МЕНЯЕМ РЕМЕНЬ РАСПРЕДВАЛА
МЕНЯЕМ РЕМЕНЬ РАСПРЕДВАЛА
ДИЗЕЛЬНЫЙ VAZ 21045
Монтажка, крестообразная отвертка, ключ рожковый "на 10", ключи комбинированные либо головки "на 10", 12, 13, 17.
Головка "на 38", фиксирующие штифты поперечником 6 мм, ключ для натяжного ролика, динамометрический ключ, индикаторная головка с переходником.
Время работы - 2-3 часа.
изельную "четверку" приобретают, чтоб сберегать. Но экономичный человек должен быть и удобным. Таковой не возьмется за сложные операции, к примеру, ремонт ТНВД либо переборку мотора. Эту работу лучше доверит спецам с приличным опытом и нужным оборудованием.
Другое дело операции, которые полностью можно выполнить своими силами. К таким относится регламентная подмена ремня газораспределительного механизма. Производитель советует поменять его каждые 60 тыс. км при условии, что ремень - ввезенный. Российскей продукции доверяют меньше - срок службы менее 40 тыс. км. С подменой лучше не тянуть - обрыв приведет к суровым неприятностям.
Отыскать в продаже ремень ГРМ для дизеля ВАЗ-341 несложно - таковой же устанавливают на шестнадцатиклапанные моторы VAZ 2112 (маркировки российских и привезенных из других стран ремней см. в этом номере). Заодно советуем поменять и другие ремни: генератора (как на обыденных "жигулях") и вакуумного насоса (поликлиновой, который приводит в движение генераторы "десяток").
Снимаем воздухозаборник фильтра. Для этого крестообразной отверткой откручиваем три хомута.
Рожковым ключом "на 10" ослабляем крепления клемм аккума, снимаем их. Головкой "на 13" откручиваем гайку, фиксирующую крепежную пластинку. Снимаем аккумулятор.
Верхние гайки крепления вентилятора откручиваем головкой "на 10", к нижним удобнее подобраться, использовав маленький удлинитель. Отсоединив электронный разъем, снимаем вентилятор.
Ключом либо головкой "на 10" откручиваем четыре крепежных болта и снимаем защитный пластмассовый кожух.
Чтоб ослабить натяжение ремня генератора, отпускаем головкой "на 17" верхнее крепление и монтажкой перемещаем генератор к движку.
Время от времени генератор не удается двинуть с места. Тогда лучше отпустить и нижнее крепление.
Открутив гайку крепления натяжного ролика ключом "на 17", ослабляем приводной ремень и снимаем его со шкивов коленвала и вакуумного насоса.
Для удобства лучше демонтировать натяжной ролик. После чего снимаем ремень генератора.
Головкой "на 38" поворачиваем коленвал по часовой стрелке до совмещения меток на шкиве распредвала и задней крышке.
Если нет головки, можно нарастить стандартный ключ храповика для бензиновых моторов "Жигулей".
Закрепляем штифтами поперечником 6 мм шестерню насоса ТНВД...
... и маховик.
В качестве штифтов подходят стержни клапанов соответственного поперечника.
Надеваем на вороток удлинитель, откручиваем гайку, фиксирующую клиновой шкив коленвала, и снимаем шкив.

Время от времени гайка "прикипает" и не откручивается. Попытайтесь смочить ее особыми жидкостями. Если не поможет, придется снимать радиатор, бампер, ослаблять опоры и приподнимать мотор, чтоб высверлить гайку через воздухопоглотители в кузове. В продаже отыскать необычную гайку достаточно трудно - на всякий случай приводим ее размеры (рис. 1).
Головкой "на 10" отворачиваем четыре болта крепления нижней защитной пластинки ремня ГРМ.
Откручиваем ключом "на 17" фиксирующую гайку натяжного ролика.
Ослабляем зубчатый ремень и снимаем его со шкивов.
Перед установкой пристально осмотрите новый ремень. На нем не должно быть трещинок и повреждений.
После установки нового ремня проверьте метки на шкиве распредвала и задней крышке. Малость затяните фиксирующую гайку. Особым ключом, вращая натяжной ролик, натяните ремень.
Спецключ для натяжения ремня ГРМ у дизеля ВАЗ-341 таковой же, как и у моторов VAZ 2111 и 2112.
Ремень натянут верно, если он провисает при усилии 100 Н (10 кгс) на 5,5-6 мм (прогиб для ремня генератора - 10-15 мм, вакуумного насоса - 5-8 мм). После регулировки затяните фиксирующую гайку.
Удалите штифты, фиксирующие шестерню ТНВД и маховик, и проверните коленвал на два оборота. Совместите снова установочные метки, воткните штифты и снова проверьте натяжение ремня. После подмены ремня ГРМ советуем проконтролировать угол опережения впрыска горючего. Для этого...
...ключом "на 12" откручиваем заглушку ТНВД и устанавливаем переходник с индикаторной головкой (рис. 2).

Вращаем коленвал против часовой стрелки, пока индикатор не остановится. Это означает, что плунжер насоса находится в последнем положении. Обнулите индикатор и поверните коленвал по часовой стрелке. Угол впрыска выставлен верно, если перемещение плунжера составляет 0,83-0,87 мм.
Если ход плунжера меньше, головкой "на 13" с карданом ослабляем четыре гайки и малость поворачиваем ТНВД к блоку цилиндров. Если больше нормы, соответственно, в оборотную сторону.
Изменив положение ТНВД, вновь контролируем ход плунжера. Он отличается от нормы? Повторяем регулировку.
Моменты затяжки резьбовых соединений: гайка натяжного ролика ремня вакуумного насоса - 34-40 Н.м (3,4-4,0 кгс.м); гайка натяжного ролика ремня ГРМ - 43-52 Н.м (4,3- 5,2 кгс.м); гайка клинового шкива коленвала - 105-125 Н.м (10,5- 12,5 кгс.м).
Редакция благодарит фирму
"БОШ-СЕРВИС СОКОЛЬНИКИ" за помощь в подготовке материала.