Всем по навигатору!
По воззрению ряда профессионалов, через несколько лет группировка спутников ГЛОНАСС будет укомплектована. Стимулом к этому станет разрабатываемая Концепция сотворения единой вертикально-интегрированной гос автоматической системы информационного обеспечения Угасал «Управление», основой которой станет «Автоматизированная система управления транПодвесканым комплексом РФ» (АСУ ТК).
Но что делать перевозчикам, уже оснастившим свои машины GPS-навигаторами? Что делать тем, кто не только лишь работает по Рф, да и прогуливается за предел? Какому оборудованию дать предпочтение, чтоб не издержать Энциклопедия грузовых автомобилей впустую?
Русский рынок навигационных систем начал развиваться еще позднее забугорного, все же на данный момент установленный в машине приборчик, показывающий куда нужно далее ехать, закончил быть в диковину. Спутниковые навигационные системы берут свое начало еще со времен прохладной войны, когда две противоборствующие стороны, США и СССР, развернули их только для военных нужд. Обычным смертным навигационный сервис стал доступен только после соответственного разрешения южноамериканского правительства. Не заставляя себя длительно ожидать, на рынок хлынул поток различных GPS-навигаторов, стоимость на которые достаточно стремительно стала доступной за счет массовости производства. Были разработаны мелкие дешевенькие чипы, которые позволяли фактически хоть каким устройствам принимать спутниковые сигналы. Сейчас такие GPS-чипы представляют собой крохотную микросхему размером всего несколько мм, делаются они раз в год миллионами штук.
В масштабах страны трудно переоценить значимость навигационных систем. Военные нужды, мониторинг грузоперевозок и систем пассажирского транПодвескаа, работа МЧС – все в сильной степени завязано на способности стремительно и верно найти координаты объектов на суше, в воде и воздухе. Средства навигации сейчас являются неотъемлемой частью инфраструктуры хоть какого развитого страны, и Наша родина тут не исключение. К огорчению, российская навигационная система ГЛОНАСС очень постарела во время экономических катаклизмов в 90-е годы. Ресурс русских спутников оказался невысок, и многие из их вышли из строя, а недостающее финансирование не позволяло поддерживать систему в работоспособном состоянии. Ситуация поменялась практически пару лет вспять. Стало понятно, что иметь свою систему актуально принципиально, по другому можно однажды остаться без навигации вообщем, ведь все рычаги управления единственной, стопроцентно развернутой и работоспособной системой GPS находятся у янки. Опыт прошедших за последние годы военных конфликтов показал, что владельцы-операторы GPS просто могут избирательно нарушать работоспособность собственной системы для определенного региона.
Блок «АвтоТрекер» АТ 85 работает в совмещенном режиме ГЛОНАСС/GPS
Может быть, сейчас критичная масса использования навигационных систем в инфраструктуре страны еще не пройдена, но в дальнейшем нарушение работоспособности системы спутникового позиционирования неизбежно приведет к параличу всей транПодвесканой системы и невозможности выполнения актуально принципиальных задач. Чего греха таить, сейчас в почти всех городках Рф муниципальные и коммерческие предприятия, пользующиеся системами мониторинга транПодвескаа, употребляют аппаратуру GPS, паразитирующую на сигналах американских спутников.
GSM/УКВ/ГЛОНАСС/GPS телематический терминал М2M-Cyber GLX Pro
Чтобы переломить щекотливую ситуацию, на правительственном уровне было решено вернуть работоспособность российскей системы и обеспечить ей зеленоватый свет по внедрению во все уровни инфраструктуры. Собственные навигационные системы пробуют развернуть Китай (система COMPASS) и Европейское общество (система GALILEO). Так как у Рф в космосе уже имеется значимая группировка спутников (сейчас в рабочем состоянии находится 18 штук), а у намечающихся соперников собственные навигационные системы исключительно в планах либо на исходном шаге развертывания, у российскей системы есть значимая фора и все шансы выйти со собственной системой на мировой рынок. Продвижение российскей системы на экПодвеска может означать для нашего страны суровую статью дохода, также колебание стереотипов о положении Рф на мировом рынке в роли сырьевого придатка.
GSM/ГЛОНАСС/GPS телематический терминал M2M-Cyber GLX
Заинтригованность в этом проявляют многие страны, желающие иметь кандидатуру южноамериканскому GPS по этим же экономическим и стратегическим причинам. Мировой денежный кризис играет для Рф роль палочки-выручалочки, сдерживая развитие систем соперников.
Сравним?
Если откинуть системы GALLILEO и COMPASS как находящиеся на исходной стадии развертывания, прямым и единственным соперником российскей ГЛОНАСС остается все тот же южноамериканский GPS. Из-за того что русская группировка спутников выведена не стопроцентно, устойчивого определения координат по всему земному шару пока нет, но по просторам Рф система действует полностью уверенно. В дальнейшем, с наращиванием группировки спутников (нужное количество 24), ситуация исправится, и по зоне покрытия ГЛОНАСС станет стопроцентно равноценна GPS. По воззрению технических профессионалов, у ГЛОНАСС есть пара преимуществ, по сопоставлению с GPS. Во-1-х, это наилучшая помехозащищенность – в отличие от GPS, сигнал от спутников у ГЛОНАСС передается на различных частотах. Его труднее заглушить искусственным методом, а естественным помехам он наименее подвержен за счет частотного рассредотачивания сигналов. А именно, в Москве есть места, где сигнал GPS специально глушится. ГЛОНАСС в этих зонах будет работать стабильно. Во-2-х, потенциально из-за технических особенностей у приемников ГЛОНАСС меньше время старта, хотя по таблицам технических черт имеющихся разработок этого не скажешь. Другими словами, ГЛОНАСС-навигатор будет резвее отыскивать сигнал от спутников и определять положение. Каждый, кто воспользовался GPS-навигаторами, знает, как мучительно бывает иногда ожидание во время установления сеанса связи. Не считая того, южноамериканский GPS в силу прирожденных особенностей системы плохо работает в северных широтах. У системы ГЛОНАСС с покрытием данной географической зоны все в порядке!
ГЛОНАСС Первой спутниковой навигационной системой в СССР стала система «Циклон». Она была принята на вооружение в 1976 году. Позже, в 1979 году, появился штатский аналог этой системы навигации под заглавием «Цикада». Обе навигационные системы работали на базе эффекта Доплера и имели суровые недочеты. Число спутников в военном варианте составляло только 6 галлактических аппаратов, а в штатском – четыре. Таким макаром, интервал меж получением сигналов составлял до полутора часов. Не считая того, эти системы давали погрешность более 100 метров, и с помощью их можно было найти только 2 координаты. 12 октября 1982 состоялся пуск спутника для новейшей навигационной системы ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система). По плану создателей системы она должна включать в себя 24 спутника, запущенных на три орбиты высотой 19 100 км. Определение расстояния происходит аналогично системе GPS. 24 сентября 1993 года ГЛОНАСС начала свою работу, а в 1995 году спутниковая группировка насчитывала 24 аппарата. Но потом число работающих спутников сократилось из-за недочета финансирования. 18 мая 2007 Президент Рф издал указ «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Русской Федерации». Этот указ определяет открытый доступ к сигналам ГЛОНАСС русских и зарубежных людей, также ложит на Федеральное галлактическое агентство функции координатора мероприятий, связанных с навигационной системой. Плавный приход
С того времени как Правительством РФ утвержден новый технический регламент «О безопасности колесных транПодвесканых средств», будущее ГЛОНАСС в нашей стране предопределено. Все транПодвесканые средства, перевозящие пассажиров, и небезопасные грузы должны быть оборудованы аппаратурой ГЛОНАСС либо ГЛОНАСС/GPS начиная с 2012 года. При всем этом, согласно объяснению ГИБДД никаких лазеек для нерадивых перевозчиков не оставят – если транПодвесканое средство перевозит обозначенные категории хотя бы раз за месяц, придется подчиниться нововведениям. Стоит волноваться уже на данный момент по этому поводу и заблаговременно устанавливать аппаратуру ГЛОНАСС в том виде, в каком она существует на данный момент? Ответ на этот вопрос никак не очевиден. С одной стороны, в какой-то момент это все равно придется сделать, а с другой – излишняя спешка повлечет за собой значительные дополнительные расходы, беря во внимание имеющиеся цены на модули ГЛОНАСС -приемников старенького поколения. Большая часть системных интеграторов, занимающихся разработкой и внедрением систем транПодвесканого мониторинга, предлагают ГЛОНАСС для собственных систем только в качестве функции. С возникновением доступных ГЛОНАСС/GPS-чипов ситуация должна поменяться к наилучшему, и, может быть, есть смысл малость подождать, пока пройдет переходный период и ситуация с российскей навигацией совсем прояснится. Если есть необходимость оснащать собственный транПодвесканый парк аппаратурой уже на данный момент, то принципиально избрать такую систему, которая допускает безболезненный технический апдейт в дальнейшем.
