КАК МЫ 10-ку ПЫТАЛИ
КАК МЫ "10-ку" ПЫТАЛИ
Тесты
КАК МЫ "10-ку" ПЫТАЛИ
48 ЧАСОВ С VAZ 2110 НЕ ПЕРЕВОДЯ ДЫХАНИЯ
В добрые старенькые времена, когда торжествовала экзекуция, достигнуть от клиента хотимого было проще обычного. Каленое железо, клещи да "испанский сапожок" - возлюбленные орудия средневековых "испытателей" - стремительно приводили к исповеди на заданную тему. Сейчас характеры не те. Но нам, технарям, приходится иногда прибегать к испытанным веками беспощадным способам.
ЧТО Угрожало ЖЕРТВЕ
В сей раз под колпак современных инквизиторов-испытателей попала вазовская новинка - "10-ка". За полгода вялотекущих расспросов она так и не раскаялась, не раскрыла собственного настоящего лица. Потому ответ на вопрос, надежна ли ты, дорогая, пришлось выбивать с пристрастием. И учинили автомобилю ужасную пытку российской зимой. А чтоб не дать машине опамятоваться и перевести дух, постановили - даешь зиму за два денька! Да, да, конкретно столько, 48 часов кряду с маленькими перерывами на замену водителей, дозаправку и маленький ремонт, должна была вертеться "10-ка" по льду Гребного канала в Крылатском.
Олимпийский водоем в Москве, как понятно, в морозы по прямому предназначению не употребляется, зато он стал Меккой для автомобилистов с гоночными наклонностями. Совместными усилиями по замерзшему каналу натоптана зигзагообразная замкнутая трасса длиной 4,6 километра. Это кольцо мы и решили назначить камерой пыток. Тут есть практически все, что можно отнести к сложным и к тому же скользким препятствиям: нагой лед, скоростные участки, широкие виражи, утрамбованный и рыхловатый снег, бездорожье, колея, ухабы, гребенка, а в оттепель к тому же глубочайшие лужи. Короче - полный набор "орудий" для изымательства над машиной в целом и многими ее узлами а именно. Хотя, естественно, подобные покрытия не уникальность по всей Рф - от карельских снежников и городов средней полосы, где дороги не посыпают солью, как в Москве, до районов Далекого Востока. Длительность теста - 48 часов - тоже взята не с потолка. При расчетной средней скорости 62,5 км/ч машина за двое суток пройдет 3000 км - столько проезжает за зиму средний автомобилист. Как лицезреем, загаданный опыт достаточно точно имитирует реальные условия. А раз так - пора готовить технику к марафону на выживание.
ПРОВОДЫ В ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ?
Оставалось только гадать, выдержит злосчастная "10-ка" предложенную программку либо нет. Но наша позиция с самого начала была жесткой - все узлы и агрегаты стандартные, лучше российского производства. Никакой специальной подготовки и специфичных Подвескаивных девайсов. Не достаточно того, ледовый тест решили проводить на неошипованных покрышках! Модель, как ни удивительно, колебаний не вызывала - товарный "НИИШП-РАЛЛИ-4" размерностью 175/70R13 производства Научно-исследовательского института шинной индустрии. Может быть и не самый сбалансированный вариант, если подразумевать незапятнанный лед, но более универсальную резину для зимы найти тяжело. В ее активе отменные характеристики при езде по снегу, колее, а хваткие шашки протектора позволят выкарабкаться из сугроба своим ходом, если, не дай боже, вылетишь с трассы.
К началу беспримерного для нас двухсуточного заезда редакционный VAZ 2110 успел пробежать 13 тыщ км, и поэтому до опыта мы провели все регламентные работы, предусмотренные ТО-2. Чему уделили повышенное внимание? С пристрастием проверили тормоза, рулевое, натяжение ремней генератора и газораспределительного механизма, зазоры клапанов. Дотошно произвели осмотр ходовую, протянули крепежный элемент. Кропотливо продиагностировали электрическое оборудование - датчик Холла, коммутатор, блок управления принудительным холостым ходом, электрический клапан и, естественно, генератор, регулятор напряжения, разъемы, проводку. Отрегулировали зажигание.
Но не все в процессе подготовки машины шло гладко. За некоторое количество дней до старта стал падать уровень охлаждающей воды, о чем часто напоминала контрольная лампа на диагностическом блоке. Причина неисправности нас откровенно огорчила. Не выдержав давления в системе, разорвался расширительный бачок. Времени на поиски нового практически не осталось, да, нужно сказать, находить было нечего. Запасные части для "10-ки" еще пока в остром недостатке. Покоробленный бачок удалось запаять, использовав в качестве арматуры латунную сетку. Ремонт оказался более чем удачным. "Заштопанная" емкость стоит на машине до настоящего времени.
