ВАЗ НОВИНКИ ПОД КАПОТОМ
ВАЗ: НОВИНКИ ПОД КАПОТОМ
ТЕХНИКА
ВАЗ: НОВИНКИ ПОД КАПОТОМ
О том, что "засидевшийся" в подготовке производства VAZ 2110 стал наконец поступать в продажу, знают, наверняка, уже все автомобилисты Рф. Не многим, правда, понятно, что новый автомобиль пока оснащается старенькым движком VAZ 21083. Но, как говорят на Волжском автозаводе, начало серийного выпуска современного шестнадцатиклапанного мотора VAZ 2112 не за горами. Есть на Вуале и другие разработки, которые уже дошли до производства либо вот-вот увидят свет. О конструкции новых тольяттинских моторов ведает начальник отдела проектирования движков Генерального департамента развития ВАЗа Вячеслав МЕШКОВ.
ДЛЯ "10-ки"
Новый движок для VAZ 2110 (его индекс 2112) создавался не с незапятнанного листа. Исследовав его техно характеристику, нетрудно увидеть, что главные геометрические размеры (межцилиндровое расстояние, поперечник и ход поршня) такие же, как и у "восемьдесят третьего" мотора. По правде, блок цилиндров нового мотора практически аналогичен по конструкции блоку VAZ 21083. Отличия все таки есть. Самое существенное - уменьшенный до 10 мм поперечник болтов крепления головки и, соответственно, отверстий для их в блоке. При обработке цилиндров использована современная разработка плосковершинного хонингования. Это позволит уменьшить износ деталей цилиндро-поршневой группы и повысить надежность мотора. И последнее отличие - приливы под датчики системы впрыска горючего, которых нету на "восемьдесят 3-ем" моторе.
Коленчатый вал 2112 отличается конструкцией противовесов, но хотя стопроцентно взаимозаменяем с валом 21083, имеет новаторство: на носке вала установлен демпфер крутильных колебаний.
Шатунно-поршневая группа уникальная. Поршневой палец - плавающего типа. От осевых перемещений он фиксируется стопорными кольцами.
Форма днища поршня диктуется сначала шатровой камерой сгорания, классической для движков с 4-мя клапанами на цилиндр. Масляное остывание поршня призвано понизить его температуру. Масло под давлением подается на поршень снизу из специальной форсунки, установленной в блоке цилиндров.
Сейчас о главном - новейшей головке блока цилиндров. Она сотворена в сотрудничестве с компанией "Порше". Два распределительных вала приводятся зубчатым ремнем со особым полукруглым профилем зубьев. Особый кожух накрепко защищает зубчатый ремень от попадания грязищи и т. п. В приводе клапанов установлены гидротолкатели. Сейчас не нужно регулировать зазоры, к тому же облегчена разработка сборки головки. Для движков "восьмого" семейства эта операция была автоматизирована. Сейчас вообщем не нужно подбирать регулировочные шайбы - шестнадцать раз для 1-го мотора! Внедрение гидротолкателей потребовало усовершенствовать смазочную систему мотора, чтоб исключить возможность оборотного слива масла и, как итог, утрату работоспособности гидротолкателей.
Последующая особенность - одна клапанная пружина заместо 2-ух. У нового клапана уменьшен поперечник стержня, потому уменьшились его масса и инерционные нагрузки на пружину. Усилия единственной пружины довольно, чтоб вовремя возвращать клапан на место.
Система распределенного впрыска горючего разработана вместе с компанией "Дженерал моторс". Впрыск фазированный - момент подачи горючего синхронизирован с моментом открытия впускного клапана. Установка карбюратора на движок VAZ 2112 не предусмотрена: впускная труба под карбюратор даже не разрабатывалась.
Новый мотор востребовал новых, малогабаритных свеч. Они инсталлируются в глубочайших колодцах в головке блока цилиндров. Для обычных огромных свеч колодцы пришлось бы делать обширнее, а это нереально: головка скомпонована очень плотно. Такие свечки, как, кстати, и зубчатый ремень, выпускаются многими фирмами и продаются в Рф.
