ДЛЯ ЛЬДОВ ВСЕХ Материков
ДЛЯ ЛЬДОВ ВСЕХ Материков
ТЕХНИКА
Шины
ДЛЯ ЛЬДОВ ВСЕХ Материков
Протектор новых шин срисован с... лягушачьих лапок.
Антон УТКИН
Реальную сенсацию преподнес автомобилистам германский концерн "Континенталь" - при разработке новейшей зимней шины TS780 инженеры пользовались достижениями бионики. Напомним: эта наука изучит способы внедрения в технику решений, отысканных самой природой. Один из ярчайших примеров - застежка-"липучка", идею которой дали подсказку соцветия репейника. В автомобилестроении (в отличие, скажем, от авиации) ранее бионика фактически не применялась, разве что шаровые шарниры подвески и управляющих тяг очевидно напоминают плечевой и тазобедренный суставы...
И вот - открытие, развернувшее новые горизонты перед разработчиками авто шин. Изучая способность неких земноводных цепко удерживаться на скользких поверхностях, ученые нашли, что в этом награда не только лишь присосок на пальцах. К примеру, древесные лягушки ловко лазают и по листве, где вакуум уже не ассистент - попробуй присосаться, когда под ногами нечто зыбучее, покладистое, да еще с прожилками... Как выяснилось, кожа на пальцах древолазов покрыта густой сетью разрезов с ячейками шестиугольной формы. Воспроизведя нечто схожее из резины, исследователи были поражены прекрасными фрикционными качествами приобретенного материала - разрезы цеплялись наточенными кромками за мелкие шероховатости, не срываясь в скольжение даже при передаче больших моментов трения. Секрет оказался в том, что шестигранные (торец - не в счет) столбики резины этого типичного протектора не могут передвигаться относительно друг дружку: со всех боков столбик тесновато зажат соседями. Отсюда уникальная возможность сделать столбики мягенькими и эластичными (а означает, очень хваткими), но сразу избежать их вредной податливости к извиву и срыва кромок с микровыступов сопряженной поверхности.
Лабораторные тесты опытнейших образцов шин с шестиугольной сетью разрезов протектора подтвердили их главное достоинство: сцепные характеристики на скользком покрытии фактически схожи при любом направлении силы в плоскости контакта. Еще больше приятными стали сравнительные тесты. Шины прошлых поколений с прямыми либо даже извилистыми разрезами рождались в муках компромиссов - улучшение динамики разгона и торможения безизбежно вызывало ухудшение сцепления в поперечном направлении, другими словами в поворотах, и напротив. В технике вообщем принято считать: особое всегда лучше универсального. У шин - победительниц сравнительных тестов, обставивших соперниц в пяти-семи упражнениях, непременно были свои "пунктики", которые они проваливали соперникам. К примеру, таковой: зубастое колесо отлично гребет по снегу и глине, но безизбежно шумит на асфальте. Другая шина лучше разгоняется на льду, но слабее держит в повороте.
"Конти" делает заявку на универсальность уже на ином витке технического развития. Неуж-то и впрямь зеленоватая попрыгунья посодействовала инженерам из Ганновера сделать зимнюю шину, неопасную не только лишь для пилотов авторалли, да и для обычных "чайников"? Проверить это мы смогли в Исландии - там компания "Континенталь" устроила демонстрацию новинки.
Ледник Лангйокуль - заснеженная равнина под сотку км в поперечнике - где еще в Европе отыщешь таковой полигон ранешней осенью? Пару часиков езды от Рейкьявика - и мы на месте. Несколько новых "фольксвагенов-гольф" и одна "Альфа-Ромео-145" ожидали журналистов на расчищенной площадке. С любопытством сажусь за руль ярко-желтой "Альфы" и через пелену в один момент поднявшейся пурги устремляюсь на обозначенную флагами трассу. Зигзагообразная дорога местами протерта до льда - его блестящие, отшлифованные горбы шириной до 2-ух метров выглядывают из-под утрамбованного снега. Проездив полгода по чистому асфальту, почувствовать под колесами реальный каток - очень неповторимое наслаждение, в особенности если уверен, что кругом никого, а слева и справа - мягенькая перина свеженаметенных сугробов...
Сейчас не станем делать упор на оценке поведения шин в "Подвескаивных" режимах. Ведь зимние шины приобретают, обычно, не для того, чтоб сломя голову гонять по ледникам. А вот раз в день доезжать без приключений на работу и домой по оледенелому шоссе с насыщенным движением - полностью легитимное желание того, кто издержал три-четыре сотки баксов на зимний набор "обуви". Поэтому опробуем модель TS780 с позиции не очень опытнейшего, зато аккуратного водителя.