Чтоб обеспечить наивысшую точность авто карты, по уже имеющимся и новым дорогам колесят мобильные «маяки»
Далековато сзади
Что можно приобрести уже на данный момент и что сулит такая покупка обыденным юзерам? К огорчению, сейчас ситуация плачевна. На теоретическом уровне на данный момент можно приобрести только одну модель навигатора ГЛОНАСС/GPS - Glospace SGK-70, созданную для обыденных юзеров и поставляющуюся известным ПО «Автоспутник». Ее стоимость, судя по текущим предложениям в Вебе, составляет около 10 тыс. рублей, что приблизительно в 2 раза дороже среднего GPS-автонавигатора. На рынке Glospace SGK-70 уже два года, и на момент начала продаж стоимость была более чем в два раза выше. С самого рождения навигатор не отвечал современным требованиям к эргономичности, функциональности, был еще больше собственных всераспространенных GPS-собратьев и не очень размеренно работал. Да и это еще не все. Как выяснилось, в протяжении всего срока продаж приобрести его было фактически нереально: продавался он, быстрее, номинально, чем реально. На прилавках неких магазинов лежали только демо эталоны. По оценке неких профессионалов, таких устройств было продано несколько тыщ штук, что, по сопоставлению с объемом рынка GPS-навигаторов, капля в море. Основная причина недостатка ГЛОНАСС-устройств кроется в том, что для GPS издавна разработаны и выпускаются дешевые, малогабаритные и экономные чипы приемников по типу всем известного SiRF Star III. А с ГЛОНАСС ситуация совершенно другая.
До недавнешнего момента технологические решения в этой области выпускали несколько российских компаний, таких, как ФГУП «НИИ КП», ОАО «Ижевский радиозавод», КБ «НАВИС» и еще пара компаний, технологии производства приемников предлагал также Spirit Telecom. При всем этом с сверхтехнологичными GPS-чипами у всех этих решений сильно мало общего, потому что построены они на обыденных электрических компонентах, что, в свою очередь, выливается в огромную стоимость, габариты и высочайшее энергопотребление. Положительные подвижки произошли только не так давно. КБ «НАВИС» спроектировало несколько вариантов чипов последнего поколения серии NV08C, способных принимать сигналы не только лишь русской ГЛОНАСС, да и GPS, также пока до конца не развернутых GALILEO и COMPASS. Чипы рассчитаны на создание по современному техпроцессу 90 нм, а их 1-ые коммерческие отгрузки планируется начать во 2-ой половине 2010 года. Так как в Рф техпроцесс 90 нм пока не освоен, чипы будут выполняться на европейских заводах, а потом создание плавненько переедет в Россию к 2011 году, когда современные технологические полосы построят на зеленоградском заводе «Микрон» либо где-либо еще. За всегда существования спутниковой системы ГЛОНАСС русскими предприятиями было сделано около 100 тыс. приемников, которые использовались в подавляющем большинстве случаев в муниципальном и военном секторах. При всем этом возможный спрос на новые чипы ГЛОНАСС, который возникнет в недалеком будущем, исчисляется миллионами штук! И это только начало. Расчетная цена чипов последнего поколения составляет около 450 рублей, что сравнимо с подобными решениями для GPS.
Галилео (Galileo) Европейский проект спутниковой системы навигации предназначен для решения навигационных задач для всех подвижных объектов с точностью наименее 1-го метра. Сейчас имеющиеся GPS-приемники не сумеют принимать и обрабатывать сигналы со спутников «Галилео», хотя достигнута договоренность о сопоставимости и взаимодополнению с системой NAVSTAR GPS третьего поколения. Потому что финансирование проекта будет осуществляться в том числе за счет реализации лицензий производителям приемников, следует также ждать, что стоимость на последние будет несколько выше нынешней. Кроме государств Евро общества достигнуты договоренности на роль в проекте с Китаем, Израилем, Южной Кореей, Украиной и Россией. Не считая того, ведутся переговоры с представителями Аргентины, Австралии, Бразилии, Чили, Индии, Малайзии. Ожидается, что «Галилео» войдет в строй в 2013 году, когда на орбиту будут выведены все 30 запланированных спутников (27 операционных и 3 запасных). В отличие от американской GPS и русской ГЛОНАСС, система «Галилео» не контролируется ни муниципальными, ни военными учреждениями. Сигналы системы «Галилео», как и GPS, станут доступны всем жителям планетки, но отдельные сигналы будут применены в военных целях либо будут добиваться покупки специальной лицензии. Навигационная система «Галилео» предоставит доступ к 5 разным службам. Open Service (открытая служба) станет доступной для всех юзеров. Для этой службы будет передаваться 2 сигнала на частоте 1164-1214 МГц и 1563-1591 МГц. При использовании 2-ух сигналов величина ошибки составит менее 8 метров. При использовании 1-го сигнала ошибка составит около 35 метров, что сравнимо с точностью GPS. Commercial Service (коммерческая служба) будет обеспечивать точность определения координат до 10 см. Это станет вероятным благодаря получению 2-ух дополнительных сигналов в спектре частот Е6 (1260-1300 МГц). Права на внедрение сигнала будут продаваться через провайдеров. Отменная известие
Тенденции таковы, что, покупая навигатор с поддержкой ГЛОНАСС, юзеру не придется метаться в муках выбора меж российскей и забугорной навигационными системами. Все многообещающие разработки, включая и первопроходческие чипы от КБ «НАВИС», обеспечивают одновременный прием сигналов ГЛОНАСС и GPS. Обе системы будут работать сразу, не конкурируя, а помогая друг дружке найти положение с большей точностью и помехозащищенностью. Там, где по каким-то причинам спутники одной системы находятся вне зоны видимости (уплотненная городская застройка, особенности ландшафта либо нехорошая погода), будут приниматься сигналы другой системы, и напротив. Исходя из убеждений навигационного ПО совсем не принципиально, с какого приемника приходит сигнал – программке главное получить координаты, обработать их и представить юзеру в наилучшем виде! На данный момент на рынке ПО и картографии для него достаточно много игроков – как российских, так и забугорных, потому для широкого внедрения российскей навигационной системы не будет нужно растрачивать много усилий: фундамент уже подготовлен. Вся территория Рф представлена в навигационных картах всеполноценно – сейчас охвачено около 70% автодорог и населенных пт. Принципиально осознавать, что для настоящей навигации недостаточно просто перевести карты в векторный формат. Для того чтоб программка могла прокладывать путь и вести по нему водителя, выдавая подсказки и сообщения о грядущих маневрах, нужен дополнительный картографический слой с разметкой дорог, дорожными знаками и другой сервисной информацией. Работа в этом направлении повсевременно ведется, и качество сервисов улучшается.
