КАК Упрятали ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
КАК Упрятали ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
ТЕХНИКА
НОВИНКА
КАК Упрятали ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
Электронные стеклоподъемники - возможно,
мечта каждого обладателя российского автомобиля.
Денис БОРОВИЦКИЙ. Фото Александра Полунина
Многие к тому же желали бы установить их без помощи других, чтоб сберечь на этом. Что все-таки, сейчас на нашем рынке можно отыскать надлежащие предложения. Известны, к примеру, изделия тайваньского производства, в каких моторедуктор ставят конкретно на выходной вал штатного подъемного механизма и укрепляют шурупами на внешную сторону обивки дверей. Но то, о чем пойдет тут речь - стеклоподъемники русской компании "Авиагруппа" - продукт совершенно другого уровня. Познакомимся с ними ближе.
Для начала заметим: при установке этого изделия можно сохранить и обыденную ручку стеклоподъемника, что позволит при отключенном аккуме открывать и закрывать стекла вручную. Такое стало вероятным благодаря рекордно низкой толщине устройства - всего 35 мм! Тем, кого по каким-то суждениям не устраивает "открытый" вариант, предложат "упрятать" устройство во внутреннюю полость двери. При всем этом штатный механизм подъема и опускания стекол востребует малозначительной доработки.
В набор кроме моторедуктора заходит и электрический блок управления - он держит под контролем ток, потребляемый движком, и не позволит стеклу прищемить, скажем, руку, высунутую в открытое окно. Продолжительность подъема-опускания стекла не превосходит 10 секунд, а уровень шума мотора составляет примерно 55 дБ (30 дБ считается допустимым даже для спальни), что полностью удовлетворяет требованиям к схожим устройствам.
Все это явилось результатом внедрения совсем новейшей для нашего автопромышленности технологии, которая позволяет сделать электродвигатель шириной всего... 6 мм! Как работает настолько необыкновенный "моторчик"? Корпус его разъемный, за считанные минутки снимаем высшую часть и заглядываем вовнутрь. 1-ое, что оказывается на виду: тут нет обыденных для ротора мощных железных частей - набора железных пластинок, соответствующей обмотки. На валу закреплен узкий диск из изоляционного материала, а обмотка якоря мотора выполнена по печатной технологии в виде мультислойного плоского кольца. Представляете обыденную интегральную схему для резисторов с транзисторами? Итак вот, ротор устроен приблизительно так же - он состоит из огромного количества слоев непроводящего материала, на любой из которых спецефическим образом нанесены тоненькие дорожки-проводники. Проводники различных слоев соединены меж собой по внешней и внутренней сторонам кольца, образуя замкнутую электронную цепь, при всем этом на внутренней они играют роль коллектора. Корпус электродвигателя выполнен из легкого сплава, на нем смонтированы щеточный узел и неизменные магниты (каждый не больше пилюли растворимого аспирина), также магнитопроводы.
Как вы догадываетесь, подъемом стекол способности мотора не исчерпываются. Наличие сквозной втулки на выходном валу позволяет соединять моторедуктор впрямую с самыми разными механизмами: приводом лючка, вентилятором системы остывания и "печки", стеклоочистителями и т. д. Ряд конструктивных решений, воплотившихся в движке, наделил его завидной долговечностью. По данным стендовых испытаний, наработка "на отказ" составила у него около 5000 часов. Много это либо не достаточно? Обратимся к цифрам. Представьте для себя самый обыденный автомобиль, средняя эксплуатационная скорость которого составляет 40 км/ч (таких машин - абсолютное большая часть). Даже если шофер будет каждую минутку включать стеклоподъемники, они откажут только после 1 200 000 км пробега! Навряд ли машина будет к тому времени способна без помощи других добраться до свалки.
Разработчики предусмотрели (и даже опробовали) и другие варианты внедрения плоских движков. К примеру, дрель, питающаяся неизменным током от аккума, наверное придется по нраву тем, кому автомобиль подменяет дом, - дальнобойщикам. Маленькие габариты и возможность подключения к бортовой сети автомобиля позволяют облегчить ремонтные работы в полевых критериях. Такую дрель можно взять с собой и на дачу. Мотор-колеса на базе низковольтного электродвигателя неизменного тока с дисковым печатным якорем наверное привлекут внимание производителей электромобилей, велорикш, транПодвесканых платформ, также инвалидных колясок.
В первый раз электронная машина неизменного тока с дисковым якорем была предложена французами Дерадье и Фритчем в 1885 году. Конструктивно движок был далек от совершенства и не мог конкурировать с традиционным, все же мысль получила предстоящее развитие, правда, много лет спустя. В 1956 году инженер Общества электроники и автоматики SEA (Франция, Париж) Ф. Раймонд предложил асинхронный движок с печатными обмотками, а в феврале последующего инженер той же компании Ж. Анри-Бодо запатентовал электронную машину неизменного тока с печатными обмотками на дисковом якоре.
Сейчас "плоские" движки, сделанные по современным технологиям, составляют жесткую конкурентнсть традиционным, а в ряде областей оборонной индустрии и робототехники и совсем их вытеснили. Не осталось без внимания и автопромышленность. Созданием и разработкой "плоских" движков в наше время занимаются более 10 компаний в различных странах. Посреди их такие компании, как Photocircuits Corporation, Printed Motors, COLMORGEN, Axiom (все - США), Cie ELECTRO MEGA NIQVE (Франция), YASUKAWA ELEСTRIC (Япония), Rallis (Индия). Российская "оборонка" выпускала движки моделей ПЯ-20-1 (20 Вт) и ПЯ-500 (500 Вт), много поработали над усовершенствованием плоского электродвигателя Калужский завод автоэлектрооборудования и Киевский институт автоматики. Разработкой упомянутых в статье изделий занимается в Рф нареченная нами промышленная компания "Авиагруппа", спецы которой и предназначили нас в тайну плоского электродвигателя.
Раскладная (!) инвалидная коляска с мотор-колесами.
Разрез двухсекционного электродвигателя:
1 - ротор с плоскими печатными обмотками;
2 - магниты; 3 - корпус.
Сверхплоский движок - продукт конверсии. Электродрель с питанием от "прикуривателя".