Итак, упражнение 1-ое - разгон. Имитируя водителя, не чувствующего пробуксовку, давлю на газ по принципу "чем посильнее - тем резвее", тем паче что форсированный 1,4-литровый моторчик "Альфы" на низких оборотах совершенно не тянет. Фронтальные ведущие колеса работают в белоснежной каше, как роторы миксера в сливках, заглушая своим визгом вой из-под капота. Но машина уверенно ползет вперед, равномерно набирая скорость и оставляя сзади заавесь снежной пыли.
Экзамен 2-ой - имитация испуга. Разогнавшись до 80 км/ч (крейсерский режим для пустынной зимней трассы), представляю впереди внезапное препятствие - трактор, лося, пешехода либо что-то еще. "Оцепенев от испуга", бью по тормозам - машина издает звук лопаты предрассветного дворника и, собирая перед заблокированными колесами валы снега, стремительно останавливается. При этом практически прямолинейно, невзирая на то, что правые колеса часть тормозного пути прошли по нагому льду. Повторяю прием, за ранее развернув машину под углом к обочине. Итог тот же - с заблокированными колесами "Альфа" скользит по льду, как древесный щит, обитый снизу наждачкой.
И в конце концов, коронный номер - имитация объезда препятствия, другими словами проверка несчастной боковой цепкости резины. Вылетев с ходу на ледяной участок, выворачиваю руль до упора на право, ждя, что машина заскользит левым боком вперед, чтоб позже ее "изловить"... Но "Альфа", немного поскользнувшись, вдруг, как торпеда, врезается в сугроб на правой обочине и еще через мгновение застывает в чистом поле по пояс в снегу... Да, шины и впрямь зимние, попробую рулить не так стремительно. Как оказывается, "Подвескаивной" техники езды с заносом совсем не требуется - TS780 предназначена для обыденных водителей и на разумных скоростях объезжает препятствие на льду так же просто, как и на асфальте, в особенности если машина переднеприводная и вы во время маневра немного жмите на газ...
В заключение - список размеров "лягушачьих" шин ContiWinterContact TS780, освоенных компанией в 1999 году:
145/80R13; 155/80R13; 175/80R14; 145/70R13; 155/70R13; 165/70R13; 175/70R13; 175/70R14; 185/70R14; 175/65R14; 185/65R14; 185/60R14.
Зимняя шина "Континенталь TS780".
Шестиугольную сетку разрезов протектора еще именуют "сотовой" - honeycomb.


ТЕХНИКА
Шины
ДЛЯ ЛЬДОВ ВСЕХ Материков
Протектор новых шин срисован с... лягушачьих лапок.
Антон УТКИН
Реальную сенсацию преподнес автомобилистам германский концерн "Континенталь" - при разработке новейшей зимней шины TS780 инженеры пользовались достижениями бионики. Напомним: эта наука изучит способы внедрения в технику решений, отысканных самой природой. Один из ярчайших примеров - застежка-"липучка", идею которой дали подсказку соцветия репейника. В автомобилестроении (в отличие, скажем, от авиации) ранее бионика фактически не применялась, разве что шаровые шарниры подвески и управляющих тяг очевидно напоминают плечевой и тазобедренный суставы...
И вот - открытие, развернувшее новые горизонты перед разработчиками авто шин. Изучая способность неких земноводных цепко удерживаться на скользких поверхностях, ученые нашли, что в этом награда не только лишь присосок на пальцах. К примеру, древесные лягушки ловко лазают и по листве, где вакуум уже не ассистент - попробуй присосаться, когда под ногами нечто зыбучее, покладистое, да еще с прожилками... Как выяснилось, кожа на пальцах древолазов покрыта густой сетью разрезов с ячейками шестиугольной формы. Воспроизведя нечто схожее из резины, исследователи были поражены прекрасными фрикционными качествами приобретенного материала - разрезы цеплялись наточенными кромками за мелкие шероховатости, не срываясь в скольжение даже при передаче больших моментов трения. Секрет оказался в том, что шестигранные (торец - не в счет) столбики резины этого типичного протектора не могут передвигаться относительно друг дружку: со всех боков столбик тесновато зажат соседями. Отсюда уникальная возможность сделать столбики мягенькими и эластичными (а означает, очень хваткими), но сразу избежать их вредной податливости к извиву и срыва кромок с микровыступов сопряженной поверхности.