Все же поддерживать актуальность инфы очень трудно в быстроизменяющейся действительности, потому безупречного ПО и карт, которые совершенно не допускают ошибок, никогда не было и не будет. Большая часть производителей ПО поддерживают постоянное обновление навигационных карт через Веб либо любым другим методом. Кроме навигационного ПО и карт в последние годы развились интерактивные сервисы предупреждения о пробках, более известные Yandex.пробки, Navitel.пробки и СитиГИД (он же пробки на карты@mail.ru). Основаны эти сервисы на оборотной связи с юзерами при помощи все тех же GSM-сетей. Около сотки тыщ юзеров раз в день докладывают в диспетчерские центры о дилеммах на дороге, эта информация обрабатывается и оперативно рассылается назад в понятном для навигационного ПО виде. Таким макаром, программка, прокладывая лучший маршрут движения, учитывает текущую ситуацию на дорогах. Нужно сказать, что, беря во внимание специфику грузоперевозок, есть еще куда расти как навигационному ПО, так и самой картографии. Как нам понятно, сейчас на рынке нет ни 1-го предложения, где в картах содержалась бы информация о грузоподъемности мостов, ограничениях по высоте транПодвесканых средств и другая принципиальная для многих автоперевозчиков, но специфичная информация.
NAVTEQ
Сергей Одинец, директор по развитию NAVTEQ
– Наша компания практикуется на разработке высокоточных карт для навигационных систем, в том числе русской ГЛОНАСС. В секторе навигации коммерческого транПодвескаа мы хотим предложить два продукта – Truck POI и NAVTEQ Transport. 1-ый содержит информацию об АЗС и станциях техобслуживания. 2-ой – такие принципиальные данные, как ограничения по высоте, ширине, длине, массе транПодвесканого средства, способности перевозки небезопасных грузов и т. д. Оба продукта пока недосягаемы в Рф. Высочайшая точность карт достигается не только лишь благодаря использованию при их изготовлении аэрофотосъемки, да и верификации дорог мобильными командами. К примеру, при разработке карт Столичной и Ленинградской областей мы столкнулись не только лишь с дорогами, отсутствующими на начальных картах, да и дорогами-призраками!
На циркулирующих на рынке картах они есть, а в действительности уже нет либо никогда не было. Потому в процессе сотворения надежной навигации для транПодвесканой промышленности мы сначала ставим для себя цель по созданию четкой навигационной картоосновы Рф. Если гласить об нововведениях в нашей области, то они, сначала, касаются процесса сбора атрибутов и геометрии дорог. Так, новый LIDAR-локатор NAVTEQ позволяет захватывать более 1,5 млн пространственных координат каждую секунду. Это значительно больше в сопоставлении с другими системами LIDAR. Крутящаяся система лазеров способна собирать данные на большей дистанции – примерно до 120 метров, и с более высочайшей скоростью, позволяя исследовать дорожные знаки по ограничению скорости и сразу выполняя детализированное сканирование местности в наименьшем радиусе. Тогда как другие локаторы LIDAR употребляют одноступенчатое сканирование, которое позволяет получить данные в секторе с углом 90 градусов. 64 крутящихся лазера NAVTEQ собирают информацию по кругу. К другим особенностям системы относятся способность автоматом генерировать характеристики объектов, к примеру, высоту моста и ширину просвета с точностью до сантиметра. К примеру, в случае дороги под мостом это позволит собрать не только лишь ограничения согласно дорожного знака, да и реальные геометрические ограничения по высоте в привязке к полосе дороги. В 2010 году начнется оснащение полевых командNAVTEQ такими LIDAR-локаторами. Надеюсь, что мы сможем их использовать и в Рф. NAVSTAR GPS NAVigation Satelli-tes providing Time And Range, Global Positioning System (читается «джи пи эс») позволяет в любом месте Земли, включая приполярные области, практически при хоть какой погоде, также в галлактическом пространстве поблизости планетки найти положение и скорость объектов. Система разработана, реализована и эксплуатируется Министерством обороны США. Основной принцип использования системы — определение местоположения методом измерения расстояний до объекта от точек с известными координатами, спутников. Расстояние рассчитывается по времени задержки распространения сигнала от посылки его спутником до приема антенной GPS-приемника. Другими словами для определения трехмерных координат GPS-приемнику необходимо знать расстояние до 3-х спутников и время GPS-системы. Таким образом, для определения координат и высоты приемника употребляются сигналы как минимум с 3-х спутников. Дополнительные функции
Условно все навигационное оборудование можно поделить на две категории. 1-ая – приборы личного использования, когда навигатор служит только для того, чтоб определять положение объекта, демонстрировать его на карте и прокладывать маршрут до разыскиваемой точки (если это предвидено подходящим ПО). 2-ая – когда приемник ГЛОНАСС/GPS является частью более развернутой информационной системы (см. «Рейс» №5-2009 г. «Расширение штата»). В данном случае устройство обычно делает все функции, описанные для первой категории, также передает информацию средством некоего беспроводного интерфейса в диспетчерский центр либо сеть, где эти данные обрабатываются и на их базе принимаются решения.
На нынешний момент более пользующийся популярностью транПодвеска для передачи инфы – сотовые сети GSM, а конкретно протокол GPRS. Судя по всему, ситуация не поменяется и в обозримом будущем. Такому положению дел содействуют два фактора: отменная карта покрытия сетями GSM огромных территорий и умеренные тарифы на передачу данных. Скорости GPRS для трекинга координат объектов и передачи дополнительной служебной инфы более чем довольно, потому переход на другие вероятные эталоны 3G, 4G (WiMAX либо KTE) и т. д. в перспективе пригодится только для наращивания видов сервисов систем мониторинга, требующих передачи огромных объемов данных. Примером тут может служить необходимость передавать в диспетчерский центр изображение с одной либо нескольких видеокамер, установленных на транПодвесканом средстве.
Рынок мониторинга начал интенсивно развиваться сначала 2000-х годов. Ранее устройства с оборотной связью заинтересовывали потребителей только исходя из убеждений охраны. С развитием технологий стало понятно, что умственные системы мониторинга очень прибыльны, сначала, с экономической точки зрения, потому что позволяют сберегать горючее, смотреть за действиями служащих, хорошо организовывать логистику и т. д. Экономический эффект от внедрения таких систем с лихвой оправдывает все издержки на установку аппаратуры, абонентскую плату либо расходы на содержание дополнительного штата служащих.
При всем этом все функции обеспечения безопасности в системах мониторинга сохранились и развились в техническом плане. Сейчас на выбор есть полный арсенал средств начиная с установки тревожных кнопок, различных датчиков и радиомаяков до критической связи с водителем и установки видеокамер конкретно на транПодвесканом средстве. В перспективе в Рф подразумевается сделать единую систему безопасности транПодвесканых средств на базе навигационной системы ГЛОНАСС (см. «Рейс» №6-2009 г. «Искусственный разум»). Правительство обусловило федерального сетевого оператора навигационных услуг НИС «Навигационно-информационные системы» согласно постановлению правительства в июле 2009 года. В постановлении сказано, что НИС должен сделать инфраструктуру для того, чтоб оборудование разных производителей было совместимо вместе и могло работать в рамках единой информационной сети. Практически НИС является дочерней структурой ОАО «Российские галлактические системы», и речь в этом случае идет о разработке некоторых эталонов для будущей единой системы. К огорчению, пока все находится на шаге разработки и проектирования. Каким образом государству получится соединить сеть разобщенных мониторинговых систем, имеющихся в почти всех городках Рф и снаряженных своими диспетчерскими центрами? Разумеется, эта задачка не из обычных. Будет нужно существенное время на реализацию и надлежащие денежные вливания. Трудно гласить о том, чего пока нет, но попробуем малость пофантазировать. Единая система подразумевает глубокую интеграцию с муниципальными структурами, как следует, для перевозчиков в целом это обернется повышением уровня безопасности, также более резвым реагированием соответственных служб в случае появления нештатных ситуаций. С другой стороны, правительство получает в свои руки массивное средство контроля, а может быть, и экономического воздействия. Сейчас спецслужбы либо, скажем, налоговая инспекция сумеют сопоставить реальный пробег машины и то, что обозначено в отчетных документах, и сделать на основании этого надлежащие выводы.