Для установки мотора на автомобиль употребляется гидроопора сложной конструкции. Она позволяет осязаемо уменьшить вибрации, передаваемые движком на кузов автомобиля.
ДЛЯ "НИВЫ"
Журнальчик "За рулем" уже докладывал, что часть длиннобазных автомобилей ВАЗ-2129 и VAZ 2131, которые выпускает Опытно-промышленное создание ВАЗа, комплектуют движком увеличенного до 1,8 л рабочего объема. Этот мотор делают там же, в ОПП. Его индекс ВАЗ-2130, он сотворен на базе серийного "двести тринадцатого" мотора "Нивы". Повышением хода поршня на 4 мм рабочий объем доведен до 1774 смз. На новеньком движке может устанавливаться уникальный распределительный вал, изменены фазы газораспределения. Система зажигания - бесконтактная. "Кормит" мотор топливом пока обычный нам карбюратор типа "Солекс".
Высота блока цилиндров увеличена на 1,4 мм, использован уникальный коленчатый вал с модифицированным радиусом кривошипа. Модернизированный мотор практически на 2 кВт сильнее базисной модели, возрос вращающий момент - очень кстати для потяжелевшей длинноватой "Нивы".
ДЛЯ Хоть какого ВАЗа
История двухлитрового шестнадцатиклапанного мотора VAZ 21203 достаточно длинноватая. Пару лет вспять велись работы над движком такового рабочего объема. До производства тот мотор не дошел, но выработки остались. И когда появился движок VAZ 2112, решили его головкой "накрыть" тот экспериментальный блок. Опыт оказался очень удачным. Головку, правда, пришлось доработать - прирастить проходные сечения клапанов, но главное - мотор сходу вышел полностью работоспособный. На данный момент движок VAZ 21203 доводят, а выпускать его планируют силами ОПП.
Самая увлекательная особенность этого мотора - универсальность. Его можно установить как под капот переднеприводного автомобиля, так и на ВАЗы традиционной и вэдовой сборки. Есть, правда, на пути "двести третьего" одно суровое препятствие - ресурс коробки вазовских машин, когда-то рассчитанный на куда более слабенькие движки. Но эта неувязка не из разряда неразрешимых.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Движок VAZ 2112 еще не стал серийным, но уже идет работа по его предстоящему совершенствованию. Сначала планируем оснастить его впускным трубопроводом переменной длины. На забугорных моторах это уже не новинка, там их используют все обширнее. Поясним кратко, в чем достоинство этой системы.
В процессе работы мотора воздух в трубопроводе совершает колебательные движения. Если подобрать подходящую длину впускной трубы, можно достигнуть, чтоб в момент открытия впускного клапана к нему подходила еще одна волна давления. Это позволяет сделать лучше заполнение цилиндра. Но движок - агрегат многорежимный, потому на различных оборотах требуется, строго говоря, разная длина впускной трубы. Плавная регулировка длины - задачка на техническом уровне трудновыполнимая. Но даже предложив воздуху два пути: длиннющий - в режиме наибольшего вращающего момента и маленький - в режиме наибольшей мощности, можно существенно сделать лучше характеристики мотора и, главное, избавиться от основного недочета многоклапанных движков - заслуги максимума вращающего момента при больших оборотах коленчатого вала.
Те же цели преследует и другая многообещающая разработка - система для конфигурации фаз газораспределения. Оборудованный ею мотор должен стать еще больше тяговитым, лучше адаптироваться к изменению нагрузки.
От редакции. Мы возлагаем надежды в скором времени познакомить читателей с "живыми" движками ВАЗ-2130 и VAZ 2112. 1-ый станет "сердечком" редакционной длинноватой "Нивы", 2-ой с течением времени поменяет "восемьдесят 3-ий" движок под капотом нашей "10-ки". Именно тогда мы поведаем об эксплуатации новых моторов.
Движок VAZ 2112: 1 - коленчатый вал; 2 - шатун; 3 - плавающий поршневой палец; 4 - поршень; 5 - болт крепления головки; 6 - выпускной клапан; 7 - гидротолкатель; 8 - распределительный вал; 9 - ресивер; 10 - форсунка; 11 - впускная труба; 12 - впускной клапан.