ТОЧКА ОПОРЫ
ТОЧКА ОПОРЫ
КЛУБ Автовладельцев
Покажет вскрытие
ТОЧКА ОПОРЫ
Сегодня покупка шаровых опор сродни игре в русскую рулетку. Повезет - будешь ездить длительно и счастливо. Как не оказаться в проигрыше?
Евгений БОРОДИН
Шаровые шарниры (таково их официальное заглавие), как понятно, нужны для подвижного соединения поворотного кулака с рычагами подвески. Они бывают 2-ух типов - верхние и нижние. 1-ые работают, в главном, на сжатие, 2-ые - только на растяжение. Соответственно различается и конструкция. Свойственное наружное отличие нижней опоры - округлое отверстие под палец. Такое решение, если обеспечен нужный угол качания, позволяет прирастить площадь контакта подшипника с корпусом. В двухрычажных фронтальных подвесках "Жигулей" используют оба вида, по паре на каждую сторону. У "Нивы" все четыре опоры - "верхние", но размещены по-иному. Опоры переднеприводных автомобилей тоже "верхние". От прошлых они отличаются только размерами деталей да местами крепления. Правда, тут их - всего две (как, вобщем, и рычагов).
Требования к шаровым шарнирам строго регламентированы - незамудреное на вид изделие призвано обеспечивать Законодательство движения. Ведь стоит ему разрушиться, и колесо, лишенное опоры, клинит под крылом. Далее - как повезет. Потому основной, законодательно закрепленный показатель свойства опоры - крепкость (РД 37.001.613-97). А вот долговечность может воздействовать только на благосостояние обладателя автомобиля - частая подмена деталей способна опустошить даже тугой кошелек. И возникают на упаковках сладкие обещания в 200 тыщ км пробега. Кстати, ВАЗ считает применимыми уже 30 тыщ.
Взяв за базу поставляемые на его сборочный поток опоры ООО "Автокомплект", мы попробовали узнать, как длительно служат их рыночные соперники. Для этого "инкогнито" приобрели в магазине четыре комплекта верхних и нижних шаровых опор различных производителей.
ООО "АВТОКОМПЛЕКТ" (БЗАК), БЕЛЕБЕЙ, Наша родина
Это дочернее предприятие АО "Автонормаль", которое вот уже 28 лет - официальный поставщик ВАЗа. По закоренелому воззрению, конкретно здесь выпускают наилучшие пальцы для шаровых опор. Молва не лжет. Их делают способом прохладной большой штамповки. Эта разработка не делает в Ремонт и эксплуатация внутренних напряжений, тем повышая ее крепкость. Материал - сталь 38ХГНМ. Переход от шара к стержню (галтель) нагартовывают для местного упрочнения, а шар шлифуют. Дальше - в сборку. На палец верхней опоры надевают полиамидный колпачок с антифрикционными добавками и закладывают его меж половинками корпуса. Через отверстие в нижней части зазоры заполняют нагретой до 180°С термореактивной смолой. После остывания - опрессовка для полного устранения зазоров.
Палец нижней опоры и ее корпус в зоне контакта с металлокерамическим подшипником закаливают, а у подшипника упрочняют поверхностный слой. При сборке меж полусферой пальца и нижней частью корпуса ставят резиновый вкладыш. Он компенсирует все сегодняшние и будущие (вследствие износа деталей) зазоры. Продаются опоры без упаковки "внавал". Защита от подделок призрачная - только символ производителя и Росстандарта.
ЗАО НПО "БЕЛМАГ", МАГНИТОГОРСК, Наша родина
Конструктивное выполнение аналогично шаровым шарнирам "Автокомплекта". Используют фактически те же комплектующие и материалы. Исключительно в верхних опорах наполнителем является композиционный материал, упроченный высокомодульным волокном и спецдобавками. Каждый шарнир упакован в коробку. На корпусе опоры - защита в виде наклеиваемой голограммы.
ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ Компания "СПУТНИК", МОГИЛЕВ, БЕЛОРУССИЯ
Конструктивное выполнение аналогично предшествующим образчикам. Только шаровой палец изготавливают жаркой поперечно-клиновой прокаткой с следующей механической обработкой. Недочет этого способа в том, что в зонах, примыкающих к оси заготовки, могут создаваться микротрещины, ослабляющие деталь. Отмечается низкое качество механической обработки сферических поверхностей пальцев - предпосылка резвого износа. Отверстие в корпусе нижней опоры и, как следует, угол качания пальца меньше требуемого. Из-за этого его стержень при работе может упираться в корпус шарнира. Но еще прискорбнее - отсутствие в верхней опоре полиамидного вкладыша, что резко понижает ее срок службы.