Задавшись целью очень использовать российские материалы, мы резко ограничили себя в выборе масел. Необходимо было подобрать смазку довольно высочайшего свойства, но под русской маркой. Делему решили: в движок залили синтетический "Спектрол Галакс" SAE 5W-50, а в коробку - "Спектрол Синакс" SAE 75W-90. Выбор синтетических масел полностью понятен, если учесть предстоящие нагрузки на агрегат и коробку. Другой же "нашенской" продукции с синтезированной основой торговля пока предложить не может. К тому же фирма гарантирует сопоставимость собственного трансмиссионного масла с коробками передач переднеприводных моделей ВАЗа.
СУХОПУТНЫЙ "ЧЕЛЮСКИН"
Трассу на Гребном канале мы накатывали с того времени, как встал лед. За два месяца исследовали, казалось, каждый поворот, каждую ямку на дороге. Знали, чего ждать в ту либо иную погоду, в мороз и ветер, при ярчайшем солнце и в снегопад. Готовясь к заезду, условились с начальниками и властями всех рангов. Одно оказалось не по силам: небесная канцелярия заказов на погоду от обычных смертных не воспринимает. Как назло за денек до старта подул теплый южный ветер и грянула оттепель. Да какая! Сугробы осели, под ногами захлюпало, вот только до глобального таяния практически метрового льда дело не дошло. В последний раз проинспектировав трассу, пробили обводку вокруг единственной суровой лужи и ровно в "пятнадцать ноль-ноль" 12 февраля "10-ка" отправилась наматывать круги - тест на выносливость начался.
На данный момент, по прошествии некого времени, вернуть хронологическую последовательность событий по памяти совершенно не просто. После 2-ух суток непрерывной гонки все смешалось в наших шумевших от напряжения головах. Чтоб точно передать, что происходило в те деньки на канале в Крылатском, призовем на помощь судейский протокол и ежедневник механиков.
1500 12 февраля. Старт - VAZ 2110 уходит на трассу. После первых кругов становится понятно: средняя скорость будет несколько ниже, чем предполагалось, а означает, и километраж до 3-х тыщ не дотянет. Дорожка на очах подтаивает, делается рыхловатой и неровной. Ехать стремительно - означает целенаправленно убивать машину, а ведь наша цель - не спринтерский рекорд скорости. Главное - финишировать через двое суток. Такая в общем-то стратегия всех длительных заездов.
2300 12 февраля. За бортом ночь, на указателе температуры как и раньше "плюс". На ледяной дорожке все поглубже и длиннее лужи, все почаще приходится воспользоваться стеклоочистителями. Они-то и подложили первую свинью. Левый "дворник" на следующем взмахе вылетел за границы стекла и завис кое-где там, за стойкой. Оказалось, ослабело крепление поводка к валу. Устранение поломки заняло несколько минут.
700 13 февраля. ("Чертова дюжина", черт ее побери!) К утру все-же чуток подморозило, дорожка стала наименее вязкой, и скорость немного возросла. Сзади уже 880 км. Вдруг по радио техничка получает сообщение - движок не сбрасывает обороты. Этот фокус карбюратора "Солекс" с автоматом запуска нам отлично известен: воздушная заслонка должна выслеживать температуру охлаждающей воды. И как назло конкретно в пусковом автомате часто возникает паровая пробка. Циркуляции воды нет, температура падает, заслонка, приняв неверную команду, послушливо прикрывается. Пустячное, как бы, дело - спускаем малость "Тосола", и... через пару кругов все повторяется. Ничего не поделаешь: удаляем супротивную воздушную заслонку, древесной щепкой подклиниваем Ремонт и эксплуатация, связывающие ее с заслонкой дроссельной, чтоб прикрыть последнюю. Уф! Как бы все заработало. Знать бы, что это только начало величавой карбюраторной эпопеи.
1000 13 февраля. Трасса очень "влажная". При проезде очередной лужи вода залила катушку зажигания и высоковольтные провода - мотор захлебнулся. Электрику протерли и обработали водоотталкивающим составом MASTER WIRE DRYER - больше схожих фокусов не бывало, хотя глубина луж и увеличивалась. Но сам факт настолько легкого проникания воды под капот озабочивает - моторный отдел VAZ 2110 снизу защищен большущим штампованным брызговиком-поддоном.
1130 13 февраля. Снова карбюратор! Движок судорожно дергается, на педаль акселератора отзываться не вожделеет - глохнет. Топливному прибору устроена полная ревизия, результаты которой не веселят: в карбюраторе самопроизвольно стопроцентно выкрутились обе эмульсионные трубки. Какая уж здесь устойчивая работа мотора! Неисправность убрали и заодно продули все жиклеры и каналы. В конце концов, карбюратор водрузили на место и мотор зажужжал ровно. До поры до времени, как выяснилось через пару часиков.
