Обернись ВОКРУГ СЕБЯ!
Обернись ВОКРУГ СЕБЯ!
КЛУБ Автовладельцев
/Девайсы
Обернись ВОКРУГ СЕБЯ!
ВЫБИРАЯ ЗЕРКАЛА, НЕ НАРВИСЬ НА БАРАХЛО!
ТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ МАХИН, КАНДИДАТ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК
Зеркала заднего вида подлежат неотклонимой сертификации, а требования к ним определяют Правила № 46 ЕЭК ООН. Уже одно это гласит о том, какую роль играет эта деталь автомобиля для безопасности движения. Вобщем, любой из нас об этом знает по собственному опыту.
Далековато не все зеркала, что лежат на наших прилавках, отвечают серьезным интернациональным нормам (на их, кстати, основаны и русские эталоны). Итак вот, чтоб не напороться на кустарную поделку, не выкинуть Энциклопедия грузовых автомобилей на ветер, лучше до покупки запастись нужной информацией.
Начнем с устройства. Отражающий слой наносят у нас, в главном, на тыльную сторону зеркального стекла. Самая же современная разработка предугадывает внешнее покрытие, имеющее неоспоримые достоинства. Изображение объекта тут еще более точное: оно не двоится из-за дублирующего отражения от обеих поверхностей стекла. Не считая того, осевшие на покрытии зеркала частички грязищи (что безизбежно в влажную погоду) тоже не двоятся и, как следует, закрывают наименьшую площадь изображения (рис. 1). Отличить такое современное изделие от обыденного можно прямо в магазине. Для этого довольно посмотреть чуток с боковой стороны, к примеру, на прилипшую к поверхности зеркала пылинку либо же на отпечатки ваших пальцев. Там, где поверхность отражения закрыта стеклом, вы непременно увидите его "глубину". На изделии с внешним покрытием пылинки не "плавают", а просто лежат.
Если такое зеркало отыскать не удалось, можно полностью обойтись и обыденным, но изготовленным по установленной производственной технологии. На специализированных предприятиях заготовки авто зеркал вырезают из стеклянного полотна, шлифуют острые кромки и потом покрывают слоем металла: осаждают серебро либо напыляют алюминий. И только после чего на образовавшуюся тончайшую железную пленку наносят защитный лак, обрабатывая и торец стекла (рис. 2 а) - вот такое зеркало прослужит длительно. Когда же в качестве производителей выступают халтурщики (сейчас многие норовят заработать на ширпотребе), ни о каком напылении не идет и речи: они просто закупают мебельные зеркала и, орудуя стеклорезом, присваивают заготовке "подходящую" форму. При всем этом торец стекла остается открытым (рис. 2 б), и уже через год влага сделает свое темное дело - зеркало облезет по бокам.
Один из важнейших характеристик безопасности зеркал - зона обзора. К огорчению, в магазине ее не проверить - зеркало должно стоять на машине (рис. 3). Вобщем, время от времени найти "левый" продукт можно и с первого взора. Скажем, заместо зеркала со сферическим элементом (как у штатного) вам предлагают даже очень "фирменно" выполненное, но с плоским. Суровый производитель не допустит такового: если предписано, что правое боковое должно быть панорамным с зоной обзора шириной более 4 м на расстоянии 20 м, означает, так тому и быть. Халтурщиков же требования эталонов не тревожут: удалось достать выпуклые зеркала, пусть даже созданные для комнаты хохота, - будет вам панорамная оптика, нет - означает, в ход пойдет зеркальное полотно для мебельной фабрики.
Чтоб найти преломления объектов, попробуйте изловить в зеркале ровненькую прямую линию, скажем, полку стеллажа в магазине либо косяк двери. В плоском зеркале линия должна быть также прямой, в сферическом - смотреться как дуга равномерной кривизны. Расстояние вытянутой руки нормально для проверки - в таких приблизительно критериях шофер глядит на левое внешнее зеркало. Если отражаемая в нем линия имеет изломы, провалы и неровности, от покупки лучше отрешиться.
Точность передачи цвета объектов также очень принципиальна. В последние годы обширно распространились тонированные в голубой либо желтоватый цвет зеркала: они защищают глаза водителя от ослепления отраженным светом фар. Грамотное тонирование учитывает особенности зрения и не нарушает цветопередачи. А вот, скажем, чрезвычайно густая расцветка может вызвать искажение цвета предметов, отражающихся в зеркале, что, в свою очередь, приведет к ошибкам в восприятии световых сигналов. Так что, выбирая тонированное противоослепляющее зеркало, непременно поглядите, как в нем отражаются различные предметы, нет ли искажений цвета. Объектом для проверки в магазине могут быть прилавки с моторными маслами либо авто химией - тут обычно представлена вся палитра главных цветов.
Механические характеристики, в отличие от оптических, проверить проще. Сначала обратим внимание на фиксацию корпуса зеркала в кронштейне - свободный ход тут недопустим: из-за тряски в зеркале будет рябь. В внешних зеркалах эталоном предусмотрен узел складывания - он сохраняет зеркало при ударе о препятствие и защищает пешехода от травмы. Складывание в обе стороны предвидено при усилии до 250 Н (около 25 кгс). Попытайтесь проверить это, взявшись одной рукою за кронштейн (опору), а другой за корпус. Если шарнир поддается очень просто, велика возможность, что зеркало будет дрожать либо самопроизвольно складываться при движении. Такое лучше не брать, равно как складывающееся исключительно в одну сторону либо вообщем нескладное.
Механизм регулировки положения зеркала проверяем, поворачивая ручку в последние положения - в отличие от узла складывания, он должен работать просто, а оптический элемент при всем этом передвигаться плавненько, без рывков и заеданий и точно фиксироваться в данном положении. Сейчас надавим пальцами на его край с усилием до 5 кгс - механизм также должен работать плавненько, без рывков, по другому положение элемента может самопроизвольно поменяться при движении автомобиля. Кстати, зеркала, регулируемые снаружи поворотами корпуса, - это вчерашний денек. Выбирайте только те, где оптический элемент поворачивается снутри корпуса в 2-ух плоскостях при помощи ручки в салоне.
В заключение осмотрим другие Ремонт и эксплуатация корпуса. Очевидно, на их не должно быть сколов, трещинок, потеков краски и других изъянов. Резиновые кожухи и уплотнения - мягенькие на ощупь даже на морозе. Винты, саморезы и другие крепежные Ремонт и эксплуатация - покрытые цинком либо с защитным покрытием. Все это не оказывает прямого воздействия на Законодательство, но служит показателем технического уровня производства. Само собой, изделие, вызывает доверие, если упаковано и снабжено адресом производителя.
Ну вот и все - осталось смонтировать зеркало на машину: может быть, оно окажется даже лучше, чем штатное.
Изображение объектов и загрязнений в боковом зеркале: а - обыкновенном; б - с внешним отражающим слоем. 1 - часть изображения, закрытая частичкой грязищи; 2 - изображение идущего сзади автомобиля; 3 - стекло элемента; 4 - отражающий слой; 5 - частичка грязищи; 6 - идущий сзади автомобиль.
Оптический элемент с железным отражающим слоем: а - сделанный с соблюдением технологии; б - вырезанный из готового зеркального полотна. 1 - стекло; 2 - пленка серебра либо алюминия; 3 - защитный лак.
Мало нужные зоны обзора в боковых зеркалах легковых автомобилей. В точки А, Б, В и Г ставим вешки высотой по 2 метра. С места водителя в зеркале должны быть видны обе вешки и поверхность дороги за соединяющей их линией.