BeiDou Китайское правительство официально утвердило программку развития государственной спутниковой системы в 1993 году. Эта система получила названиеBeiDou 1. Это выражение можно перевести с китайского как «большой ковш» с указанием на группу из 7 звезд в созвездии Большой медведицы. BeiDou 1 имеет принципное отличие от GPS, так как в китайской системе спутники размещаются на геостационарных орбитах, другими словами повсевременно находятся над одной и той же точкой земной поверхности. Орбиты 2-ух спутников определяются последующими меридианами – 80° и 140° восточной долготы, орбиты третьего и 4-ого спутников можно обозначить как GEO 110.5°E иGEO 86°E (геостационарные орбиты). Это позволяет получать сигналы системы на площади, ограниченной меридианами (70°-140° E) и параллелями (5°-55° N). Как следует, спутники стопроцентно покрывают местность Китая и неких примыкающих стран. Сектор контроля содержит в себе три наземных станции. Система обеспечивает точность определения координат с погрешностью менее 100 метров, но при использовании дифференциальных способов разброс может быть уменьшен до 20 метров. Очередное существенноеотличие BeiDou 1 от GPS – способ определения координат. Навигатор в китайской системе не только лишь приемник, да и передатчик сигнала. Станция мониторинга через два спутника отправляет сигнал юзеру. Устройство юзера после получения сигнала отправляет ответный сигнал через оба спутника. Наземная станция по задержке сигнала рассчитывает географические координаты юзера, определяет высоту по имеющейся базе данных и передает сигналы на устройство пользовательского сектора. Как следует, навигаторы для BeiDou 1 более дорогие и мощные, так как служат и для передачи сигналов. Но число юзеров, сразу работающих с системой, ограничено – 150 человек. Последующим шагом в развитии государственной навигационной системы Китая станет Compass Satellite Navigation System, либо BeiDou 2. Цель этой системы – обеспечение непрерывного определения координат и скорости с высочайшей точностью. Длительная цель – построение глобальной спутниковой системы, схожей ГЛОНАСС и GPS. BeiDou 2 будет предоставлять два типа обслуживания: открытые сигналы и сигналы, доступные только для лицензированных либо военных юзеров. Точность определения координат в границах 10 метров, скорость 0,2 м/с, а время 50 наносекунд. Эксперт Евгений Белянкоглавный конструктор компании«М2М телематика».
– Необходимо отметить, что системы мониторинга и управления автотранПодвескаом представляют собой непростой комплекс, состоящий из терминалов, датчиков, программного обеспечения. Все эти составляющие нуждаются в всеохватывающем проектировании. Гласить раздельно о преимуществах и недочетах оборудования не имеет смысла, нужно рассматривать всю систему полностью: каналы связи, структуру и количество диспетчерских центров, каким образом они связаны меж собой, какие уровни доступа имеют и пр. Компания «М2М телематика»занимается проектированием и поставкой таких систем. База хоть какой системы – абонентские терминалы. Cyber GLX – универсальный терминал, который нацелен на построение систем мониторинга на базе канала связи GSM. Он комфортен тем, что это малогабаритное, многофункциональное и дешевое устройство, которое может решить огромную часть задач, касающихся мониторинга транПодвескаа. Для навигации терминал употребляет системы ГЛОНАСС и GPS. Cyber GLX PRO – особый терминал, разработанный в согласовании с техническими требованиями МВД (может также применяться в других отраслях). Его отличие в том, что он поддерживает несколько каналов связи, к примеру, GSM и УКВ-радиосвязь. Cyber GLX PRO имеет особое конструктивное выполнение – железный защищенный корпус, вместительный интегрированный аккумулятор и особый режим сбережения энергии. Это проф устройство для построения суровых систем мониторинга. Терминал INMARSAT более нужен там, где появляются трудности с GSM-связью, другими словами единственный канал передачи данных – только система INMARSAT. Терминал комфортен тем, что он довольно малогабаритен, у него компактная антенна, которая крепится на крыше транПодвесканого средства. При использовании терминала следует держать в голове, что в больших широтах INMARSAT работает нестабильно. Поможет ли единая система от угонов?
Техническое оснащение угонщиков совершенствуется с каждым годом, также как средства противодействия им. Узеньким местом безопасности исходя из убеждений информационной системы является канал оборотной передачи данных. Если сработал датчик охраны, шофер надавил тревожную кнопку, либо машину угнали, и она едет в неведомом направлении, а диспетчер не получил об этом никакой инфы, смысла в таковой системе безопасности не сильно много. Нейтрализовать сигнал сотовой сети GSM специальной глушилкой до боли просто. Единственное, что будет созидать в данном случае диспетчер – пропажу оборотной связи с транПодвесканым средством, а такая пропажа может произойти и по массе других обстоятельств кроме вредных действий злоумышленников.
Связь может отсутствовать, если транПодвесканое средство находится в туннеле либо подземном гараже, вышло из зоны покрытия GSM-сети, сотовая сеть перегружена (а GPRS-протокол реализуется в сетях GSM на вторичной базе) и т. д. Не считая того, передача данных по GPRS в диспетчерский центр осуществляется не повсевременно, а через некие промежутки времени. Если связи нет более данного критичного времени, то это является суровым поводом для беспокойства, и становится понятно, что что-то не так, но за этот срок транПодвесканое средство могут отогнать на существенное расстояние и упрятать. Точно и оперативно найти форсмажорную ситуацию в случае оборотной связи по сотовым сетям сейчас проблемно – система сумеет посодействовать только в случае низкой квалификации угонщиков. В качестве кандидатуры либо дополнения к таковой системе можно рассматривать разные радиомаяки, отсылающие в диспетчерский центр повторяющиеся сигналы. Самопроизвольная пропажа сигнала от радиомаяка также вероятна из-за особенностей распространения радиоволн и других причин потому диспетчер столкнется в этом случае с точно такими же трудностями, но у радиомаяка есть преимущество: по радиосигналу угнанное транПодвесканое средство можно разыскать при помощи пеленга. Очевидно это справедливо только в этом случае если квалифицированные угонщики при помощи специальной аппаратуры не разыщут передатчик и оперативно не обезвредят его. Единая всероссийская система мониторинга дает тут дополнительные выгоды только исходя из убеждений скорости реагирования на нештатные ситуации милиции и других спецслужб, а качество определения самой ситуации и реагирования на нее пока остается под вопросом. Все находится в зависимости от определенной реализации системы в дальнейшем.
Приход ГЛОНАСС неизбежен. Полное укомплектование группировки спутников и насыщение рынка навигационным оборудованием произойдет в течение 2-ух лет. Карты для навигации по местности Рф есть. «Белые пятна» будут закрыты в последнее время. Наивысшую точность и наилучший прием сигнала обеспечивают навигационные системы, имеющие два приемника, – ГЛОНАСС и GPS. Для работы на интернациональных маршрутах лучше использовать навигационные системы, автоматом подгружающие карты регионов. Китайская, японская и индийская системы навигации для русского перевозчика не животрепещущи. Для перевозчиков, работающих по местности Европы, в перспективе животрепещуще внедрение оборудования с приемниками европейской навигационной системы «Галилео».