1330 13 февраля. Снова на холостом ходу не падают обороты, стала тугой педаль газа. В пусковом устройстве заклинивает какую-то хитрецкую тягу. Пробы избавиться от этой проблемы ни к чему не приводят. Пусковое устройство просто снимаем с карбюратора, но не демонтируем стопроцентно, так как через автомат циркулирует охлаждающая жидкость. "Хитрецкий механизм", висячий на шлангах, заворачиваем в пакет, отводим от карбюратора и проволокой фиксируем на толстом жгуте штатной проводки. Опережая действия, заметим, что на этом борьба с пусковым автоматом закончилась нашей победой.
1500 13 февраля. Полпути пройдено. Прибегая к терминологии автогонщиков, отметим, что по чисто временным характеристикам собственный 1-ый ледовый "Ле-Ман" мы, невзирая ни на что, удачно преодолели. "10-ка" отмерила 276 кругов либо 1269 км. Протираем глаза, поздравляем друг дружку с промежным финишем и... начинаем все поначалу. Незадолго до окончания суток "10-ка" побывала-таки в сугробе. Обошлось без последствий. С чрезвычайно жарким водителем проведена беседа о надежных способах поддержания высочайшей средней скорости и недопустимости несанкционированных действий. Жертва наших педагогических наклонностей, хлопая воспаленными очами, внимала голосу рассудка...
1900 13 февраля. Подтаяло за денек основательно. Глубина луж и их длина в колеях возросли. Правда, заливных озер на трассе еще как бы нет и на скорость прохождения дистанции эти водоемы практически не оказывают влияние... А вот поближе к ночи стукнул легкий морозец. Раскисшая дорога перевоплотился в ледяной желоб-колею, заполненную водой, а близкие сугробы обрели угрожающую твердость. С трассы к механикам поступило сообщение - нагревается движок! Оказалось, воздухозаборник радиатора наглухо закупорен льдом. Жалко, на автомобиле не предусмотрен аналог авиационной противообледенительной системы.
0100 14 февраля. Стоп, машина, "Челюскин" вмерз во льды! При очередной смене водителя чуть не "выколачиваем" из автомобиля долотом. "10-ка" припоминает мамонта, восставшего из нескончаемой мерзлоты, - вся обросла толстым слоем льда, на "роже" слой не меньше 10-ка см. Радиатор, естественно, снова забит. Замки дверей не работают, прутик антенны радиостанции перевоплотился в ледяную сардельку. Поскользнувшись, "10-ка" снова попробовала сугроб - сейчас более жесткий. Пока механики и гонщик высвобождали ее из плена, дверь успела основательно примерзнуть к просвету кузова, не пуская водителя за руль! Еще немножко и пришлось бы так зимовать до весны.
Но самое противное: набитая за 30 с излишним часов дорожка меж колеями окаменела и где-то автомобиль садится на брюхо. Езда становится опасной. Общим решением трассу закрываем, а чтоб не прерывать забег, машины обслуживания пробивают малюсенькое запасное кольцо - всего 1,3 километра, зато без аква процедур. Правда, новенькая дорожка не настолько ровненькая, но что поделать. Оставшиеся 14 часов VAZ 2110 трясся как на стиральной доске. Для полного счастья скончался стартер. Буксирную проушину длительно пробовали очистить ото льда, но, плюнув, растолкали "10-ку" способом матерых таксистов - бампер в бампер.
0900 14 февраля. Опять машина захандрила! Отказывает ускорительный насос - завис оборотный клапан (шарик) распылителя. Донором назначили стоящую рядом "девятку". Клапан взяли в долг оттуда и опять в путь.
1130 14 февраля. Автомобиль покидает круг и замирает рядом с техничкой. Замигала лампа аварийного давления масла. Грустно, до финиша всего три часа! Беглый осмотр. Поддон не замят, уровень масла в норме, в газораспределительный механизм оно поступает, сторонних звуков в движке нет. А вот проводка в блоке контрольных ламп на панели устройств вызывает сомнения. Датчик температуры охлаждающей воды уже отказал, сейчас, похоже, дребезжит контакт лампы аварийного давления. Но с давлением шуточки плохи. Принимаем все меры предосторожности, и "10-ка", сбросив скорость, движется к финишу. Красноватый глазок на панели продолжает подло помаргивать.
1500 14 февраля. Все кончено, но сил ликовать нет. Оказывается, от длительных пыток устают и сами инквизиторы. Сзади - 2131 километр, секундомер остановлен, механики, еле передвигая ноги, собирают инструмент, а зануда фотограф просит изобразить счастливую ухмылку. Куда там! Собрав остатки сил, оскалились в камеру - сейчас до дому, спать! "10-ка" тоже отдыхает - для нее зимний марафон на выживание завершен. Дальнейшее вскрытие в лабораторных критериях обусловит, чем она больна.
ВСКРЫТИЕ ПОКАЗАЛО...
