчасти разобранного мотора удаляли отложения механически. Это давало возможность прирастить срок службы самого масла на 30-50%. Внедрение же особых промывочных материалов добавляло еще 20-30%. Навязывается вывод: чем меньше в системе смазки загрязнений - "катализаторов старения" масла, ускоряющих окисление присадок, тем подольше будут сохраняться его характеристики, а означает, и срок службы.
А. П. Но советовать такое автомобилистам нельзя. Тут срок смены масла, обычно, "увязан" с теми либо другими регламентными работами, скажем, с подменой фильтрующих частей ("тонкости" их работы - особенная статья - мы ее не касаемся). Во всяком случае, и лабораторные исследования, и горьковатый опыт русских автомобилистов, долгие и длительные годы пытавшихся сберегать на масле, демонстрируют: наращивать пробег меж подменами масла неприемлимо. Ибо малозначительная по существу экономия может обернуться серьезнейшей поломкой мотора и неизмеримо большенными потерями. Естественно, чем медлительнее стареет масло, тем выше эффективность его работы к моменту подмены, а это означает, в конечном счете, будет меньше износ трущихся пар мотора, больше его надежность и срок службы.
В. Д. Так что давайте согласимся с тем, что промывка в той либо другой степени полезна. Хотя очень принципиально, чем промывать. Многие автолюбители нередко пользуются так именуемым веретенным маслом. Эффект от таковой промывки кажущийся. Вы заливаете в запятнанную систему светлое, прозрачное масло (типа И-12 либо И-20), а через 3-5 минут работы мотора на холостом ходу сливаете его черным! Происходит же последующее. У хоть какого мотора есть тот либо другой несливаемый остаток масла - до 7% от полного объема системы смазки. Промывочная "веретенка" выносит из мотора загрязнения, взвешенные конкретно в оставшемся масле, - и только. На стенах же системы смазки сохраняются напластования - продукты разложения компонент масла, износа мотора, не поддающиеся воздействию "веретенки", так как моющих присадок она не содержит. Промывать движок следует особыми продуктами - промывочными маслами либо добавками-"пятиминутками".
А. П. Но за все приходится платить! Эти продукты способны негативно оказывать влияние на разные эластомерные уплотнения (сальники, к примеру). Не считая того, появляется необходимость так либо по другому утилизировать не только лишь отработавшее масло, да и промывочное, ну и сама процедура промывки вынуждает автолюбителя какое-то время "гонять" движок на холостом ходу, в ущерб окружающей среде. Справедливости ради отметим, что промытый движок несколько наименее вреден и этим частично компенсируются упомянутые отрицательные эффекты.
В. Д. Насчет экологии - стопроцентно согласен. Что касается воздействия моющих товаров на резинотехнические изделия, то его фактически нет. Во-1-х, из-за того, что процесс непродолжителен, во-2-х, из-за сравнимо низких температур, при которых происходит промывка. Будем исходить из этого и лучше посоветуем, как автомобилисту сориентироваться в выборе промывочных товаров. Но сначала короткое отступление.
Промывочные продукты мы испытываем. Вы спросите - как? "Натурные" тесты, на движках, очень сложны и дороги. Потому уже в 70-х годах были разработаны способы оценки, основанные на применении специального загрязнителя деталей, по смыванию которого и оценивают эффективность моющего продукта.
Каковы ее пределы? Если в качестве промывочного масла использовать "веретенку", то эффект смывания загрязнителя, как я уже гласил, равен нулю. Более действенные, из узнаваемых сейчас, моющие продукты при испытании смывают до 40-50% так именуемого стандартного загрязнителя. Имеющиеся на рынках - обычно, от 10 до 40% (подделки, естественно, мы не рассматриваем).
А. П. Последний вопрос. На деталях мотора, как мы знаем, не считая покладистых отложений, с течением времени появляется и очень стойкий, крепкий нагар. На этикетках неких промывочных масел обозначено, что они способны удалять и этот нагар...
В. Д. Продукты, о которых мы сейчас гласили и которые предлагаются на рынке, против нагара либо лакообразных отложений на жарких деталях мотора фактически бессильны, в особенности при разовом применении. Но если использовать промывочные масла систематически, нагара на деталях будет создаваться меньше. А означает, и движок прослужит подольше.
От отдела эксплуатации. Из числа предлагаемых на рынке мы приобрели 10 образцов моющих товаров, перелили их из фирменных упаковок в однообразные без заглавий (чтоб исключить возможность тенденциозных оценок), потом пронумеровали и тестировали в лаборатории электрогорского института нефтепереработки. Результаты - в таблице.
Кстати, сам институт выпускает таковой продукт под заглавием "Элар", с неплохими, по отзывам потребителей, качествами.