Но что делать перевозчикам, уже оснастившим свои машины GPS-навигаторами? Что делать тем, кто не только лишь работает по Рф, да и прогуливается за предел? Какому оборудованию дать предпочтение, чтоб не издержать Энциклопедия грузовых автомобилей впустую?
Русский рынок навигационных систем начал развиваться еще позднее забугорного, все же на данный момент установленный в машине приборчик, показывающий куда нужно далее ехать, закончил быть в диковину. Спутниковые навигационные системы берут свое начало еще со времен прохладной войны, когда две противоборствующие стороны, США и СССР, развернули их только для военных нужд. Обычным смертным навигационный сервис стал доступен только после соответственного разрешения южноамериканского правительства. Не заставляя себя длительно ожидать, на рынок хлынул поток различных GPS-навигаторов, стоимость на которые достаточно стремительно стала доступной за счет массовости производства. Были разработаны мелкие дешевенькие чипы, которые позволяли фактически хоть каким устройствам принимать спутниковые сигналы. Сейчас такие GPS-чипы представляют собой крохотную микросхему размером всего несколько мм, делаются они раз в год миллионами штук.
В масштабах страны трудно переоценить значимость навигационных систем. Военные нужды, мониторинг грузоперевозок и систем пассажирского транПодвескаа, работа МЧС – все в сильной степени завязано на способности стремительно и верно найти координаты объектов на суше, в воде и воздухе. Средства навигации сейчас являются неотъемлемой частью инфраструктуры хоть какого развитого страны, и Наша родина тут не исключение. К огорчению, российская навигационная система ГЛОНАСС очень постарела во время экономических катаклизмов в 90-е годы. Ресурс русских спутников оказался невысок, и многие из их вышли из строя, а недостающее финансирование не позволяло поддерживать систему в работоспособном состоянии. Ситуация поменялась практически пару лет вспять. Стало понятно, что иметь свою систему актуально принципиально, по другому можно однажды остаться без навигации вообщем, ведь все рычаги управления единственной, стопроцентно развернутой и работоспособной системой GPS находятся у янки. Опыт прошедших за последние годы военных конфликтов показал, что владельцы-операторы GPS просто могут избирательно нарушать работоспособность собственной системы для определенного региона.
Блок «АвтоТрекер» АТ 85 работает в совмещенном режиме ГЛОНАСС/GPS
Может быть, сейчас критичная масса использования навигационных систем в инфраструктуре страны еще не пройдена, но в дальнейшем нарушение работоспособности системы спутникового позиционирования неизбежно приведет к параличу всей транПодвесканой системы и невозможности выполнения актуально принципиальных задач. Чего греха таить, сейчас в почти всех городках Рф муниципальные и коммерческие предприятия, пользующиеся системами мониторинга транПодвескаа, употребляют аппаратуру GPS, паразитирующую на сигналах американских спутников.
GSM/УКВ/ГЛОНАСС/GPS телематический терминал М2M-Cyber GLX Pro
Чтобы переломить щекотливую ситуацию, на правительственном уровне было решено вернуть работоспособность российскей системы и обеспечить ей зеленоватый свет по внедрению во все уровни инфраструктуры. Собственные навигационные системы пробуют развернуть Китай (система COMPASS) и Европейское общество (система GALILEO). Так как у Рф в космосе уже имеется значимая группировка спутников (сейчас в рабочем состоянии находится 18 штук), а у намечающихся соперников собственные навигационные системы исключительно в планах либо на исходном шаге развертывания, у российскей системы есть значимая фора и все шансы выйти со собственной системой на мировой рынок. Продвижение российскей системы на экПодвеска может означать для нашего страны суровую статью дохода, также колебание стереотипов о положении Рф на мировом рынке в роли сырьевого придатка.
GSM/ГЛОНАСС/GPS телематический терминал M2M-Cyber GLX
Заинтригованность в этом проявляют многие страны, желающие иметь кандидатуру южноамериканскому GPS по этим же экономическим и стратегическим причинам. Мировой денежный кризис играет для Рф роль палочки-выручалочки, сдерживая развитие систем соперников.
Сравним?
Если откинуть системы GALLILEO и COMPASS как находящиеся на исходной стадии развертывания, прямым и единственным соперником российскей ГЛОНАСС остается все тот же южноамериканский GPS. Из-за того что русская группировка спутников выведена не стопроцентно, устойчивого определения координат по всему земному шару пока нет, но по просторам Рф система действует полностью уверенно. В дальнейшем, с наращиванием группировки спутников (нужное количество 24), ситуация исправится, и по зоне покрытия ГЛОНАСС станет стопроцентно равноценна GPS. По воззрению технических профессионалов, у ГЛОНАСС есть пара преимуществ, по сопоставлению с GPS. Во-1-х, это наилучшая помехозащищенность – в отличие от GPS, сигнал от спутников у ГЛОНАСС передается на различных частотах. Его труднее заглушить искусственным методом, а естественным помехам он наименее подвержен за счет частотного рассредотачивания сигналов. А именно, в Москве есть места, где сигнал GPS специально глушится. ГЛОНАСС в этих зонах будет работать стабильно. Во-2-х, потенциально из-за технических особенностей у приемников ГЛОНАСС меньше время старта, хотя по таблицам технических черт имеющихся разработок этого не скажешь. Другими словами, ГЛОНАСС-навигатор будет резвее отыскивать сигнал от спутников и определять положение. Каждый, кто воспользовался GPS-навигаторами, знает, как мучительно бывает иногда ожидание во время установления сеанса связи. Не считая того, южноамериканский GPS в силу прирожденных особенностей системы плохо работает в северных широтах. У системы ГЛОНАСС с покрытием данной географической зоны все в порядке!
ГЛОНАСС Первой спутниковой навигационной системой в СССР стала система «Циклон». Она была принята на вооружение в 1976 году. Позже, в 1979 году, появился штатский аналог этой системы навигации под заглавием «Цикада». Обе навигационные системы работали на базе эффекта Доплера и имели суровые недочеты. Число спутников в военном варианте составляло только 6 галлактических аппаратов, а в штатском – четыре. Таким макаром, интервал меж получением сигналов составлял до полутора часов. Не считая того, эти системы давали погрешность более 100 метров, и с помощью их можно было найти только 2 координаты. 12 октября 1982 состоялся пуск спутника для новейшей навигационной системы ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система). По плану создателей системы она должна включать в себя 24 спутника, запущенных на три орбиты высотой 19 100 км. Определение расстояния происходит аналогично системе GPS. 24 сентября 1993 года ГЛОНАСС начала свою работу, а в 1995 году спутниковая группировка насчитывала 24 аппарата. Но потом число работающих спутников сократилось из-за недочета финансирования. 18 мая 2007 Президент Рф издал указ «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Русской Федерации». Этот указ определяет открытый доступ к сигналам ГЛОНАСС русских и зарубежных людей, также ложит на Федеральное галлактическое агентство функции координатора мероприятий, связанных с навигационной системой. Плавный приход
С того времени как Правительством РФ утвержден новый технический регламент «О безопасности колесных транПодвесканых средств», будущее ГЛОНАСС в нашей стране предопределено. Все транПодвесканые средства, перевозящие пассажиров, и небезопасные грузы должны быть оборудованы аппаратурой ГЛОНАСС либо ГЛОНАСС/GPS начиная с 2012 года. При всем этом, согласно объяснению ГИБДД никаких лазеек для нерадивых перевозчиков не оставят – если транПодвесканое средство перевозит обозначенные категории хотя бы раз за месяц, придется подчиниться нововведениям. Стоит волноваться уже на данный момент по этому поводу и заблаговременно устанавливать аппаратуру ГЛОНАСС в том виде, в каком она существует на данный момент? Ответ на этот вопрос никак не очевиден. С одной стороны, в какой-то момент это все равно придется сделать, а с другой – излишняя спешка повлечет за собой значительные дополнительные расходы, беря во внимание имеющиеся цены на модули ГЛОНАСС -приемников старенького поколения. Большая часть системных интеграторов, занимающихся разработкой и внедрением систем транПодвесканого мониторинга, предлагают ГЛОНАСС для собственных систем только в качестве функции. С возникновением доступных ГЛОНАСС/GPS-чипов ситуация должна поменяться к наилучшему, и, может быть, есть смысл малость подождать, пока пройдет переходный период и ситуация с российскей навигацией совсем прояснится. Если есть необходимость оснащать собственный транПодвесканый парк аппаратурой уже на данный момент, то принципиально избрать такую систему, которая допускает безболезненный технический апдейт в дальнейшем.