Как выяснилось, нездоровой был быстрее живой, чем мертв. Начали с самого вредного прибора - карбюратора. Его сняли, разобрали, помыли, продули, собрали, поставили на место, отрегулировали, и он, подлый, как ни в чем же не бывало, заработал. Пусковой автомат тоже угомонился и закончил хандрить. Предпосылкой всех изъянов питания совершенно точно была мерзкая сборка карбюратора на заводе.
Стартер "Искра" ремонту не подлежал. Поменять обгонную муфту аналогичным русским узлом нереально - деталь уникальная. Ввезенный агрегат уступил место российскему, казанскому.
Снизу ничего глобального у "10-ки" мы не повредили. Самое суровое - свободный ход подшипника левого фронтального колеса. Видимо, скоро грядет его подмена. Обидно смотрится кронштейн стабилизатора - резинки вылезли из оправки, а сам он перекошен.
Поддон промышленного производства оказался, быстрее, развитым брызговиком, чем защитой. После контактов со снежным бруствером он смотрелся как смятая консервная банка. Отрихтовали, подварили и установили вспять, пусть и в предстоящем прикрывает движок от потоков воды. В левой фронтальной нише после полетов в сугробы откололась часть пластмассового подкрылка. Оторвались с обеих сторон крепления троса ручного тормоза к кронштейнам задней балки. Хотя, признаться, и без их трос ощущает себя хорошо. В остальном днище автомобиля не пострадало. Нет вмятин, царапин, противокоррозионное покрытие не повреждено. Благодаря специальной пластмассовой защитной накладке уцелели тормозные трубки и магистрали бензопровода.
В салоне рядовая для вазовских машин картина: от тряски разболталась обивка, все поскрипывает и грохочет. Сняв комбинацию устройств, узнали, почему не работал термометр охлаждающей воды и вроде бы отсутствовало давление масла. От тряски открутилась малая гайка, соединяющая интегральную схему панели устройств с "массой". Для порядка мы, конечно, слили масло, сняли поддон картера и еще раз удостоверились в полной исправности масляной магистрали.
И еще несколько замечаний: с первого денька эксплуатации в нашей "10-ке" с затруднением врубалась 2-ая передача. Пробег это явление ухудшил - сейчас без перегазовки она заходит с резким "хрюканьем". В багажник попадает вода, и много. Поводки стеклоочистителя приходилось подтягивать каждые 10-12 часов. Один "дворник" даже развалился, не выдержав оледенения. Появился стук правой фронтальной стойки.
Что все-таки в конечном итоге? Под ледяной пыткой обвиняемая созналась в почти всех грехах. Но мы решили быть беспристрастными и признать саму конструкцию "10-ки" в большинстве грехов невинной. К одним поломкам ее подтолкнули поставщики девайсов (карбюратор, стартер). Другие - на совести сборщиков (грохот в салоне, незатянутые поводки стеклоочистителя, электрика). И все таки стопроцентно оправдывать машину еще рано. Помилование временное. В зимнем тесте мы основательно нагрузили узлы подвески, коробку, электрическое оборудование, кузов, протрясли Ремонт и эксплуатация интерьера. Но по сути длительный тест VAZ 2110 только начинается. На очереди - движок, сцепление, тормозная система, рулевое. "10-ка" должна преодолеть еще несколько сложнейших испытательных шагов общей протяженностью 50 тыщ км. 16 тыщ уже пройдено, и мы готовим летний арсенал для пыток, чтоб продолжить допрос с пристрастием.
Поправде, до испытаний мы не ставили Подвескаивных задач. Но знатоки сказали, что за всю историю гонок на выносливость, похоже, еще никто не отъездил 48 часов кряду без шипов по ледяной трассе на стандартном автомобиле. Не исключено - показанная средняя скорость 44,39 километра в час является собственного рода рекордом. И если спецы подтвердят это предположение, попытаемся зарегистрировать достижение журналистов "За рулем" и, главное, российского автомобиля VAZ 2110.
Вадим КРЮЧКОВ,
Игорь ТВЕРДУНОВ
Фото Владимира Князева
и Сергея Иванова
Редакция благодарит дирекцию ОУСЦ "Крылатское", отдел городской милиции Западного окрестность городка Москвы, Лабораторию коммуникационных систем, Торговый дом "За рулем" за помощь в проведении теста.
Из судейской машины с "10-кой" повсевременно поддерживалась радиосвязь.
На указателе температуры как и раньше "плюс".
Колея становилась все поглубже прямо на очах.
Вода, вода, кругом вода...
Виновницей отказа стартера "Искра" стала обгонная муфта.
Ледяная крошка, парящая из-под колес, отшлифовала угол левого фронтального крыла.
Карбюратор с автоматом запуска двое суток держал в напряжении наших механиков.
После контактов с сугробами разрушился пластмассовый подкрылок в левой фронтальной нише.
Крепления троса ручного тормоза отдали приказ длительно жить.
Последствия езды в глубочайшей колее - брызговик мотора пришлось демонтировать для рихтовочных работ.
Виновница и виновники торжества после финиша беспримерного зимнего марафона.












