ПОМИРАТЬ НАМ РАНОВАТО
ПОМИРАТЬ НАМ РАНОВАТО
КЛУБ Автовладельцев
/Взор ИЗНУТРИ
ПОМИРАТЬ НАМ РАНОВАТО
УФИМСКИЕ МОТОРЫ: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
ТЕКСТ / ВИТАЛИЙ УРЮКОВ
ФОТО / УЗАМ
УЗАМ - Уфимский завод авто моторов. Сызвека его движками комплектовали "москвичи" и ИЖи. Завод заходит в Уфимское моторостроительное производственное объединение, сделанное еще в 1925 году для постройки авиационных движков. Сейчас ОАО "УМПО" - многопрофильная компания. Тут, не считая авто, выпускают моторы для боевых самолетов, а еще узлы трансмиссий вертолетов, снегоходы "Рысь", водные Новинки Автопрома, мотоблоки, мини-электростанции, центробежные насосы и другие, полезные в хозяйстве вещи.
Сейчас УЗАМ основной упор делает на развитие научно-технического центра. Создание собственного НТЦ - не дань моде, а насущная необходимость. Ранее разработкой и модернизацией уфимских движков занимался АЗЛК, но уже более года, как калькодержателем (другими словами владельцем) документации стал УЗАМ и соответственно его задачки расширились. Так и охото сказать: "Пусть трепещут соперники", и не без оснований. Для исследовательских и доводочных работ приобретен уникальный по своим способностям щит австрийской компании AVL. У нее большой опыт в доводке движков, и объединение плодотворно сотрудничает с австрийцами уже пару лет, модернизируя старенькые движки и вместе разрабатывая новые.
При всем при том УЗАМу как и раньше нелегко: завод, рассчитанный на выпуск 400 тыс. движков в год, загружен чуть на 20%. И все таки с конвейеров сходят четыре модификации моторов (табл. 1). Все - только с карбюраторами и бензонасосами ДААЗ - итог "естественного отбора" поставщиков надежных девайсов.
Завод помнит о собственных приверженцах: движки, идущие в продажу, поставляют с паПодвескаами, подтверждающими их характеристики и качество. С марта 2001 года дилерская сеть предприятия возрастет в два раза, до 30 гарантийных пт, при этом любой из их, не считая сервисного обслуживания, гарантийного и послегарантийного ремонта, может устанавливать движки на авто. В первый раз в российскей практике УЗАМ разработал 12 типов ремонтных наборов, при помощи которых можно не только лишь отремонтировать движок в гаражных критериях, да и модернизировать его, увеличив рабочий объем до 1800 "кубиков". Не нужно будет бегать по рынкам с микрометром в руках, выбирая другой раз из откровенного барахла нужные запчасти. Комплектуя наборы, завод предугадал максимум вероятных вариантов, гарантируя при всем этом соответствующее их качество. (Подробнее об этом мы еще поведаем.)
В 2001 году УЗАМ планирует начать выпуск моторов (см. фото) с электрическими системами управления распределенным впрыском горючего (СРВТ). Какой-то из них модели 248 (AVL) - прямой соперник французскому F3R, который стоит на "Святогоре". По литровой мощности он превосходит "месье", ценой - дешевле и отремонтировать его, если будет нужно, можно, не покупая дорогих привезенных из других стран запчастей. У движков УЗАМ наименьшая степень сжатия, что понижает требования к октановому числу горючего. Для нашей глубинки это животрепещуще.
Приготовленные к производству эталоны впрысковых УЗАМов отвечают по токсичности требованиям Евро II, а в перспективе, при малой доработке - Евро III и IV. Комплектующие для систем впрыска - российские, не считая форсунок и датчиков массового расхода воздуха - с этим у нас по традиции нелады. Блок управления разработан в НАМИ, а выпускать его будет компания АВТРОН в Чебоксарах. Форсунки и другие датчики такие же, как и на впрысковой "Волге".
Впрысковые движки моделей 331 и 248 по конструкции принципно не отличаются (если, естественно, не считать систему питания) от выпускаемых УЗАМом карбюраторных, но при доводке их были учтены предложения компании AVL. По ее же советам в 248-м (AVL) поновой спроектирован газовоздушный тракт и на 2 мм увеличен поперечник поршневого пальца. Новый малогабаритный масляный насос с внутренним зацеплением (размещен на фронтальном носке коленчатого вала) и уменьшенная помпа сделали движок короче на 51,5 мм. Сейчас его можно ставить поперечно, а на "Москвиче-2141" - расположить перед ним радиатор и заодно рациональнее скомпоновать подкапотное место. Об этом издавна желали конструкторы АЗЛК.
Вместе с AVL завод ведет работы по установке турбонаддува на движок 248 (AVL). На первом шаге это подымет его мощность до 140 л. с., а на втором (благодаря применению новых материалов) - до 170 л. с. Какие же способности были заложены в прародителя этого мотора, если он до сего времени не просто живой, да и способен добавлять в мощности! Даже не верится, что такое может быть в нашем производстве, где обычно расширяют допуски и упрощают технологию. А вот поди ж ты!
В недалекой перспективе - разработка нового семейства моторов рабочими объемами 1,7-2,3 л. Концепция их уже определена. К родовым признакам можно отнести дюралевый блок цилиндров с "заливными" металлическими гильзами, многоклапанные (12, 16) головки, гидротолкатели клапанов и гидронатяжители цепи (никаких ремней - цепь надежнее, считают на УЗАМе). Новые движки появятся через два-три года. Ресурс их предположительно - более 200 тыс. км. Но это все перспектива, а что все-таки с серийными моторами?
Семейство движков УЗАМ ведет свою родословную от 412-го мотора, разработанного еще в 60-х годах. За этот период времени конструкция в чем либо изменялась. Так, все движки комплектуют новейшей унифицированной головкой цилиндров с модифицированными газовыми каналами. Увеличен поперечник впускных клапанов. Благодаря другой прокладке головки блока (с модифицированными сечениями отверстий для прохода охлаждающей воды) температура по цилиндрам выравнялась. На данный момент внедряется особый микропрофиль на юбках поршней, что сделает лучше условия смазки. А это еще более повысит долговечность движков, хотя моторы УЗАМ даже при наименьшем обслуживании прогуливаются и по 150 тыс. км.
Качество - неизменная забота уфимцев. Все движки подвергаются жаркой обкатке после сборки, временами тут проводят испытания на безотказность - 300 часов по специальной методике.
Почти все уфимцы задумывали издавна, но воплотить смогли только сейчас, когда заводам стало дышать полегче. И все таки... ИЖ и "Москвич", главные потребители продукции УЗАМа, много ему задолжали, все же он уповает на их реанимацию. Управление "Москвича" не раз заявляло, что желает ориентировать создание на выпуск малых серий. Означает, и движков ему будет нужно совершенно малость. "ИЖавто" только начал ворачиваться к жизни. Куда ж моторы девать? Может, самим взяться за создание автомобилей? Делают же они снегоходы со своими движками. Заполучить оборудование бывшего АЗЛК - и вперед! Может быть, под это найдутся инвесторы, которые посодействуют поначалу возродить возлюбленный многими, доступный по стоимости, удачный "40 1-ый", а позже - создавать новые модели, на которых будут свои же новые движки. Почему не помечтать?
Движок УЗАМ
рабочим объемом 1,8 л, снаряженный СРВТ.
Щит AVL для исследования
и доводки
движков ...
... и рабочее место его оператора.