Чтоб обеспечить наивысшую точность авто карты, по уже имеющимся и новым дорогам колесят мобильные «маяки»
Далековато сзади
Что можно приобрести уже на данный момент и что сулит такая покупка обыденным юзерам? К огорчению, сейчас ситуация плачевна. На теоретическом уровне на данный момент можно приобрести только одну модель навигатора ГЛОНАСС/GPS - Glospace SGK-70, созданную для обыденных юзеров и поставляющуюся известным ПО «Автоспутник». Ее стоимость, судя по текущим предложениям в Вебе, составляет около 10 тыс. рублей, что приблизительно в 2 раза дороже среднего GPS-автонавигатора. На рынке Glospace SGK-70 уже два года, и на момент начала продаж стоимость была более чем в два раза выше. С самого рождения навигатор не отвечал современным требованиям к эргономичности, функциональности, был еще больше собственных всераспространенных GPS-собратьев и не очень размеренно работал. Да и это еще не все. Как выяснилось, в протяжении всего срока продаж приобрести его было фактически нереально: продавался он, быстрее, номинально, чем реально. На прилавках неких магазинов лежали только демо эталоны. По оценке неких профессионалов, таких устройств было продано несколько тыщ штук, что, по сопоставлению с объемом рынка GPS-навигаторов, капля в море. Основная причина недостатка ГЛОНАСС-устройств кроется в том, что для GPS издавна разработаны и выпускаются дешевые, малогабаритные и экономные чипы приемников по типу всем известного SiRF Star III. А с ГЛОНАСС ситуация совершенно другая.
До недавнешнего момента технологические решения в этой области выпускали несколько российских компаний, таких, как ФГУП «НИИ КП», ОАО «Ижевский радиозавод», КБ «НАВИС» и еще пара компаний, технологии производства приемников предлагал также Spirit Telecom. При всем этом с сверхтехнологичными GPS-чипами у всех этих решений сильно мало общего, потому что построены они на обыденных электрических компонентах, что, в свою очередь, выливается в огромную стоимость, габариты и высочайшее энергопотребление. Положительные подвижки произошли только не так давно. КБ «НАВИС» спроектировало несколько вариантов чипов последнего поколения серии NV08C, способных принимать сигналы не только лишь русской ГЛОНАСС, да и GPS, также пока до конца не развернутых GALILEO и COMPASS. Чипы рассчитаны на создание по современному техпроцессу 90 нм, а их 1-ые коммерческие отгрузки планируется начать во 2-ой половине 2010 года. Так как в Рф техпроцесс 90 нм пока не освоен, чипы будут выполняться на европейских заводах, а потом создание плавненько переедет в Россию к 2011 году, когда современные технологические полосы построят на зеленоградском заводе «Микрон» либо где-либо еще. За всегда существования спутниковой системы ГЛОНАСС русскими предприятиями было сделано около 100 тыс. приемников, которые использовались в подавляющем большинстве случаев в муниципальном и военном секторах. При всем этом возможный спрос на новые чипы ГЛОНАСС, который возникнет в недалеком будущем, исчисляется миллионами штук! И это только начало. Расчетная цена чипов последнего поколения составляет около 450 рублей, что сравнимо с подобными решениями для GPS.
Галилео (Galileo) Европейский проект спутниковой системы навигации предназначен для решения навигационных задач для всех подвижных объектов с точностью наименее 1-го метра. Сейчас имеющиеся GPS-приемники не сумеют принимать и обрабатывать сигналы со спутников «Галилео», хотя достигнута договоренность о сопоставимости и взаимодополнению с системой NAVSTAR GPS третьего поколения. Потому что финансирование проекта будет осуществляться в том числе за счет реализации лицензий производителям приемников, следует также ждать, что стоимость на последние будет несколько выше нынешней. Кроме государств Евро общества достигнуты договоренности на роль в проекте с Китаем, Израилем, Южной Кореей, Украиной и Россией. Не считая того, ведутся переговоры с представителями Аргентины, Австралии, Бразилии, Чили, Индии, Малайзии. Ожидается, что «Галилео» войдет в строй в 2013 году, когда на орбиту будут выведены все 30 запланированных спутников (27 операционных и 3 запасных). В отличие от американской GPS и русской ГЛОНАСС, система «Галилео» не контролируется ни муниципальными, ни военными учреждениями. Сигналы системы «Галилео», как и GPS, станут доступны всем жителям планетки, но отдельные сигналы будут применены в военных целях либо будут добиваться покупки специальной лицензии. Навигационная система «Галилео» предоставит доступ к 5 разным службам. Open Service (открытая служба) станет доступной для всех юзеров. Для этой службы будет передаваться 2 сигнала на частоте 1164-1214 МГц и 1563-1591 МГц. При использовании 2-ух сигналов величина ошибки составит менее 8 метров. При использовании 1-го сигнала ошибка составит около 35 метров, что сравнимо с точностью GPS. Commercial Service (коммерческая служба) будет обеспечивать точность определения координат до 10 см. Это станет вероятным благодаря получению 2-ух дополнительных сигналов в спектре частот Е6 (1260-1300 МГц). Права на внедрение сигнала будут продаваться через провайдеров. Отменная известие
Тенденции таковы, что, покупая навигатор с поддержкой ГЛОНАСС, юзеру не придется метаться в муках выбора меж российскей и забугорной навигационными системами. Все многообещающие разработки, включая и первопроходческие чипы от КБ «НАВИС», обеспечивают одновременный прием сигналов ГЛОНАСС и GPS. Обе системы будут работать сразу, не конкурируя, а помогая друг дружке найти положение с большей точностью и помехозащищенностью. Там, где по каким-то причинам спутники одной системы находятся вне зоны видимости (уплотненная городская застройка, особенности ландшафта либо нехорошая погода), будут приниматься сигналы другой системы, и напротив. Исходя из убеждений навигационного ПО совсем не принципиально, с какого приемника приходит сигнал – программке главное получить координаты, обработать их и представить юзеру в наилучшем виде! На данный момент на рынке ПО и картографии для него достаточно много игроков – как российских, так и забугорных, потому для широкого внедрения российскей навигационной системы не будет нужно растрачивать много усилий: фундамент уже подготовлен. Вся территория Рф представлена в навигационных картах всеполноценно – сейчас охвачено около 70% автодорог и населенных пт. Принципиально осознавать, что для настоящей навигации недостаточно просто перевести карты в векторный формат. Для того чтоб программка могла прокладывать путь и вести по нему водителя, выдавая подсказки и сообщения о грядущих маневрах, нужен дополнительный картографический слой с разметкой дорог, дорожными знаками и другой сервисной информацией. Работа в этом направлении повсевременно ведется, и качество сервисов улучшается.