Тесты
КАК МЫ "10-ку" ПЫТАЛИ
48 ЧАСОВ С VAZ 2110 НЕ ПЕРЕВОДЯ ДЫХАНИЯ
В добрые старенькые времена, когда торжествовала экзекуция, достигнуть от клиента хотимого было проще обычного. Каленое железо, клещи да "испанский сапожок" - возлюбленные орудия средневековых "испытателей" - стремительно приводили к исповеди на заданную тему. Сейчас характеры не те. Но нам, технарям, приходится иногда прибегать к испытанным веками беспощадным способам.
ЧТО Угрожало ЖЕРТВЕ
В сей раз под колпак современных инквизиторов-испытателей попала вазовская новинка - "10-ка". За полгода вялотекущих расспросов она так и не раскаялась, не раскрыла собственного настоящего лица. Потому ответ на вопрос, надежна ли ты, дорогая, пришлось выбивать с пристрастием. И учинили автомобилю ужасную пытку российской зимой. А чтоб не дать машине опамятоваться и перевести дух, постановили - даешь зиму за два денька! Да, да, конкретно столько, 48 часов кряду с маленькими перерывами на замену водителей, дозаправку и маленький ремонт, должна была вертеться "10-ка" по льду Гребного канала в Крылатском.
Олимпийский водоем в Москве, как понятно, в морозы по прямому предназначению не употребляется, зато он стал Меккой для автомобилистов с гоночными наклонностями. Совместными усилиями по замерзшему каналу натоптана зигзагообразная замкнутая трасса длиной 4,6 километра. Это кольцо мы и решили назначить камерой пыток. Тут есть практически все, что можно отнести к сложным и к тому же скользким препятствиям: нагой лед, скоростные участки, широкие виражи, утрамбованный и рыхловатый снег, бездорожье, колея, ухабы, гребенка, а в оттепель к тому же глубочайшие лужи. Короче - полный набор "орудий" для изымательства над машиной в целом и многими ее узлами а именно. Хотя, естественно, подобные покрытия не уникальность по всей Рф - от карельских снежников и городов средней полосы, где дороги не посыпают солью, как в Москве, до районов Далекого Востока. Длительность теста - 48 часов - тоже взята не с потолка. При расчетной средней скорости 62,5 км/ч машина за двое суток пройдет 3000 км - столько проезжает за зиму средний автомобилист. Как лицезреем, загаданный опыт достаточно точно имитирует реальные условия. А раз так - пора готовить технику к марафону на выживание.
ПРОВОДЫ В ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ?
Оставалось только гадать, выдержит злосчастная "10-ка" предложенную программку либо нет. Но наша позиция с самого начала была жесткой - все узлы и агрегаты стандартные, лучше российского производства. Никакой специальной подготовки и специфичных Подвескаивных девайсов. Не достаточно того, ледовый тест решили проводить на неошипованных покрышках! Модель, как ни удивительно, колебаний не вызывала - товарный "НИИШП-РАЛЛИ-4" размерностью 175/70R13 производства Научно-исследовательского института шинной индустрии. Может быть и не самый сбалансированный вариант, если подразумевать незапятнанный лед, но более универсальную резину для зимы найти тяжело. В ее активе отменные характеристики при езде по снегу, колее, а хваткие шашки протектора позволят выкарабкаться из сугроба своим ходом, если, не дай боже, вылетишь с трассы.
К началу беспримерного для нас двухсуточного заезда редакционный VAZ 2110 успел пробежать 13 тыщ км, и поэтому до опыта мы провели все регламентные работы, предусмотренные ТО-2. Чему уделили повышенное внимание? С пристрастием проверили тормоза, рулевое, натяжение ремней генератора и газораспределительного механизма, зазоры клапанов. Дотошно произвели осмотр ходовую, протянули крепежный элемент. Кропотливо продиагностировали электрическое оборудование - датчик Холла, коммутатор, блок управления принудительным холостым ходом, электрический клапан и, естественно, генератор, регулятор напряжения, разъемы, проводку. Отрегулировали зажигание.
Но не все в процессе подготовки машины шло гладко. За некоторое количество дней до старта стал падать уровень охлаждающей воды, о чем часто напоминала контрольная лампа на диагностическом блоке. Причина неисправности нас откровенно огорчила. Не выдержав давления в системе, разорвался расширительный бачок. Времени на поиски нового практически не осталось, да, нужно сказать, находить было нечего. Запасные части для "10-ки" еще пока в остром недостатке. Покоробленный бачок удалось запаять, использовав в качестве арматуры латунную сетку. Ремонт оказался более чем удачным. "Заштопанная" емкость стоит на машине до настоящего времени.
