ТАМ, ГДЕ РОЖДАЕТСЯ РАДУГА
ТАМ, ГДЕ РОЖДАЕТСЯ РАДУГА
РЕПОРТАЖ ЗР
ТАМ, ГДЕ РОЖДАЕТСЯ РА ДУ ГА
Понизу показались ярко освещенные квадратики теплиц, пару раз под крылом блеснула вода в каналах, по крошечным дорожкам торопились куда-то микроскопичные автомобильчики - мы стали понижаться, покидая царствующую вверху ночь. Бортпроводницы закончили дублировать информацию на британском, полагая, видимо, что в Голландии довольно голландского. Минут 20 ушло на кое-какие формальности в пустынном в этот час аэропорту, и дизельный "Mercedes" везет нас в амстердамскую гостиницу.
Не удержусь от 1-го замечания по поводу настолько почитаемых у нас старых импортных машин: на одометре "Мерседеса" - 360 тыщ км, а с виду можно дать раз в 6 меньше. Вобщем, не будем отвлекаться - программка грядущих 2-ух дней занимает две машинописные странички, и главное в ней - знакомство с предприятием "Сиккенс", выпускающим пользующиеся популярностью в мире авторемонтные краски. Меньше известен у нас концерн "Акзо Нобель", куда заходит "Сиккенс", но спецы знают, что это наикрупнейший производитель лакокрасочных материалов, приблизительно в два раза превосходящий ближайших "преследователей" - концерны ICI и PPG. Кстати, подразделением "Акзо Нобель" является и такая популярная у нас компания, как "Садолин".
Издавна ли наши сердца млели, если удавалось достать "родную" заводскую краску! А с каким придыханием каких-нибудь 5 годов назад произносили мы "синтетика"! Позднее стало ясно, что заводские покрытия в критериях ремонтного бокса отлично не нанесешь - требуется высочайшая температура сушки либо добавки типа известного "контакта Петрова", которые краску, естественно, не делают лучше. "Синтетика" же, при всем ее удобстве, по стойкости приметно уступала конвейерным краскам, вынуждая перекрашивать машину каждые два-три года. Несколько лучше зарекомендовал себя "Садолин", но по качеству, богатству цветов (не говоря уже о цветах с "железным" и "перламутровым" эффектом) способности "синтетики" все таки ограниченны.
Знакомый спец "по малярке" перед моим отъездом из Москвы спросил: "Правда, что едешь на "Сиккенс"? Расскажешь позже, как делают наилучшие авто эмали". Сначала это показалось мне преувеличением, но в Голландии я удостоверился, что он был совсем прав: ремонтное лакокрасочное покрытие кузова, сделанное компанией, прочнее и долговечнее (!) промышленного. Невольно появляется вопрос - но почему, почему фабрики сами его не употребляют? Ответ же прост и логичен: "конвейерные" краски дешевле, их "хватает" на средний срок службы автомобиля. Естественно, при условии, что он не попадет в катастрофу. В неприятном же случае - кандидатура: раз в два года перекрашивать правленые и замененные Ремонт и эксплуатация (еще больше по-российски - один раз выкрасить и здесь же реализовать) либо применить заранее надежные материалы. Такие, как предлагает "Сиккенс".
В часе езды от Амстердама городок Сассенхейм, где, фактически, размещен завод. Тут выяснилось - для того, чтоб быть фаворитом, совсем не непременно смотреться гигантом. Предприятие не поражает размерами либо гигантскими сооружениями. Все же, немалые партии авторемонтных материалов расползаются отсюда по всей Европе, идут в Китай, на арабский Восток. И в Россию.
Первую, ознакомительную лекцию проводит Вим Фролик - директор компании по продажам в Восточной Европе. Выделим из нее только самое принципиальное. "Допустим, - гласит он, - вы желаете создавать ремонтные автоэмали. Отлично. Неплохой, прибыльный бизнес. Для начала возьмите в аренду участок земли, приобретите оборудование. Смолы - базы красок и пигменты можно приобрести на рынке. И что все-таки - смешивай и разливай по банкам? Кое-кто так и поступает, но для кого эта продукция? Только для тех, кто красит машины полностью. В Европе это - менее 10% от всех случаев ремонта". Чтоб заинтриговать оставшиеся 90%, нужны две вещи: возможность подбирать цвет и, в связи с этим, высокая точность в изготовлении компонент - ведь рецепты каждого колера (а в мире их приблизительно 30 тыщ) рассчитаны на "стандартные" составляющие. Это по плечу уже очень немногим производителям. Даже у авто компаний требования ниже - они ведь красят кузова полностью. Потому часто два новых автомобиля, имеющих один код цвета, приметно различаются даже на глаз.