Все же поддерживать актуальность инфы очень трудно в быстроизменяющейся действительности, потому безупречного ПО и карт, которые совершенно не допускают ошибок, никогда не было и не будет. Большая часть производителей ПО поддерживают постоянное обновление навигационных карт через Веб либо любым другим методом. Кроме навигационного ПО и карт в последние годы развились интерактивные сервисы предупреждения о пробках, более известные Yandex.пробки, Navitel.пробки и СитиГИД (он же пробки на карты@mail.ru). Основаны эти сервисы на оборотной связи с юзерами при помощи все тех же GSM-сетей. Около сотки тыщ юзеров раз в день докладывают в диспетчерские центры о дилеммах на дороге, эта информация обрабатывается и оперативно рассылается назад в понятном для навигационного ПО виде. Таким макаром, программка, прокладывая лучший маршрут движения, учитывает текущую ситуацию на дорогах. Нужно сказать, что, беря во внимание специфику грузоперевозок, есть еще куда расти как навигационному ПО, так и самой картографии. Как нам понятно, сейчас на рынке нет ни 1-го предложения, где в картах содержалась бы информация о грузоподъемности мостов, ограничениях по высоте транПодвесканых средств и другая принципиальная для многих автоперевозчиков, но специфичная информация.
NAVTEQ
Сергей Одинец, директор по развитию NAVTEQ
– Наша компания практикуется на разработке высокоточных карт для навигационных систем, в том числе русской ГЛОНАСС. В секторе навигации коммерческого транПодвескаа мы хотим предложить два продукта – Truck POI и NAVTEQ Transport. 1-ый содержит информацию об АЗС и станциях техобслуживания. 2-ой – такие принципиальные данные, как ограничения по высоте, ширине, длине, массе транПодвесканого средства, способности перевозки небезопасных грузов и т. д. Оба продукта пока недосягаемы в Рф. Высочайшая точность карт достигается не только лишь благодаря использованию при их изготовлении аэрофотосъемки, да и верификации дорог мобильными командами. К примеру, при разработке карт Столичной и Ленинградской областей мы столкнулись не только лишь с дорогами, отсутствующими на начальных картах, да и дорогами-призраками!
На циркулирующих на рынке картах они есть, а в действительности уже нет либо никогда не было. Потому в процессе сотворения надежной навигации для транПодвесканой промышленности мы сначала ставим для себя цель по созданию четкой навигационной картоосновы Рф. Если гласить об нововведениях в нашей области, то они, сначала, касаются процесса сбора атрибутов и геометрии дорог. Так, новый LIDAR-локатор NAVTEQ позволяет захватывать более 1,5 млн пространственных координат каждую секунду. Это значительно больше в сопоставлении с другими системами LIDAR. Крутящаяся система лазеров способна собирать данные на большей дистанции – примерно до 120 метров, и с более высочайшей скоростью, позволяя исследовать дорожные знаки по ограничению скорости и сразу выполняя детализированное сканирование местности в наименьшем радиусе. Тогда как другие локаторы LIDAR употребляют одноступенчатое сканирование, которое позволяет получить данные в секторе с углом 90 градусов. 64 крутящихся лазера NAVTEQ собирают информацию по кругу. К другим особенностям системы относятся способность автоматом генерировать характеристики объектов, к примеру, высоту моста и ширину просвета с точностью до сантиметра. К примеру, в случае дороги под мостом это позволит собрать не только лишь ограничения согласно дорожного знака, да и реальные геометрические ограничения по высоте в привязке к полосе дороги. В 2010 году начнется оснащение полевых командNAVTEQ такими LIDAR-локаторами. Надеюсь, что мы сможем их использовать и в Рф. NAVSTAR GPS NAVigation Satelli-tes providing Time And Range, Global Positioning System (читается «джи пи эс») позволяет в любом месте Земли, включая приполярные области, практически при хоть какой погоде, также в галлактическом пространстве поблизости планетки найти положение и скорость объектов. Система разработана, реализована и эксплуатируется Министерством обороны США. Основной принцип использования системы — определение местоположения методом измерения расстояний до объекта от точек с известными координатами, спутников. Расстояние рассчитывается по времени задержки распространения сигнала от посылки его спутником до приема антенной GPS-приемника. Другими словами для определения трехмерных координат GPS-приемнику необходимо знать расстояние до 3-х спутников и время GPS-системы. Таким образом, для определения координат и высоты приемника употребляются сигналы как минимум с 3-х спутников. Дополнительные функции
Условно все навигационное оборудование можно поделить на две категории. 1-ая – приборы личного использования, когда навигатор служит только для того, чтоб определять положение объекта, демонстрировать его на карте и прокладывать маршрут до разыскиваемой точки (если это предвидено подходящим ПО). 2-ая – когда приемник ГЛОНАСС/GPS является частью более развернутой информационной системы (см. «Рейс» №5-2009 г. «Расширение штата»). В данном случае устройство обычно делает все функции, описанные для первой категории, также передает информацию средством некоего беспроводного интерфейса в диспетчерский центр либо сеть, где эти данные обрабатываются и на их базе принимаются решения.
На нынешний момент более пользующийся популярностью транПодвеска для передачи инфы – сотовые сети GSM, а конкретно протокол GPRS. Судя по всему, ситуация не поменяется и в обозримом будущем. Такому положению дел содействуют два фактора: отменная карта покрытия сетями GSM огромных территорий и умеренные тарифы на передачу данных. Скорости GPRS для трекинга координат объектов и передачи дополнительной служебной инфы более чем довольно, потому переход на другие вероятные эталоны 3G, 4G (WiMAX либо KTE) и т. д. в перспективе пригодится только для наращивания видов сервисов систем мониторинга, требующих передачи огромных объемов данных. Примером тут может служить необходимость передавать в диспетчерский центр изображение с одной либо нескольких видеокамер, установленных на транПодвесканом средстве.
Рынок мониторинга начал интенсивно развиваться сначала 2000-х годов. Ранее устройства с оборотной связью заинтересовывали потребителей только исходя из убеждений охраны. С развитием технологий стало понятно, что умственные системы мониторинга очень прибыльны, сначала, с экономической точки зрения, потому что позволяют сберегать горючее, смотреть за действиями служащих, хорошо организовывать логистику и т. д. Экономический эффект от внедрения таких систем с лихвой оправдывает все издержки на установку аппаратуры, абонентскую плату либо расходы на содержание дополнительного штата служащих.
При всем этом все функции обеспечения безопасности в системах мониторинга сохранились и развились в техническом плане. Сейчас на выбор есть полный арсенал средств начиная с установки тревожных кнопок, различных датчиков и радиомаяков до критической связи с водителем и установки видеокамер конкретно на транПодвесканом средстве. В перспективе в Рф подразумевается сделать единую систему безопасности транПодвесканых средств на базе навигационной системы ГЛОНАСС (см. «Рейс» №6-2009 г. «Искусственный разум»). Правительство обусловило федерального сетевого оператора навигационных услуг НИС «Навигационно-информационные системы» согласно постановлению правительства в июле 2009 года. В постановлении сказано, что НИС должен сделать инфраструктуру для того, чтоб оборудование разных производителей было совместимо вместе и могло работать в рамках единой информационной сети. Практически НИС является дочерней структурой ОАО «Российские галлактические системы», и речь в этом случае идет о разработке некоторых эталонов для будущей единой системы. К огорчению, пока все находится на шаге разработки и проектирования. Каким образом государству получится соединить сеть разобщенных мониторинговых систем, имеющихся в почти всех городках Рф и снаряженных своими диспетчерскими центрами? Разумеется, эта задачка не из обычных. Будет нужно существенное время на реализацию и надлежащие денежные вливания. Трудно гласить о том, чего пока нет, но попробуем малость пофантазировать. Единая система подразумевает глубокую интеграцию с муниципальными структурами, как следует, для перевозчиков в целом это обернется повышением уровня безопасности, также более резвым реагированием соответственных служб в случае появления нештатных ситуаций. С другой стороны, правительство получает в свои руки массивное средство контроля, а может быть, и экономического воздействия. Сейчас спецслужбы либо, скажем, налоговая инспекция сумеют сопоставить реальный пробег машины и то, что обозначено в отчетных документах, и сделать на основании этого надлежащие выводы.