Задавшись целью очень использовать российские материалы, мы резко ограничили себя в выборе масел. Необходимо было подобрать смазку довольно высочайшего свойства, но под русской маркой. Делему решили: в движок залили синтетический "Спектрол Галакс" SAE 5W-50, а в коробку - "Спектрол Синакс" SAE 75W-90. Выбор синтетических масел полностью понятен, если учесть предстоящие нагрузки на агрегат и коробку. Другой же "нашенской" продукции с синтезированной основой торговля пока предложить не может. К тому же фирма гарантирует сопоставимость собственного трансмиссионного масла с коробками передач переднеприводных моделей ВАЗа.
СУХОПУТНЫЙ "ЧЕЛЮСКИН"
Трассу на Гребном канале мы накатывали с того времени, как встал лед. За два месяца исследовали, казалось, каждый поворот, каждую ямку на дороге. Знали, чего ждать в ту либо иную погоду, в мороз и ветер, при ярчайшем солнце и в снегопад. Готовясь к заезду, условились с начальниками и властями всех рангов. Одно оказалось не по силам: небесная канцелярия заказов на погоду от обычных смертных не воспринимает. Как назло за денек до старта подул теплый южный ветер и грянула оттепель. Да какая! Сугробы осели, под ногами захлюпало, вот только до глобального таяния практически метрового льда дело не дошло. В последний раз проинспектировав трассу, пробили обводку вокруг единственной суровой лужи и ровно в "пятнадцать ноль-ноль" 12 февраля "10-ка" отправилась наматывать круги - тест на выносливость начался.
На данный момент, по прошествии некого времени, вернуть хронологическую последовательность событий по памяти совершенно не просто. После 2-ух суток непрерывной гонки все смешалось в наших шумевших от напряжения головах. Чтоб точно передать, что происходило в те деньки на канале в Крылатском, призовем на помощь судейский протокол и ежедневник механиков.
1500 12 февраля. Старт - VAZ 2110 уходит на трассу. После первых кругов становится понятно: средняя скорость будет несколько ниже, чем предполагалось, а означает, и километраж до 3-х тыщ не дотянет. Дорожка на очах подтаивает, делается рыхловатой и неровной. Ехать стремительно - означает целенаправленно убивать машину, а ведь наша цель - не спринтерский рекорд скорости. Главное - финишировать через двое суток. Такая в общем-то стратегия всех длительных заездов.
2300 12 февраля. За бортом ночь, на указателе температуры как и раньше "плюс". На ледяной дорожке все поглубже и длиннее лужи, все почаще приходится воспользоваться стеклоочистителями. Они-то и подложили первую свинью. Левый "дворник" на следующем взмахе вылетел за границы стекла и завис кое-где там, за стойкой. Оказалось, ослабело крепление поводка к валу. Устранение поломки заняло несколько минут.
700 13 февраля. ("Чертова дюжина", черт ее побери!) К утру все-же чуток подморозило, дорожка стала наименее вязкой, и скорость немного возросла. Сзади уже 880 км. Вдруг по радио техничка получает сообщение - движок не сбрасывает обороты. Этот фокус карбюратора "Солекс" с автоматом запуска нам отлично известен: воздушная заслонка должна выслеживать температуру охлаждающей воды. И как назло конкретно в пусковом автомате часто возникает паровая пробка. Циркуляции воды нет, температура падает, заслонка, приняв неверную команду, послушливо прикрывается. Пустячное, как бы, дело - спускаем малость "Тосола", и... через пару кругов все повторяется. Ничего не поделаешь: удаляем супротивную воздушную заслонку, древесной щепкой подклиниваем Ремонт и эксплуатация, связывающие ее с заслонкой дроссельной, чтоб прикрыть последнюю. Уф! Как бы все заработало. Знать бы, что это только начало величавой карбюраторной эпопеи.
1000 13 февраля. Трасса очень "влажная". При проезде очередной лужи вода залила катушку зажигания и высоковольтные провода - мотор захлебнулся. Электрику протерли и обработали водоотталкивающим составом MASTER WIRE DRYER - больше схожих фокусов не бывало, хотя глубина луж и увеличивалась. Но сам факт настолько легкого проникания воды под капот озабочивает - моторный отдел VAZ 2110 снизу защищен большущим штампованным брызговиком-поддоном.
1130 13 февраля. Снова карбюратор! Движок судорожно дергается, на педаль акселератора отзываться не вожделеет - глохнет. Топливному прибору устроена полная ревизия, результаты которой не веселят: в карбюраторе самопроизвольно стопроцентно выкрутились обе эмульсионные трубки. Какая уж здесь устойчивая работа мотора! Неисправность убрали и заодно продули все жиклеры и каналы. В конце концов, карбюратор водрузили на место и мотор зажужжал ровно. До поры до времени, как выяснилось через пару часиков.
