У ДЕДА БЫЛ Таковой ЖЕ
У ДЕДА БЫЛ Таковой ЖЕ
фото создателя
Что желают сборщики мотостарины
Представлю неких персонажей "антикварной" тусовки. Я повстречал их на столичном "Мотор-шоу" около экспозиции "Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина".
Александр Ростиславович Нестеров - представитель старшего поколения любителей ретро-техники. В свое время в столичном клубе "Следопыты автомотостарины" (САМС) больше был известен его брат, Олег Ростиславович - конкретный автомобилист. Он сохранил довоенную "эмку" ГАЗ М-1, на которой, представьте для себя, его привезли из роддома! И он же собрал практически "с нуля" известную "полуторку" - грузовик ГАЗ-АА. - А я всегда больше интересовался байками, - говорил Александр Ростиславович. - Было у меня всякой техники значительно - и Indian Big Chief, и Harley разной кубатуры… А как-то предложили приобрести любопытнейший байк - вот этот Henderson. Больно увлекательная машина - и согласился взять. Но серьезно ею заняться руки дошли только на данный момент, когда стал пенсионером, а до того времени все свободное время отдавал аквалангу … Ходовую часть приводил в порядок сам и красил тоже. Вроде вышло аккуратненько, а сюда приехали, супруга посмотрела на всю ту красоту, что тут выставлена, - давай обдирай, гласит, все свое малярное искусство да отдай кому-нибудь из этих ребят выкрасить как надо - чтоб наш байк смотрелся не ужаснее!
Шутки-шутками, а пришлось, так что пока байк экспонируется без мотора. Разборка и дефектовка агрегата принесли обладателю сюрпризец: оказалось, ведущая шестерня первой передачи, работающая в неизменном зацеплении, очень изношена. Не достаточно того, что размер "питчевый" (т. е. дюймовый), так вприбавок к тому на одном валу с дефектной шестерней посажена к тому же другая. Она к тому же "хитрецкая" - со спиральными зубьями, и тоже "питчевыми". Такую деталь сегодня никто даже не возьмется сделать, а без нее - никак: коленвал мотора в раме размещен продольно, а валы коробки - поперечные, так как привод заднего колеса цепной. Спиральная пара, выходит, и обеспечивает передачу вращающего момента под прямым углом. Вот таковой перпендикуляр! Но не поменять же из-за недостатка весь движок! Он же притча, если кто осознает: рядная нижнеклапанная 1300-кубовая "четверка" с раздельными цилиндрами, при этом каждый отлит совместно с головкой, а клапаны инсталлируются через особые отверстия с резьбовыми пробками… Побеседовал я здесь с ребятами, - просветлел лицом Нестеров, - как бы берутся посодействовать - есть в их головах превосходный вариант.
Вобщем, и ходовая часть тоже наинтереснейшая "вещичка". Чего стоит один только ленточный задний тормоз! А, каково! А то, что перья фронтальной вилки проходят через крыло? Это ж изящнейшее дизайнерское решение конца 20-х годов.
- Вообще-то, это полицейский байк, - растолковал обладатель. - На нем спидометр с дополнительной стрелкой: при сбросе газа она фиксирует показатель предшествующей скорости. Понятно - для чего? Догнал коп лихача, проехал сколько-то у него "на хвосте", позже тормознул - а на спидометре зафиксировано превышение скорости. И радар не нужен!
(Не оспаривая это утверждение обладателя, заметим, что некие спецы считают таковой механизм штатным оснащением американских спидометров тех пор - прим. авт.).
Два таких байка привезли в свое время работавшие в США инженеры. Позднее одна из машин "уплыла" за границу, а 2-ая и, похоже, единственная в Рф - вот она, реставрируется понемногу. Глядишь, в скором времени мы увидим Henderson K 1928 года на ходу.
А вот другая история страсти - сравнимо не так давно страдающего великодушной "заболеванием" реставратора. Тарас Арбузов мальчиком ездил на велике с моторчиком Д-6, на CZ, и ничто не сулило огромных "проблем", но лет 6 вспять на глаза попалось объявление "Продам Harley-Davidson VL 1935 года".
- Он перевернул мою жизнь! Восстановление заняло около 3-х лет, старался все делать сам, разве что мехобработку заказывал на стороне. Равномерно раритеты захватили так, что занялся реставрацией мастерски. Уже полгода существует моя мастерская, на данный момент в работе 6 байков. Надеюсь, половину из их сможем в готовом виде показать на последующей выставке, - ведает Тарас.
На подиумах по углам другого щита "Мотор-шоу" - мастерской Дмитрия Лебедева - расставлены четыре байка, 5-ый - в центре. Наибольшее внимание гостей завлекали, как ни удивительно, не довоенные аппараты, а умеренная, но с огромным вкусом восстановленная Pannonia.
Владелец щита делился с плохо скрываемой гордостью:
- Невзначай подслушал дискуссии гостей: "Такая же была у моего отца", "…и у деда", "…меня возили в таковой коляске"… Это собственного рода домашняя ностальгия, - поведал Дмитрий. - Pannonia помнит даже сегодняшнее поколение! Для собирателя эта модель - вещь полностью некоммерческая. Но я для себя произнес: такие Новинки Автопрома должны жить далее. Более того, их должно быть много! Не только лишь чтоб скучать. Думаю, для тех, в ком пока дремлет страсть к собирательству и реставрации, этот "малобюджетный" вариант - импульс, чтоб сделать шаг в мир антикварной техники. А для того, чтоб тема ретро-техники жила и не гасла, увлечение должно стать массовым.
Хобби Дмитрия Лебедева когда-то началось с мопеда и работы с чужими "железяками". А позже удалось приобрести стопроцентно комплектный, но… до болтика разобранный Бмв R-66.
- Мы с товарищем его собрали за трое суток без сна и отдыха - просто для того, чтоб проехаться - до того было любопытно. - А на данный момент в коллекции Лебедева практически 20 байков.
Единственный в зале русский байк - Подвескаивный М-75М, его представлял питерский собиратель Ярослав Конкин. Известный это был аппарат! В 50-е годы на таких выступали ведущие гонщики страны. До наших дней дошел только мотор, все другое воссоздано по эталону, лежащему в Политехническом музее, по фотографиям, сведениям из книжек. "Но я считаю, что эта работа вправе называться реставрацией, ведь движок - "родной", все Ремонт и эксплуатация - уникальные либо восстановленные, они с серийных байков, выпускавшихся на том же заводе", - разъяснял Ярослав Конкин. Поведал, что ретро-техникой интересовался с юношества.
В различное время, в разном возрасте они вступили в этот умопомрачительный мир, и "импульсы", подтолкнувшие их сделать шаг сюда, тоже различные. Одно у их общее: ни комплотами, никаким "хирургическим вмешательством" их вспять не увлечешь: нет соблазнительности сильнее, чем исследование людской мысли. Да никому и в голову не взбредет звать их в "нормальную" жизнь: на их держится этот мир.