ВОТ НОВЫЙ ПОВОРОТ
ВОТ НОВЫЙ ПОВОРОТ
ТЕХНИКА
/ДИНАСТИЯ
ВОТ НОВЫЙ ПОВОРОТ
Рулевое АВТОМОБИЛЕЙ ФИАТ
ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ
Преемственность поколений и улучшение конструкции в сей раз покажем на примере "ФИАТ-Пунто", который в 1993 году сменил морально устаревший "Уно". Наименее чем за десятилетие юный итальянец успел обновить кузов, перепробовать различные моторы, примерить несколько вариантов коробок. Но разговор сейчас пойдет о управляющем управлении - конфигурации здесь произошли если уж не глобальные, то, по последней мере, достаточно любознательные.
ЗА Рулем
С 1993 года на конвейере устанавливали трехспицевые рули, которые органично вписывались в интерьер салона и комфортно лежали в руках. На заказ предлагали баранку с подушкой безопасности; она отличалась пухлой ступицей и надписью.
Обновляя в 1999 году верхний гардероб для "Пунто II", итальянцы освежили также интерьер салона. Магическая палочка дизайнеров задела и управляющего колеса, сделав его посовременнее. Кстати, отныне все баранки стали схожими, независимо от того, уложена ли вовнутрь подушка. Каркас (снова же в угоду безопасности) выполнен из более легкого, но в то же время крепкого магниевого сплава. А управляющая колонка спроектирована и размещена так, что противные вибрации от мотора и дороги практически не передаются на руль.
ДВИЖУЩАЯ СИЛА
До сего времени на многих "пунто" шофер поворачивает колеса без помощников. Некие авто первого поколения оснащали гидроусилителями, а для "Пунто II" появился выбор меж электроусилителем и доставшейся от предшественника гидравликой. Вобщем, в Россию авто с "Дьюэл-драйв" (так итальянцы назвали электрическую систему) пока официально не поставляют.
Вроде бы то ни было, будущее за электроусилителем. По последней мере, это касается моделей младших классов, к которым относится и "Пунто". Насос, всегда поддерживающий давление в гидроусилителе, отбирает у мотора 5-7% мощности, а электроусилитель врубается в работу, только когда необходимо повернуть колеса. Экономия горючего около 3% - это равносильно излишним 50 кг на борту.
Другой принципиальный момент - настройка усилителя. Отыскать правильные нелинейные свойства для гидравлического устройства очень трудно, куда проще "играть" электрическими калибровками. Не требуются хитроумные и крупногабаритные системы - малозначительные конфигурации в программке обеспечат на хоть какой скорости необходимое усилие на руле и точные реакции на команды водителя.
"Дьюэл-драйв" позволяет водителю избрать удачный режим: мощнейший городской - для нередких парковок и пригородный, более чувствительный. При резвом движении по трассе легкий и нечеткий руль может навредить. Потому блок управления совсем отключает электронную поддержку, когда автомобиль добивается скорости 70 км/ч.
Необслуживаемый электроусилитель, в отличие от гидравлического коллеги, не вынуждает владельца проводить избыточное время на 100. И очередное немаловажное достоинство - простота рециклинга. Гидравлика подлежит переработке на 85%, а при утилизации системы "Дьюэл-драйв" вторую жизнь обретают 95% компонент.
Устройство нового электроприбора не труднее рейки с гидроусилителем. Управляющий вал разрезан на две части, которые соединены чувствительным элементом - торсионом. При повороте он закручивается, тем подавая сигнал блоку управления. Зависимо от угла поворота руля и скорости автомобиля электромотор подкручивает выходной вал, снижая усилие. Работает электромотор и на оборотном ходе - он помогает возвращать колеса и руль в изначальное положение. Торсион при поворотах всегда остается малость скрученным, по другому руль станет совершенно легким и шофер не будет ощущать дорогу.
Электроусилитель сам смотрит за своим техническим состоянием. При поломке он докладывает компу код неисправности и перебегает в аварийный режим (просто отключается). Усилие на руле растет - но довести 900-килограммовый "Пунто" до сервисной станции сумеет даже маленькая дама.
ЗУБ ЗА ЗУБ
Современные "пунто" в обычный комплектации наслаждаются реечным управляющим механизмом без усилителя, но с переменным передаточным отношением. В отличие от прежней конструкции, зубья на рейке нарезаны с различным шагом. В последних положениях руль крутится просто - это упрощает парковку и развороты в тесноватых дворах. Но за такую помощь приходится рассчитываться излишними поворотами руля. Когда колеса стоят прямо, к рулю нужно прикладывать большее усилие, зато управление становится более чувствительным.
Разумеется, автомобилям с электроусилителем не необходимы управляющие механизмы с переменным шагом. Умный прибор обеспечит необходимое усилие на руле и четкую оборотную связь. Потому "непостоянную" рейку поменял обыденный механизм.
* * *
Обычно, разрыв меж поколениями составляет у забугорных моделей 5-7 лет. "Пунто" подтверждает это своим примером. Видимо, через два-три года в этом классе появится новый ФИАТ. Любопытно, какой путь развития изберут преемники, в какую сторону повернут. В любом случае без нового управляющего управления им не обойтись. Кстати, у ФИАТа уже есть принципно другие системы, где руль связан с колесами только проводами, и они уже испытаны на автомобилях (ЗР, 2001, № 4). Когда-нибудь мы сравним их серийные эталоны с этим же электроусилителем.
Управляющий механизм "Пунто" без усилителя: а - на автомобилях
первого поколения применяли обыденную рейку; б - современные машины оснащают механизмом
с переменным
передаточным
отношением.
Схема управляющего управления модели
"ФИАТ-Пунто" с электроусилителем:
1 - управляющий механизм;
2 - выходной вал;
3 - входной вал;
4 - электроусилитель.
Устройство электроусилителя руля: 1 - трехфазный синхронный электромотор; 2 - ротор; 3 - обмотки статора; 4 - датчики положения ротора; 5 - шестерня; 6 - управляющий вал; 7 - эвольвентный червь.