Продаются без упаковки. В защите от подделки, по-видимому, не нуждаются.
ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ АВТОН", ВОРОНЕЖ, Наша родина
Производит опоры своей конструкции. Корпус изделия - кованый. При сборке в его отверстие вставляют палец с насаженым на головку вкладышем-подшипником, состоящим из 2-ух частей, закладывают смазку и завинчивают резьбовую фиксирующую крышку. Основное достоинство - ремонтопригодность. Сначала износ компенсируют, подтягивая крышку, а потом - подменой деталей. Есть и недочеты. При растяжении уменьшенная площадь контакта (отверстие в корпусе круглое) и высочайшие нагрузки ускоряют износ вкладыша и возникновение зазоров.
Продаются в персональной упаковке в комплекте с крепежными деталями. По нашим данным, эти опоры пока не подделывают, видимо, из-за трудности производства корпуса.
А сейчас малость о способностях всех этих изделий.
Сначала, взяв за базу методику Белебеевского завода (по ней там инспектируют на долговечность эталоны из партий для сборочного потока ВАЗа), все опоры подвергли повторяющемуся синусоидальному нагружению. Проще говоря, испытательная машина, зажав в одной "руке" корпус опоры, другой 100 тыщ раз дернула за палец. При этом у нижних опор она старалась его вырвать, чередуя усилия в две и четыре тонны, а у верхних - вмять силой соответственно в одну и две тонны. Сразу через 10, 30, 50, 70 и 100 тыщ циклов определяли момент сопротивления при качании пальца в корпусе - как он разболтался.
У нижних опор с этой же целью инспектировали положение сферы пальца относительно корпуса (расстояние Н, рис.1), а у верхних - осевой зазор.
После чего оставалось найти, какая же из опор сохранила больший припас прочности. Для этого устоявшие до этого пальцы все таки вырвали, предположив, что более стойкие прослужили бы подольше. И, в конце концов, испытали на крепкость сами пальцы, оценив наличие (отсутствие) трещинок и деформацию при ударе по сфере с энергией 20 кгс.м.
Результаты, коэффициенты значимости и занятые места приведены в таблицах. Напомню - за базу мы брали характеристики опор производства ООО "Автокомплект" (100%).
Если результаты испытаний других изделий оказывались лучше (ужаснее), они, соответственно, получали пропорционально огромные (наименьшие) очки - из расчета, что наилучшему мы назначили 10 очков, остальным - сколько заслуживают. Потом очки множили на коэффициент значимости, чтоб найти окончательную оценку в баллах.
Коэффициенты значимости устанавливали, исходя из последующих предпосылок:
Нижняя опора работает на вырыв пальца и потому более нагружена, а выход ее из строя может привести к аварии, К=5.
Верхняя опора, в главном, работает на сжатие. Опыт указывает, что вырыва пальца из верхней опоры фактически не бывает, К=3.
Деформация пальца верхней либо нижней опор в любом случае востребует их подмены, к тому же может спровоцировать катастрофу, К=4.
Итак, все изделия русских производителей расправу выдержали удачно (характеристики силы вырывания и деформации зачли с учетом предшествующей нагрузки в 100 тыщ циклов). Белорусские опоры не развалились, но сила вырывания пальца из верхней составила всего 2460 кгс, что значительно меньше результатов, показанных сотрудниками. (Ну и деформировался палец больше других.)
В конечном итоге БелМаг набрал 130 баллов, "Автокомплект" (БЗАК) - 123, "Автон" - 122, "Спутник" - 104.
С официальными производителями, кажется, разобрались. Как все таки, решив приобрести 1-го из наших "героев", не попасть впросак - не приобрести подделку?
У слабозащищенных изделий основным признаком свойства служит белебеевский палец. Представляем его особенные приметы:
- на конусе нет следов токарного резца;
- неравномерный грязно-серый цвет конической поверхности как свидетельство термической обработки;
- на торце и коническом участке изготовлены фаски;
- у пальцев "верхних" опор на торце центровочное отверстие; сам торец неровный - поверхность излома.
Самое надежное - брать запчасти у приличных продавцов, а если все таки отважились на рынке - не поленитесь найти "особенные приметы".