Сейчас мы направляемся в лабораторию, где спецы отрабатывают технологии определения цвета. Две из их - подбор при помощи разноцветных "вееров" и таблиц - отлично известны. Инженер Ван ден Киебоом ведает о третьей, рассчитанной специально для автосервиса, с внедрением не имеющего аналогов ноу-хау компании - прибора "Автомэтчик". Сам-то он невелик, но позволяет с поразительной точностью найти рецептуру ремонтной краски. Смотрится это так. Берем прибор и подносим его к автомобилю. Практически через несколько секунд на дисплее можно узреть, к какой из стандартных конвейерных красок поближе всего эталон, а еще - как следует поменять рецепт, чтоб подкрашенный участок не выделялся. Ведь, как мы узнали, у стандартных конвейерных красок нередки отличия цвета. Не считая того, старенькое лакокрасочное покрытие может несколько выцвести. Сейчас же мы попадем "в цвет" (даже когда пред нами "металлик") с ювелирной точностью. Если вместе с "Автомэтчиком" пользоваться к тому же компьютерными весами "Миксит", то на это будет нужно совершенно малость времени, а клиент получит конкретно столько краски, сколько ему нужно.
В углу лаборатории стоит "дедушка" "Автомэтчика" весом в несколько центнеров. "Что, он еще употребляется?" - удивляемся мы. "Да нет, сейчас ему место разве что в музее", - отвечает Киебоом. И показывает нам, что может случиться, если подбор цвета ведется на глаз либо даже по таблицам. Пред нами три пластинки: две однообразные сероватые, а 3-я очевидно дает в фиолетовый. Но вот щелкает тумблер света - и одна из сероватых приобретает зеленый колер, а фиолетовая, напротив, собственный теряет. Сейчас схожи уже две другие пластинки! Для клиента у неопытных мастеров это смотрится приблизительно так. Удовлетворенный успешной подкраской, он деньком уезжает из мастерской. А несколько часов спустя, в рассеянном вечернем освещении, перекрашенное крыло начинает выделяться каким-то внезапным цветом! Если при подборе цвета употребляют "Автомэтчик", такое, естественно, исключено.
Бизнес должен быть прибыльным - навряд ли кто будет с этим спорить. Бизнес авторемонтника - не исключение, и на фирме "Сиккенс" отлично это понимают. "Разве вы поставляете свою продукцию в пустыню? Нужно обучить людей работать с ней, работать отлично. Тогда вы сможете рассчитывать на гарантированный сбыт", - гласит г-н Фролик. Для этого на фирме сотворен особый центр под заглавием CRIC. Тут учат не только лишь как использовать материалы "Сиккенс", да и как верно организовать работу в мастерской, как расположить оборудование. Раз в год исключительно в Сассенхейме проходят подготовку более 2-ух тыщ человек, а таких центров обучения в мире уже 50. Приятно, что в одном из классов мы услышали родную речь - группы из Рф тут бывают часто.
К огорчению, не хватает места, чтоб поведать об исследовательском центре, где делают и изучают рецептуры. Отметим только, что "Сиккенс" всегда нацелен на перспективу, на денек завтрашний. Это позволило ему быть первым в использовании акриловых эмалей, в применении автоматических систем анализа цвета. Тут разработаны эмали с пониженным содержанием растворителей, которые наносят наименьший вред окружающей среде, также позволяют приметно уменьшить время расцветки. Тут сделаны краски на аква базе - для тех государств, где экологическое законодательство более жесткое.
Да, есть различные уровни технологии. И "кисточкой у забора", и рассчитанные на скорую продажу. Но если уж красить машину "себе"...
Сассенхейм- Аркадий АЛЕКСЕЕВ
Москва Фото компании
Редакция благодарит фирму "Сиккенс" за помощь в подготовке материала.
Русская группа на упражнениях по колеровке - подбору цветов. Обучение в Голландии организовал наикрупнейший дилер - компания "Авто-ЭМ".
Арсенал колеровщика: цветовые таблицы, "вееры" и "Автомэтчик"(показан стрелкой).
Вим Фролик и стандартные цвета разных систем расцветки.
На этом полигоне долговечность образцов красок испытывают пару лет.