1330 13 февраля. Снова на холостом ходу не падают обороты, стала тугой педаль газа. В пусковом устройстве заклинивает какую-то хитрецкую тягу. Пробы избавиться от этой проблемы ни к чему не приводят. Пусковое устройство просто снимаем с карбюратора, но не демонтируем стопроцентно, так как через автомат циркулирует охлаждающая жидкость. "Хитрецкий механизм", висячий на шлангах, заворачиваем в пакет, отводим от карбюратора и проволокой фиксируем на толстом жгуте штатной проводки. Опережая действия, заметим, что на этом борьба с пусковым автоматом закончилась нашей победой.
1500 13 февраля. Полпути пройдено. Прибегая к терминологии автогонщиков, отметим, что по чисто временным характеристикам собственный 1-ый ледовый "Ле-Ман" мы, невзирая ни на что, удачно преодолели. "10-ка" отмерила 276 кругов либо 1269 км. Протираем глаза, поздравляем друг дружку с промежным финишем и... начинаем все поначалу. Незадолго до окончания суток "10-ка" побывала-таки в сугробе. Обошлось без последствий. С чрезвычайно жарким водителем проведена беседа о надежных способах поддержания высочайшей средней скорости и недопустимости несанкционированных действий. Жертва наших педагогических наклонностей, хлопая воспаленными очами, внимала голосу рассудка...
1900 13 февраля. Подтаяло за денек основательно. Глубина луж и их длина в колеях возросли. Правда, заливных озер на трассе еще как бы нет и на скорость прохождения дистанции эти водоемы практически не оказывают влияние... А вот поближе к ночи стукнул легкий морозец. Раскисшая дорога перевоплотился в ледяной желоб-колею, заполненную водой, а близкие сугробы обрели угрожающую твердость. С трассы к механикам поступило сообщение - нагревается движок! Оказалось, воздухозаборник радиатора наглухо закупорен льдом. Жалко, на автомобиле не предусмотрен аналог авиационной противообледенительной системы.
0100 14 февраля. Стоп, машина, "Челюскин" вмерз во льды! При очередной смене водителя чуть не "выколачиваем" из автомобиля долотом. "10-ка" припоминает мамонта, восставшего из нескончаемой мерзлоты, - вся обросла толстым слоем льда, на "роже" слой не меньше 10-ка см. Радиатор, естественно, снова забит. Замки дверей не работают, прутик антенны радиостанции перевоплотился в ледяную сардельку. Поскользнувшись, "10-ка" снова попробовала сугроб - сейчас более жесткий. Пока механики и гонщик высвобождали ее из плена, дверь успела основательно примерзнуть к просвету кузова, не пуская водителя за руль! Еще немножко и пришлось бы так зимовать до весны.
Но самое противное: набитая за 30 с излишним часов дорожка меж колеями окаменела и где-то автомобиль садится на брюхо. Езда становится опасной. Общим решением трассу закрываем, а чтоб не прерывать забег, машины обслуживания пробивают малюсенькое запасное кольцо - всего 1,3 километра, зато без аква процедур. Правда, новенькая дорожка не настолько ровненькая, но что поделать. Оставшиеся 14 часов VAZ 2110 трясся как на стиральной доске. Для полного счастья скончался стартер. Буксирную проушину длительно пробовали очистить ото льда, но, плюнув, растолкали "10-ку" способом матерых таксистов - бампер в бампер.
0900 14 февраля. Опять машина захандрила! Отказывает ускорительный насос - завис оборотный клапан (шарик) распылителя. Донором назначили стоящую рядом "девятку". Клапан взяли в долг оттуда и опять в путь.
1130 14 февраля. Автомобиль покидает круг и замирает рядом с техничкой. Замигала лампа аварийного давления масла. Грустно, до финиша всего три часа! Беглый осмотр. Поддон не замят, уровень масла в норме, в газораспределительный механизм оно поступает, сторонних звуков в движке нет. А вот проводка в блоке контрольных ламп на панели устройств вызывает сомнения. Датчик температуры охлаждающей воды уже отказал, сейчас, похоже, дребезжит контакт лампы аварийного давления. Но с давлением шуточки плохи. Принимаем все меры предосторожности, и "10-ка", сбросив скорость, движется к финишу. Красноватый глазок на панели продолжает подло помаргивать.
1500 14 февраля. Все кончено, но сил ликовать нет. Оказывается, от длительных пыток устают и сами инквизиторы. Сзади - 2131 километр, секундомер остановлен, механики, еле передвигая ноги, собирают инструмент, а зануда фотограф просит изобразить счастливую ухмылку. Куда там! Собрав остатки сил, оскалились в камеру - сейчас до дому, спать! "10-ка" тоже отдыхает - для нее зимний марафон на выживание завершен. Дальнейшее вскрытие в лабораторных критериях обусловит, чем она больна.
ВСКРЫТИЕ ПОКАЗАЛО...
Как выяснилось, нездоровой был быстрее живой, чем мертв. Начали с самого вредного прибора - карбюратора. Его сняли, разобрали, помыли, продули, собрали, поставили на место, отрегулировали, и он, подлый, как ни в чем же не бывало, заработал. Пусковой автомат тоже угомонился и закончил хандрить. Предпосылкой всех изъянов питания совершенно точно была мерзкая сборка карбюратора на заводе.