Лабораторные тесты опытнейших образцов шин с шестиугольной сетью разрезов протектора подтвердили их главное достоинство: сцепные характеристики на скользком покрытии фактически схожи при любом направлении силы в плоскости контакта. Еще больше приятными стали сравнительные тесты. Шины прошлых поколений с прямыми либо даже извилистыми разрезами рождались в муках компромиссов - улучшение динамики разгона и торможения безизбежно вызывало ухудшение сцепления в поперечном направлении, другими словами в поворотах, и напротив. В технике вообщем принято считать: особое всегда лучше универсального. У шин - победительниц сравнительных тестов, обставивших соперниц в пяти-семи упражнениях, непременно были свои "пунктики", которые они проваливали соперникам. К примеру, таковой: зубастое колесо отлично гребет по снегу и глине, но безизбежно шумит на асфальте. Другая шина лучше разгоняется на льду, но слабее держит в повороте.
"Конти" делает заявку на универсальность уже на ином витке технического развития. Неуж-то и впрямь зеленоватая попрыгунья посодействовала инженерам из Ганновера сделать зимнюю шину, неопасную не только лишь для пилотов авторалли, да и для обычных "чайников"? Проверить это мы смогли в Исландии - там компания "Континенталь" устроила демонстрацию новинки.
Ледник Лангйокуль - заснеженная равнина под сотку км в поперечнике - где еще в Европе отыщешь таковой полигон ранешней осенью? Пару часиков езды от Рейкьявика - и мы на месте. Несколько новых "фольксвагенов-гольф" и одна "Альфа-Ромео-145" ожидали журналистов на расчищенной площадке. С любопытством сажусь за руль ярко-желтой "Альфы" и через пелену в один момент поднявшейся пурги устремляюсь на обозначенную флагами трассу. Зигзагообразная дорога местами протерта до льда - его блестящие, отшлифованные горбы шириной до 2-ух метров выглядывают из-под утрамбованного снега. Проездив полгода по чистому асфальту, почувствовать под колесами реальный каток - очень неповторимое наслаждение, в особенности если уверен, что кругом никого, а слева и справа - мягенькая перина свеженаметенных сугробов...
Сейчас не станем делать упор на оценке поведения шин в "Подвескаивных" режимах. Ведь зимние шины приобретают, обычно, не для того, чтоб сломя голову гонять по ледникам. А вот раз в день доезжать без приключений на работу и домой по оледенелому шоссе с насыщенным движением - полностью легитимное желание того, кто издержал три-четыре сотки баксов на зимний набор "обуви". Поэтому опробуем модель TS780 с позиции не очень опытнейшего, зато аккуратного водителя.
Итак, упражнение 1-ое - разгон. Имитируя водителя, не чувствующего пробуксовку, давлю на газ по принципу "чем посильнее - тем резвее", тем паче что форсированный 1,4-литровый моторчик "Альфы" на низких оборотах совершенно не тянет. Фронтальные ведущие колеса работают в белоснежной каше, как роторы миксера в сливках, заглушая своим визгом вой из-под капота. Но машина уверенно ползет вперед, равномерно набирая скорость и оставляя сзади заавесь снежной пыли.
Экзамен 2-ой - имитация испуга. Разогнавшись до 80 км/ч (крейсерский режим для пустынной зимней трассы), представляю впереди внезапное препятствие - трактор, лося, пешехода либо что-то еще. "Оцепенев от испуга", бью по тормозам - машина издает звук лопаты предрассветного дворника и, собирая перед заблокированными колесами валы снега, стремительно останавливается. При этом практически прямолинейно, невзирая на то, что правые колеса часть тормозного пути прошли по нагому льду. Повторяю прием, за ранее развернув машину под углом к обочине. Итог тот же - с заблокированными колесами "Альфа" скользит по льду, как древесный щит, обитый снизу наждачкой.
И в конце концов, коронный номер - имитация объезда препятствия, другими словами проверка несчастной боковой цепкости резины. Вылетев с ходу на ледяной участок, выворачиваю руль до упора на право, ждя, что машина заскользит левым боком вперед, чтоб позже ее "изловить"... Но "Альфа", немного поскользнувшись, вдруг, как торпеда, врезается в сугроб на правой обочине и еще через мгновение застывает в чистом поле по пояс в снегу... Да, шины и впрямь зимние, попробую рулить не так стремительно. Как оказывается, "Подвескаивной" техники езды с заносом совсем не требуется - TS780 предназначена для обыденных водителей и на разумных скоростях объезжает препятствие на льду так же просто, как и на асфальте, в особенности если машина переднеприводная и вы во время маневра немного жмите на газ...
В заключение - список размеров "лягушачьих" шин ContiWinterContact TS780, освоенных компанией в 1999 году:
145/80R13; 155/80R13; 175/80R14; 145/70R13; 155/70R13; 165/70R13; 175/70R13; 175/70R14; 185/70R14; 175/65R14; 185/65R14; 185/60R14.
Зимняя шина "Континенталь TS780".
Шестиугольную сетку разрезов протектора еще именуют "сотовой" - honeycomb.

