Меняем масло в дизеле
После слива моторного масла в дизелях рабочим объемом 10–12 л. зависимо от их конструкции остается от 3 до 5 л. отработки. Как этот несливаемый остаток может иПодвескаить свежее масло? И можно ли доливать, в случае утечки в пути, масло другой марки?

Заметим, что сам факт наличия в моторе несливаемого остатка моторного масла конструкторов силовых агрегатов особо не тревожит. Судите сами: чтоб выдавить из дизеля всю смазку до капли, нужно продуть масляные каналы коленчатого и распределительного валов, удалить смазку из масляного радиатора, осушить каналы подвода смазки к турбокомпрессору…  Придется провести много ненадобной и глупой работы, и все для того, чтоб удалить 5-10% отработки. Другими словами проще учитывать наличие этого самого окислителя при расчете срока службы моторного масла, что, фактически говоря, и делают двигателисты. Регламентные работы по подмене моторного масла верно прописаны в руководстве по эксплуатации автомобиля и фиксируются в сервисной книге. Итак, если вы используете одно и то же масло 1-го производителя и меняете его в установленный срок, то о самом существовании несливаемого остатка сможете запамятовать.
Появляется резонный вопрос: а что произойдет, если при подмене масла был залит продукт, хороший от того, что применялся ранее? Ведь, как понятно, конструкторы ДВС предугадывают возможность использования масел различной вязкости и базы. Ответ прост. Смешение остатка со свежайшим маслом при изменении вязкости и самой базы, к примеру, при переходе с минерального 15W-40 на синтетическое 5W-30, также не должно сказаться негативно на работе мотора. Возможность такового развития событий двигателисты просчитали. Более того, этот остаток отработанного масла уже не содержит в большой концентрации активных присадок, которые там были вначале, и они уже не окажут ненужного хим воздействия на пакет свежайшего масла. Обычный состав отработки это окислившаяся база, выработавшие собственный ресурс присадки плюс новые включения в виде горючего, воды, кислот и товаров горения и износа. Самое главное, чтоб масло не перерабатывало отведенный ему срок. Если с подменой повременить, то диспергирующие присадки будут израсходованы, закончат копить сажу, окислы и другие продукты сгорания, образуя шлам. А моющие присадки закончат отлично биться с лаком, что может привести к «залипанию» колец. Другими словами кроме несливаемого остатка на новое масло будет повлиять и скопленный в моторе низкотемпературный осадок, где, кстати, и концентрируются кислоты, а это уже суровый аргумент в пользу сокращения срока службы свежезалитого масла. А сейчас представим, что перевозчик, чтобы продлить срок службы моторного масла, решил перейти на более качественные смазки,  к примеру c API CH-4 на CI-4 либо с 228.1 на 228.5 по систематизации MB (такая возможность экономии на моторном масле уже рассматривалась в прошедшем номере журнальчика «Рейс». – Прим. ред.). В данном случае высока возможность того, что более действенные моющие присадки смоют скопленные снутри мотора отложения и закупорят масляные каналы, что приведет к масляному голоданию и забияку на поверхностях трения. Делаем вывод: в случае переработки моторного масла и перехода на более высококачественный продукт следует уменьшить последующий интервал подмены масла, как минимум, в два раза. Заметьте, ресурс масла свалится не из-за 5 л. отработки, а безалаберности перевозчика, который третировал проведением регламентных ТО и после чего решил поправить положение, залив более высококачественный продукт. Итак, как лицезреем, гласить о том, что несливаемый остаток масла портит свежее масло, само мало, неправильно. Другое дело если, найдя утечку масла в пути, перевозчик долил моторное масло другой вязкости, да к тому же другого производителя в пропорции, к примеру, 1:2. Что произойдет в данном случае? Обычно, смешение базисных масел происходит без особенных заморочек, а вот с пакетами присадок все еще труднее. Хим элементы, из которых состоит пакет присадок, сбалансированы, и хоть какое вмешательство в эту, находящуюся в равновесии систему может привести к непредсказуемым последствиям. Ведь мы не знаем, из каких хим соединений состоит пакет присадок, в какой пропорции они смешаны. Каждый производитель хранит в серьезном секрете состав собственного продукта. Как поведут себя разные хим элементы в сложном организме моторе, предсказать очень трудно даже химикам, не то что водителю, дело которого доставить груз из пт «А» в пункт «Б». Конкретно по этой причине смешение моторных масел различного класса свойства и базы в количестве более 15% не рекомендуется. Если же долив масла был единственно вероятным выходом из сложившейся ситуации, то нужно использовать моторное масло известного бренда аналогичного класса свойства и вязкости. Уровень свойства должен соответствовать, как минимум, рекомендованному производителем. И при первой способности нужно стопроцентно поменять масло. При всем этом промывать систему смазки особыми моющими составами (маслами) не имеет смысла, а иногда это и небезопасно. Резкое воздействие брутальных моющих составов может обернуться активным отслоением шламов, если они находятся в движке, и закупоркой сетки маслоприемника.
 Соблюдая эти обыкновенные условия, можно быть уверенным, что даже вдалеке от сервисной станции и неожиданных потерях масла в пути вам не будет нужно растрачивать массу сил и времени на поиски той же марки моторного масла. А при плановой подмене масла – волноваться о том, что остатки отработки в движке нанесут большой вред свежайшему маслу