Стартер "Искра" ремонту не подлежал. Поменять обгонную муфту аналогичным русским узлом нереально - деталь уникальная. Ввезенный агрегат уступил место российскему, казанскому.
Снизу ничего глобального у "10-ки" мы не повредили. Самое суровое - свободный ход подшипника левого фронтального колеса. Видимо, скоро грядет его подмена. Обидно смотрится кронштейн стабилизатора - резинки вылезли из оправки, а сам он перекошен.
Поддон промышленного производства оказался, быстрее, развитым брызговиком, чем защитой. После контактов со снежным бруствером он смотрелся как смятая консервная банка. Отрихтовали, подварили и установили вспять, пусть и в предстоящем прикрывает движок от потоков воды. В левой фронтальной нише после полетов в сугробы откололась часть пластмассового подкрылка. Оторвались с обеих сторон крепления троса ручного тормоза к кронштейнам задней балки. Хотя, признаться, и без их трос ощущает себя хорошо. В остальном днище автомобиля не пострадало. Нет вмятин, царапин, противокоррозионное покрытие не повреждено. Благодаря специальной пластмассовой защитной накладке уцелели тормозные трубки и магистрали бензопровода.
В салоне рядовая для вазовских машин картина: от тряски разболталась обивка, все поскрипывает и грохочет. Сняв комбинацию устройств, узнали, почему не работал термометр охлаждающей воды и вроде бы отсутствовало давление масла. От тряски открутилась малая гайка, соединяющая интегральную схему панели устройств с "массой". Для порядка мы, конечно, слили масло, сняли поддон картера и еще раз удостоверились в полной исправности масляной магистрали.
И еще несколько замечаний: с первого денька эксплуатации в нашей "10-ке" с затруднением врубалась 2-ая передача. Пробег это явление ухудшил - сейчас без перегазовки она заходит с резким "хрюканьем". В багажник попадает вода, и много. Поводки стеклоочистителя приходилось подтягивать каждые 10-12 часов. Один "дворник" даже развалился, не выдержав оледенения. Появился стук правой фронтальной стойки.
Что все-таки в конечном итоге? Под ледяной пыткой обвиняемая созналась в почти всех грехах. Но мы решили быть беспристрастными и признать саму конструкцию "10-ки" в большинстве грехов невинной. К одним поломкам ее подтолкнули поставщики девайсов (карбюратор, стартер). Другие - на совести сборщиков (грохот в салоне, незатянутые поводки стеклоочистителя, электрика). И все таки стопроцентно оправдывать машину еще рано. Помилование временное. В зимнем тесте мы основательно нагрузили узлы подвески, коробку, электрическое оборудование, кузов, протрясли Ремонт и эксплуатация интерьера. Но по сути длительный тест VAZ 2110 только начинается. На очереди - движок, сцепление, тормозная система, рулевое. "10-ка" должна преодолеть еще несколько сложнейших испытательных шагов общей протяженностью 50 тыщ км. 16 тыщ уже пройдено, и мы готовим летний арсенал для пыток, чтоб продолжить допрос с пристрастием.
Поправде, до испытаний мы не ставили Подвескаивных задач. Но знатоки сказали, что за всю историю гонок на выносливость, похоже, еще никто не отъездил 48 часов кряду без шипов по ледяной трассе на стандартном автомобиле. Не исключено - показанная средняя скорость 44,39 километра в час является собственного рода рекордом. И если спецы подтвердят это предположение, попытаемся зарегистрировать достижение журналистов "За рулем" и, главное, российского автомобиля VAZ 2110.
Вадим КРЮЧКОВ,
Игорь ТВЕРДУНОВ
Фото Владимира Князева
и Сергея Иванова
Редакция благодарит дирекцию ОУСЦ "Крылатское", отдел городской милиции Западного окрестность городка Москвы, Лабораторию коммуникационных систем, Торговый дом "За рулем" за помощь в проведении теста.
Из судейской машины с "10-кой" повсевременно поддерживалась радиосвязь.
На указателе температуры как и раньше "плюс".
Колея становилась все поглубже прямо на очах.
Вода, вода, кругом вода...
Виновницей отказа стартера "Искра" стала обгонная муфта.
Ледяная крошка, парящая из-под колес, отшлифовала угол левого фронтального крыла.
Карбюратор с автоматом запуска двое суток держал в напряжении наших механиков.
После контактов с сугробами разрушился пластмассовый подкрылок в левой фронтальной нише.
Крепления троса ручного тормоза отдали приказ длительно жить.
Последствия езды в глубочайшей колее - брызговик мотора пришлось демонтировать для рихтовочных работ.
Виновница и виновники торжества после финиша беспримерного зимнего марафона.