BeiDou Китайское правительство официально утвердило программку развития государственной спутниковой системы в 1993 году. Эта система получила названиеBeiDou 1. Это выражение можно перевести с китайского как «большой ковш» с указанием на группу из 7 звезд в созвездии Большой медведицы. BeiDou 1 имеет принципное отличие от GPS, так как в китайской системе спутники размещаются на геостационарных орбитах, другими словами повсевременно находятся над одной и той же точкой земной поверхности. Орбиты 2-ух спутников определяются последующими меридианами – 80° и 140° восточной долготы, орбиты третьего и 4-ого спутников можно обозначить как GEO 110.5°E иGEO 86°E (геостационарные орбиты). Это позволяет получать сигналы системы на площади, ограниченной меридианами (70°-140° E) и параллелями (5°-55° N). Как следует, спутники стопроцентно покрывают местность Китая и неких примыкающих стран. Сектор контроля содержит в себе три наземных станции. Система обеспечивает точность определения координат с погрешностью менее 100 метров, но при использовании дифференциальных способов разброс может быть уменьшен до 20 метров. Очередное существенноеотличие BeiDou 1 от GPS – способ определения координат. Навигатор в китайской системе не только лишь приемник, да и передатчик сигнала. Станция мониторинга через два спутника отправляет сигнал юзеру. Устройство юзера после получения сигнала отправляет ответный сигнал через оба спутника. Наземная станция по задержке сигнала рассчитывает географические координаты юзера, определяет высоту по имеющейся базе данных и передает сигналы на устройство пользовательского сектора. Как следует, навигаторы для BeiDou 1 более дорогие и мощные, так как служат и для передачи сигналов. Но число юзеров, сразу работающих с системой, ограничено – 150 человек. Последующим шагом в развитии государственной навигационной системы Китая станет Compass Satellite Navigation System, либо BeiDou 2. Цель этой системы – обеспечение непрерывного определения координат и скорости с высочайшей точностью. Длительная цель – построение глобальной спутниковой системы, схожей ГЛОНАСС и GPS. BeiDou 2 будет предоставлять два типа обслуживания: открытые сигналы и сигналы, доступные только для лицензированных либо военных юзеров. Точность определения координат в границах 10 метров, скорость 0,2 м/с, а время 50 наносекунд. Эксперт Евгений Белянкоглавный конструктор компании«М2М телематика».
– Необходимо отметить, что системы мониторинга и управления автотранПодвескаом представляют собой непростой комплекс, состоящий из терминалов, датчиков, программного обеспечения. Все эти составляющие нуждаются в всеохватывающем проектировании. Гласить раздельно о преимуществах и недочетах оборудования не имеет смысла, нужно рассматривать всю систему полностью: каналы связи, структуру и количество диспетчерских центров, каким образом они связаны меж собой, какие уровни доступа имеют и пр. Компания «М2М телематика»занимается проектированием и поставкой таких систем. База хоть какой системы – абонентские терминалы. Cyber GLX – универсальный терминал, который нацелен на построение систем мониторинга на базе канала связи GSM. Он комфортен тем, что это малогабаритное, многофункциональное и дешевое устройство, которое может решить огромную часть задач, касающихся мониторинга транПодвескаа. Для навигации терминал употребляет системы ГЛОНАСС и GPS. Cyber GLX PRO – особый терминал, разработанный в согласовании с техническими требованиями МВД (может также применяться в других отраслях). Его отличие в том, что он поддерживает несколько каналов связи, к примеру, GSM и УКВ-радиосвязь. Cyber GLX PRO имеет особое конструктивное выполнение – железный защищенный корпус, вместительный интегрированный аккумулятор и особый режим сбережения энергии. Это проф устройство для построения суровых систем мониторинга. Терминал INMARSAT более нужен там, где появляются трудности с GSM-связью, другими словами единственный канал передачи данных – только система INMARSAT. Терминал комфортен тем, что он довольно малогабаритен, у него компактная антенна, которая крепится на крыше транПодвесканого средства. При использовании терминала следует держать в голове, что в больших широтах INMARSAT работает нестабильно. Поможет ли единая система от угонов?
Техническое оснащение угонщиков совершенствуется с каждым годом, также как средства противодействия им. Узеньким местом безопасности исходя из убеждений информационной системы является канал оборотной передачи данных. Если сработал датчик охраны, шофер надавил тревожную кнопку, либо машину угнали, и она едет в неведомом направлении, а диспетчер не получил об этом никакой инфы, смысла в таковой системе безопасности не сильно много. Нейтрализовать сигнал сотовой сети GSM специальной глушилкой до боли просто. Единственное, что будет созидать в данном случае диспетчер – пропажу оборотной связи с транПодвесканым средством, а такая пропажа может произойти и по массе других обстоятельств кроме вредных действий злоумышленников.
Связь может отсутствовать, если транПодвесканое средство находится в туннеле либо подземном гараже, вышло из зоны покрытия GSM-сети, сотовая сеть перегружена (а GPRS-протокол реализуется в сетях GSM на вторичной базе) и т. д. Не считая того, передача данных по GPRS в диспетчерский центр осуществляется не повсевременно, а через некие промежутки времени. Если связи нет более данного критичного времени, то это является суровым поводом для беспокойства, и становится понятно, что что-то не так, но за этот срок транПодвесканое средство могут отогнать на существенное расстояние и упрятать. Точно и оперативно найти форсмажорную ситуацию в случае оборотной связи по сотовым сетям сейчас проблемно – система сумеет посодействовать только в случае низкой квалификации угонщиков. В качестве кандидатуры либо дополнения к таковой системе можно рассматривать разные радиомаяки, отсылающие в диспетчерский центр повторяющиеся сигналы. Самопроизвольная пропажа сигнала от радиомаяка также вероятна из-за особенностей распространения радиоволн и других причин потому диспетчер столкнется в этом случае с точно такими же трудностями, но у радиомаяка есть преимущество: по радиосигналу угнанное транПодвесканое средство можно разыскать при помощи пеленга. Очевидно это справедливо только в этом случае если квалифицированные угонщики при помощи специальной аппаратуры не разыщут передатчик и оперативно не обезвредят его. Единая всероссийская система мониторинга дает тут дополнительные выгоды только исходя из убеждений скорости реагирования на нештатные ситуации милиции и других спецслужб, а качество определения самой ситуации и реагирования на нее пока остается под вопросом. Все находится в зависимости от определенной реализации системы в дальнейшем.
Приход ГЛОНАСС неизбежен. Полное укомплектование группировки спутников и насыщение рынка навигационным оборудованием произойдет в течение 2-ух лет. Карты для навигации по местности Рф есть. «Белые пятна» будут закрыты в последнее время. Наивысшую точность и наилучший прием сигнала обеспечивают навигационные системы, имеющие два приемника, – ГЛОНАСС и GPS. Для работы на интернациональных маршрутах лучше использовать навигационные системы, автоматом подгружающие карты регионов. Китайская, японская и индийская системы навигации для русского перевозчика не животрепещущи. Для перевозчиков, работающих по местности Европы, в перспективе животрепещуще внедрение оборудования с приемниками европейской навигационной системы «Галилео».